План стойкости Украины был подвергнут серьезной критике со стороны украинцев. Но на самом деле я положительно отношусь к идее создания и реализации подобного плана. Почему? Потому что мы нуждаемся в четких скоординированных действиях в политиках государства в социальной, экономической, международной сферах и сфере безопасности, которые бы пришли на смену кешбэкам, раздачам 1000 грн и другим неэффективным, — скорее, коммуникационным, чем стратегическим, — подходам.
Потому что у нас, к сожалению, подавляющее большинство планов, стратегий и других похожих документов разрабатываются не инклюзивным образом — без привлечения широких слоев населения и общественных экспертов.
Это делает документы, продуцируемые государством, неэффективными и даже мертворожденными. Логично, что они не воплощаются в жизнь или не приводят к необходимым общественным и экономическим изменениям. У них нет достаточной экономической основы, элементарного моделирования или объективизации. Но существует возможность сделать все принципиально по-другому, как это уже удалось в нескольких государственных документах.
В таких, как, например, Национальная стратегия демографического развития, к подготовке которой были привлечены все институты, имеющие экспертизу. В результате Министерство социальной политики получило современную стратегию, определяющую дальнейшие действия. Министерство экономики таким образом разработало стратегию развития малого и среднего бизнеса. Также и Украинский план готовился довольно инклюзивным образом.
Наконец на уровне офиса президента прозвучала идея привлечь гражданское общество к формированию Плана стойкости Украины. Это действительно большие изменения в отношении к гражданскому обществу со стороны лидеров страны. Поэтому сам факт того, что есть шанс на построение диалога, абсолютно положительный.
Но вопрос, дойдет ли этот процесс до продуцирования реального документа? Или же традиционно закончится просто обсуждениями и громкими заявлениями? Насколько в действительности будут учтены мнения общественных экспертов?
Планов много — усиления недостаточно
Будучи сейчас привлеченным к ряду проектов содействия в треугольнике «Украинские государственные институты — Международные организации — Аналитические центры и бизнес», могу подтвердить положительные сдвиги. Но уверенно сказать, что новые планы действительно будут планами Победы, я, к сожалению, не могу. И вот почему. У нас в стране государство продуцирует большое количество планов, но традиционно мало продвигается вперед в их реализации.
На мой взгляд, нам не хватает не столько и не только планов, сколько общественного консенсуса по ответам на ключевые важные вопросы. Такие, как, например, за счет чего мы победим? Ответа на этот вопрос до сих пор нет, как и стратегической идеи Плана победы и Плана стойкости. Мы видим, что договариваться наши враги не хотят, сдаваться не хотят, разваливаться не хотят.
Хотя сами мы понимаем, что необходимо настойчиво работать для усиления обороноспособности Украины, что надо больше санкций от международных партнеров, что требуется больше оружия. Также нужны более эффективная мобилизация (и демобилизация), лучшая технологизация наших Вооруженных сил, лучшая система управления. Но почему же настолько очевидные вещи не реализуются? Чего не хватает? И достаточно ли всего перечисленного для победы?
Это снова вопросы, на которые у нас до сих пор нет ответов. В то же время одно из недавних украинских исследований показало, что, несмотря на распространенное мнение о расколе украинского общества, никакого раскола нет. Он есть только в сознательно подогретой врагом публичной дискуссии. А на самом деле украинцы едины. Хотя это не мешает обществу считать эти расколы реальными. Вот такой парадокс.
И как раз ключевая причина того, что украинцы убеждены, что они расколоты, — это, по моему мнению, то, что в стране нет общего видения. И хотя мой друг и коллега Валерий Пекарь считает, что одной из главных причин этого мнимого раскола являются вражеские анонимные telegram-каналы, позволю себе подчеркнуть, что такое возможно только в том случае, если содержимое этих telegram-каналов падает на почву разочарования и отсутствия понимания, что в дальнейшем — это ощущение светлых перспектив.
Никакие бы telegram-каналы не сработали, если бы консолидированное общество знало ответы на общественно важные вопросы, в частности следующие: куда мы идем? что мы хотим иметь впереди? ради чего все это? Но у нас обычно какая-то постоянная авральная защита. Мы постоянно не в конструктивном контексте создания и построения, но в перманентном процессе перестройки и восстановления.
Мы 33 года назад вышли из Египта, но не куда-то к цели или в какое-то определенное место, мы просто бродим по пустыне. Вот в чем беда. Поэтому подавляющее большинство реформ реально не реализуются. Потому что нет никакой последовательности в действиях государства. Нет стратегии. Нет единого лидерства. Нет плана, по которому мы движемся. У нас постоянное броуновское движение. Именно поэтому мы действительно уязвимые и слабые.
Перенаписание страны
Для системных изменений мы должны радикально «перенаписать» страну. И для этого нам надо в первую очередь начать говорить на взрослые темы. О том, что есть разное понимание справедливости. Например, в обществе, стремящемся к модернизации, справедливость — это общественное благо. Мы должны уничтожить весь этот совок с его «нужно, чтобы у меня было не хуже, чем у него».
Мы должны перейти к пониманию того, что справедливость в модерной Украине — это то, что является благом для общества в целом. И тогда появится возможность эффективно проводить мобилизацию, а точнее, рекрутинг; нормально осуществлять экономические и образовательные реформы.
Мы должны понимать, например, что нам не нужны школы с плохим образованием и 600 тысяч работников образования. Наоборот, нам нужны школы с современным образованием, с наполненными классами, с учителями, получающими нормальные зарплаты. Пусть их будет 250 тысяч, но они будут современные, инновационные и профессиональные. И будут любить учеников и профессию, а не выживать.
И то же самое в других сферах. Потому что только радикальные системные реформы и перенаписанная модерная страна спасут нас. В ином случае бесперспективность изменений, бессодержательные кадровые перестановки, неинклюзивные реформы и приводят к тотальному отсутствию ощущения светлых перспектив. И это все может быть напрямую связано с отсутствием настоящего современного лидерства.
Американский философ Кен Уилбер очень точно сказал, что в современном мире, лишенном ценностей, правды, ориентиров, направлений, лидерство состоит просто в том, чтобы встать и честно сказать, что истина есть и она лежит в каком-то конкретном направлении.
Сегодня мы живем в мире, где люди достаточно развиты и самостоятельны, а задача лидеров — просто показать путь и дать надежду. Показать путь и дать надежду — это именно то, чего нам сильно не хватает. Мы как нация не понимаем и не видим пути, поэтому у нас нет надежды. А это в первую очередь вопрос современного визионерского лидерства.
Единственный путь для Украины в будущем — это быть страной-магнитом для талантливых людей прежде всего, но не только украинцев, со всего мира. Для украинцев, которые в таком случае сами захотят возвращаться, даже без специального министерства. Стать и быть страной лучших возможностей. Если мы будем ставить в приоритет создание возможностей, то победим.
Для страны возможностей необходимо построить человекоцентричное государство, которое создавало бы такие возможности — реализоваться, менять профессию, переезжать из одной области в другую, запускать бизнес, распространять идею, изобретать и создавать, иными словами, постоянно находить для себя новую возможность и реализовывать ее.
Украина должна стать человекоцентричным государством с экономическими свободами и ответственными гражданами, права и свободы которых гарантированы. Стать лучшим местом в мире для рождения детей, идей, бизнесов, проектов, произведений — лучшим местом в мире для созидания. Именно тогда мы станем глобальным субъектом и будем интересны всем. Прежде всего самим себе.