Команда Орбана—Фицо ожидает пополнения: как Австрия позволила ультраправым выиграть
Команда Орбана—Фицо ожидает пополнения: как Австрия позволила ультраправым выиграть

Команда Орбана—Фицо ожидает пополнения: как Австрия позволила ультраправым выиграть

Команда Орбана—Фицо ожидает пополнения: как Австрия позволила ультраправым выиграть

Долгая переговорная эпопея, целью которой было не допустить к формированию австрийского правительства ультраправую Партию свободы (FPÖ), завершилась крахом. Уже в ближайшее время в Австрии может появиться правительство, часть министров которого будет иметь особые сентименты к России и будет скептически настроена к продолжению поддержки Украины. Таким образом, официальная Вена может присоединиться к неформальной группе стран ЕС в составе Венгрии и Словакии, власть которых благосклонно относится к идее умиротворения агрессора и настроена на сотрудничество с Путиным.

Коалиционные переговоры между разными партиями с целью не допустить к власти крайних правых — распространенная практика в современной Европе. Однако эта тактика не всегда успешна и весьма рискованна. Ее можно апробировать, если партия, которую не хотят видеть в правительстве, набрала относительно незначительное количество голосов или заняла второе или третье место. Но когда политическая сила победила на выборах, пытаться ее изолировать слишком сложно. И, конечно, это не вызывает восторга у избирателей, которые считают, что обанкротившиеся политики стараются таким способом изменить результаты голосования. К тому же это часто предполагает формирование неестественной коалиции между партиями, принадлежащими к разным идеологическим нишам. Шансы создать стабильное дееспособное правительство при таких условиях незначительны. Что и продемонстрировал пример Австрии.

29 сентября Австрийская партия свободы впервые в своей истории победила на парламентских выборах и получила больше 29% голосов. Австрийская народная партия с бывшим канцлером Карлом Негаммером финишировала второй (более 26% голосов). Социал-демократы (ÖVP) набрали 20,5%, либералы NEOS — около 9%, а «зеленые» — 8,7%. В австрийском парламенте сложилась конфигурация сил, при которой ни одна из политических партий не может сформировать правительство своими силами. Ведь для этого необходимо большинство в 92 мандата. Стало очевидно, что без коалиции не обойтись. Другой вопрос, какой должна быть эта коалиция.

На первый взгляд, естественнее с идеологической точки зрения выглядела бы коалиция при участии Австрийской партии свободы и Австрийской народной партии. В сумме эти политические силы получили 108 мандатов. Да и раньше они уже имели опыт совместной работы в правительстве. Но препятствует такому развитию событий нежелание других политических сил и персонально канцлера Негаммера сотрудничать с ультраправыми в составе правительства. Фигура лидера Партии свободы Герберта Кикля во главе исполнительной власти вызвала такую антипатию, что австрийские политики попробовали оставить его за бортом.

Getty Images

В октябре федеральный президент Австрии Александер ван дер Беллен поручил канцлеру и лидеру Австрийской народной партии (ÖVP) Карлу Негаммеру сформировать коалиционное правительство, несмотря на победу на выборах ультраправой Австрийской партии свободы (FPÖ). Свое решение он объяснил тем, что ни одна из политических сил не изъявила желание вступать в коалицию с Партией свободы. Также австрийский президент отметил, что у остальных партий есть ряд принципиальных замечаний, которые делают невозможным сотрудничество с политической силой Кикля, в частности из-за сентиментов этой партии к России и Путину. В середине ноября консервативная Австрийская народная партия (ÖVP), Социал-демократическая партия Австрии (SPÖ) и либеральная NEOS начали официальные переговоры о создании правительственной коалиции.

Теоретически создать большинство без участия Австрийской партии свободы было возможно. Австрийская народная партия вместе с социал-демократами и либералами в сумме получили 110 мандатов (при минимально необходимых 92). И для этого участникам переговорного процесса нужно было согласовать позиции по многим спорным вопросам. Но это оказалось им не по силам.

У австрийских правоконсерваторов, либералов и социал-демократов нет принципиальных расхождений в вопросах внешней политики. Но у этих политических сил кардинально разные взгляды на ряд принципиальных вопросов внутренней политики. Например, партии занимают разную позицию в отношении экономики и методов ее стимулирования. Социал-демократы выступают за повышение налогов и введение новых, тогда как «народники» считают это недопустимым. Между политическими силами есть серьезные расхождения по миграционной политике и системе предоставления приюта, здравоохранению, образованию, социальной сфере. Недаром лидер Австрийской партии свободы Герберт Кикль еще в начале коалиционных переговоров иронично высказался об их перспективе. Как оказалось, интуиция его в этом случае не подвела.

Пока продолжались сложные коалиционные переговоры, общественное мнение в Австрии еще больше сместилась в сторону Австрийской партии свободы. Последний опрос Института исследования общественного мнения и анализ данных показывают, что эта политическая сила сейчас имеет поддержку 37% избирателей. Тогда как у Австрийской народной партии (ÖVP) уровень доверия снизился до 21%; у социал-демократов (SPÖ) 19%, а у либеральной NEOS — 12%. К тому же 49% австрийцев выступают за новые выборы. 47% хотели, чтобы правительство формировалось из Австрийской партии свободы и Народной партии, хотя столько же выступают против такого сценария. Вместе с тем 59% уверены, что канцлер Карл Негаммер должен уйти в отставку.

Третьего января либеральная партия NEOS заявила, что выходит из коалиционных переговоров с консервативной Австрийской народной партией (ÖVP) и Социал-демократической партией Австрии (SPÖ). Лидер либералов Беате Майнль-Райзингер апеллировала к тому, что партнеры по переговорам отказывались зафиксировать четкие программные цели и не горели желанием проводить реформы, в частности в пенсионной и налоговой сферах. Вместе с тем она поблагодарила канцлера Негаммера за общий путь и готовность смотреть вперед.

В Австрийской народной партии ответственность за срыв переговоров и демарш либералов возложили на Социал-демократическую партию. Как заявил секретарь партии Кристиан Штокер, там в последнее время «преимущество получили ретроградные силы», что заставило либералов покинуть переговорный процесс. Оставались еще призрачные шансы на то, что удастся договориться Австрийской народной партии и социал-демократам (хотя такая коалиция имела бы лишь минимально необходимое количество голосов в парламенте). Но заявление канцлера Негаммера о том, что он слагает с себя полномочия главы правительства и руководителя политической силы, 4 января развеяло все иллюзии.

В видео-речи глава правительства и уже бывший лидер Австрийской народной партии также возложил всю ответственность за срыв переговоров на социал-демократов. В выступлении он упрекнул левых в желании ввести налог на богатство и наследство. По мнению Карла Негаммера, такие инициативы будут лишь способствовать экономической рецессии и навредят стране. Вместе с тем Негаммер добавил, что для него также неприемлемо сотрудничество с радикальными силами в политике, имея в виду праворадикальную Австрийскую партию свободы.

Социал-демократы не остались в долгу перед своими политическими оппонентами. В тот день, когда федеральный канцлер критиковал левых за деструктивную позицию, лидер Социал-демократической партии Австрии Андреас Баблер на пресс-конференции обвинил консерваторов в стремлении сэкономить на пенсиях и зарплатах для учителей и полицейских. На этом коалициада при участии идеологически чужих политических сил завершилась.

На следующий день, 5 января, вновь назначенный лидер Австрийской народной партии Кристиан Штокер заявил, что готов вести переговоры с ультраправой Австрийской партией свободы о формировании коалиционного правительства. Свое решение он объяснил изменением ситуации. Президент Австрии ван дер Беллен, ранее бывший противником того, чтобы предложить формирование правительства ультраправым, был вынужден под давлением обстоятельств кардинально пересмотреть свою позицию. Чем подтвердил старый принцип: в политике не бывает ничего невозможного. 6 января Карл ван дер Беллен пригласил Герберта Кикля на встречу, где поручил лидеру Австрийской партии свободы создать новое правительство.

Попробовав договориться о разных моделях формирования коалиции, Австрия была вынуждена вернуться к формуле при участии ультраправых и умеренно правых. Если такой формат сработает и стороны придут к соглашению, то новое правительство, возможно, возглавит представитель Австрийской партии свободы. С большой вероятностью это приведет к тому, что официальная Вена скорректирует политику поддержки европейской интеграции Украины. Хуже всего то, что он может занять более пророссийскую позицию на международной арене и солидаризироваться с правительствами Орбана и Фицо. Политический ландшафт Европы меняется. И не все изменения благоприятны для Украины.

 

Источник материала
loader