Пять процентов от ВВП на оборону для европейских стран — членов НАТО. Что это — троллинг от Дональда Трампа или объективная необходимость?
Избранный президент США требует от европейских союзников по Альянсу увеличить оборонные расходы уже не до 2%, являющихся действующим нормативом для этих государств, и даже не до 3%, разговоры о чем все чаще велись в последнее время, а до 5% от ВВП.
От неспециалистов часто можно услышать мнение, что это не такая уж и большая проблема. Ну, было 2%, а в действительности для многих европейских стран и значительно меньше, теперь станет 5% — not a big deal. Однако в современной объективной реальности многих европейских членов НАТО, максимально мирных, демилитаризированных и социально-ориентированных государств, это огромная, практически нерешаемая в ближайшее десятилетие проблема, если, конечно, у них не начнется война. Тогда деньги найдутся на все, но может быть уже слишком поздно.
Еще раз отдельно заметим, что речь идет о процентах от валового внутреннего продукта (ВВП), то есть от стоимости всей конечной продукции, товаров, работ и услуг, не предназначенных для дальнейшей переработки и перепродажи, произведенных резидентами определенной страны в течение года. Это не проценты государственного бюджета — разница огромная.
Например, номинальный ВВП Украины в 2021 году составлял около 5,5 трлн грн, а доходы бюджета — почти 1,3 трлн грн, то есть менее 24% от ВВП. После полномасштабного вторжения эти цифры резко возросли — до более чем 34% от ВВП в 2022 году и почти 41% от ВВП в 2023-м. И примерно такую же цифру можно ожидать и в 2024 году, ведь реальные доходы бюджета за год должны составить около 3 трлн грн, а номинальный ВВП можно ожидать на уровне 8 трлн грн. Но эти показатели экстремальные, они вызваны чрезвычайными условиями, в которых сейчас живет Украина, поэтому они не характерны для большинства других государств.
Расходы на оборону в Украине только из государственного бюджета в 2024 году составили по меньшей мере более 21% от ВВП. С учетом иностранной военной помощи в виде оружия, боеприпасов, амуниции, разведданных, расходов на обучение украинских военных и прочего, а также донатов как от украинцев, так и от иностранных благотворителей реальная цифра с запасом превысит 30 и даже 32% от ВВП, ведь, по разным данным, в 2024 году на оборону Украина израсходовала до 64,8 млрд долл. США. Проектом бюджета на 2025 год предполагается направить на нужды обороны и безопасности беспрецедентные 26,3% ВВП Украины, увеличив эти расходы до 2,23 трлн грн, половина из которых будет потрачена на оплату труда военных, так что реальная цифра снова может быть еще больше.
Россиян расходами на «оборону» в 5% от ВВП сегодня тоже не удивишь. Хотя они до сих пор пытаются подражать американцам, называть развязанную РФ войну «специальной военной операцией», этаким усмирением непокорных бунтарей с периферии, чтобы унизить украинцев, расходы на их министерство нападения и другие организации и учреждения, прямо или косвенно связанные с боевыми действиями и внутренней безопасностью, свидетельствуют совсем о другом.
Расходы на войну резко возрастают каждый год — уже в 2024 году они составили 5,4–6,4% от почти 2 трлн долл. российского ВВП. А на самом деле с учетом коррупции и массы засекреченных статей бюджета, которые фактически также тратятся на военные потребности, и традиционной привычки для России дорисовывать свой ВВП и его стабильный рост это могут быть и 8–10%. В 2025 году даже формально эти расходы могут превысить 7% от ВВП.
То есть современная Россия по данному показателю превзошла даже Советский Союз времен окончания холодной войны. Ведь, например, в 1989 году его оборонный бюджет составлял 77,3 млрд руб. из 494,8 млрд руб. общего бюджета и 1606 млрд руб. номинального ВВП. Таким образом, доля военных расходов в валовом внутреннем продукте была равна 4,8%.
Однако для современных цивилизованных стран, не находящихся в состоянии войны, расходы в 5% ВВП на оборону в ХХІ веке могут казаться откровенной дикостью.
Когда избранный президент США предлагает европейцам выделять на оборону 5%, логично было бы предположить, что Соединенные Штаты сами уже столько тратят и только хотят заставить союзников делать то же самое. А вот и нет. Хотя оборонные расходы США стабильно растут как минимум с 2018 года, происходит это примерно теми же темпами, какими увеличивается и ВВП. В 2023 году Штаты израсходовали на оборону 782 млрд долл. из 27357 млрд долл. ВВП, а в 2024-м — 842 млрд долл. из 28781 млрд долл. ВВП (прогнозные данные). Это всего 2,86 и 2,93% ВВП, соответственно. Отчеты НАТО дают несколько иные данные по оборонным расходам своего самого ценного члена — 875,6 и 967,7 млрд долл. в 2023-м и 2024 годах, то есть 3,2 и 3,36% от ВВП. Так что все еще достаточно далеко от 5%. Конечно, американцы всегда могут справедливо заметить, что война идет на Европейском континенте, а не на Американском, но такое требование все равно не выглядит вполне справедливым.
Германия, которая еще в 2023 году тратила на оборону всего 67,6 млрд евро (около 73,17 млрд долл. США) из 4457 млрд долл. ВВП, что составляло 1,64%, и, таким образом, даже на втором году полномасштабной войны в Европе не выполняла норматив НАТО в 2%, в 2024-м резко нарастила эти расходы до 90,6 млрд евро (98,1 млрд долл.), то есть до 2,14% от ожидаемого ВВП в 4591 млрд долл.
Однако, чтобы выполнить предложенный Дональдом Трампом норматив в 5%, Германии гипотетически пришлось бы потратить на оборону 229,5 млрд долл., то есть немного больше, чем закладывает Китай, ВВП которого в четыре раза превышает немецкий. Это примерно на 15% больше, чем весь ВВП Украины за 2024 год. Другими словами, пришлось бы где-то дополнительно найти более 130 млрд долл. Вариантов немного: либо резко повысить налоги, которые в Германии и многих других странах Евросоюза уже и так высоки настолько, что это оказывает ощутимое влияние на инвестиционный климат и уровень жизни многих граждан, либо же так же резко сократить другие бюджетные расходы, прежде всего социальные и инфраструктурные.
Аналогичная ситуация и с самими Штатами, вот только искать пришлось бы не 130, а 470–600 дополнительных миллиардов долларов. Могло бы руководство этих стран в нынешних условиях, когда война большинству их граждан, как и нам когда-то, кажется, скорее, страшилкой, чем реальной перспективой ближайших лет, объяснить такие огромные расходы своим избирателям? Вопрос, очевидно, риторический.
Есть ли у НАТО хотя бы призрачный шанс достичь расходов на оборону в 5% от ВВП в ближайшие годы? В целом, очевидно, нет, но отдельные страны могут попробовать выполнить этот перспективный норматив. Посмотрим на инфографику, которая базируется на отчетах самого Альянса (см. рис. 1–3).
Первое, что бросается в глаза, это то, что в 2024 году расходы США на оборону все еще составляют почти две трети (65,6%) от совокупных расходов всех стран НАТО, несмотря на то, что номинальные расходы других членов в последнее время повышаются более быстрыми темпами. Впрочем, еще в 2018-м это было 69,1% от совокупных расходов. ВВП США тоже больше, чем ВВП всех других членов, вместе взятых, хотя в Альянс входят еще пять стран из первой десятки по этому показателю, но здесь разница менее чем в полтора раза, тогда как по расходам на оборону она почти двукратная. Таким образом, США действительно тратят на оборону больше, чем союзники, и имеют право критиковать их.
Если в 2018–2019 годах не все члены НАТО тратили на оборону даже 1% ВВП, то в 2024-м подавляющее большинство из них уже обеспечило по крайней мере 2%, причем лучшая динамика наблюдается за последние три года и особенно у стран, являющихся соседями России. Наихудшие показатели демонстрируют Бельгия, Канада, Италия, Люксембург, Португалия, Словения и Испания, у которых нет общих границ с РФ, хотя и у этих стран, кроме Канады, динамика положительная.
Среди лидеров по показателю расходов в процентах от ВВП имеем, кроме США, Польшу, Эстонию, Латвию, Литву и Грецию. И если у последней пик расходов пришелся на 2021–2022 годы и связан он, скорее, с конфликтом с Турцией, чем с войной России против Украины, то другие четыре страны являются очевидными кандидатами на дальнейшую российскую агрессию. Но как раз они это хорошо понимают и только у них есть шансы выполнить «норматив Трампа» в ближайшие годы. К сожалению, наши большие друзья, страны Балтии, по объективным причинам являются одними из наименьших экономик НАТО и физически не могут без помощи союзников оказать серьезное сопротивление потенциальной агрессии. Хотя в их смелости и нежелании снова оказаться под российской оккупацией мы можем быть вполне уверены, чего нельзя сказать о многих других членах Альянса. Так что единственным из российских соседей, кто действительно серьезно относится к угрозе и потенциально способен оказать достойное сопротивление, является Польша.
У остальных стран НАТО, включительно даже с самими США, в ближайшее десятилетие мало шансов достичь показателя расходов на оборону в 5% от ВВП, если не произойдет что-то действительно ужасное. Причем продолжение войны в Украине для них таким ужасом не является. Очевидным «черным лебедем» здесь могло бы стать нападение на члена НАТО, которое, как все надеются, пока не произойдет из-за того, что Россия ослаблена войной против Украины. В меньшей степени стимулами тратить на оборону больше могли бы стать новая война в Корее или попытка аннексировать Тайвань.
Мир сегодня быстро меняется, и, к сожалению, в большинстве случаев не к лучшему. Почти все украинцы сейчас с радостью согласились бы платить 5% от ВВП хоть следующие сто лет, лишь бы не произошло то, что уже произошло. Лишь бы не погибали и не оставались калеками наши люди, не уничтожались дома, предприятия и инфраструктура, не оставались в оккупации и не убегали из страны навсегда миллионы людей, которых к тому же после войны придется замещать теми же мигрантами, от чего сейчас так лихорадит всю Европу. И этим пользуется в том числе Россия, искусственно разгоняя популярность правых и левых партий, выступающих за ограничение миграции.
На самом деле предложение избранного президента США тратить на оборону 5% ВВП содержит в себе много рационального. Возможно, даже больше, чем он сам представляет. Ведь на сегодняшний день инициатива для европейских стран, которые еще несколько лет назад часто не тратили на это даже 1% ВВП, выглядит, скорее, как троллинг, которого от Дональда Трампа тоже вполне можно ожидать.
Но если условная западная цивилизация, к которой мы теперь относим и себя, хочет если не победить, то хотя бы выжить и сохранить свои ценности в борьбе с автократиями и диктатурами, ей придется меняться, в каких-то аспектах повторять путь Украины, на который она встала вовсе не по собственному желанию. Смогут ли это понять граждане и руководители западных государств и успеют ли они сделать это своевременно?