"Мне кажется, что новоизбранный президент немного развлекается", так посол Канады в Вашингтоне отреагировала на первое предложение Дональда Трампа о том, что ее страна должна стать 51-м американским штатом.
Угрожающая "шутка" — один из любимых методов общения Трампа. Но Трамп так долго говорил о своем стремлении присоединить Канаду к США, что канадским политикам приходится воспринимать его амбиции всерьез и публично отвергать их. Канадцев немного утешает то, что Трамп исключил возможность вторжения в их страну, а вместо этого угрожает им "экономической силой".
Но он отказался исключить военные действия для достижения своих амбиций "вернуть" Панамский канал и захватить Гренландию, являющуюся самоуправляющейся датской территорией, пишет Гидеон Рахман, главный обозреватель отдела международных отношений газеты Financial Times.
Но права малочисленных народов — это не шутки. Насильственное или принудительное поглощение страны большим соседом является самым тревожным звоночком в мировой политике. Это сигнал о том, что получение статуса государства-изгоя на подходе. Именно поэтому западный альянс знал, что крайне важно поддержать сопротивление Украины России. Именно поэтому США организовали международный альянс для изгнания Ирака из Кувейта в начале девяностых, добавляет обозреватель.
Сторонники же Трампа возмущаются любым сравнением его риторики с риторикой агрессоров из прошлого или настоящего. Они утверждают, что его требования действительно направлены на укрепление свободного мира, на борьбу против авторитарного Китая и, возможно, России. Свои экспансионистские амбиции в отношении Канады, Гренландии и Панамы Трамп оправдывает соображениями национальной безопасности.
Другой аргумент состоит в том, что хвастливость Трампа — это просто тактика ведения переговоров. Его сторонники иногда утверждают, что он просто давит на страны-союзники, чтобы те делали то, что необходимо, для большего блага западного альянса.
"Реальность такова, что угрозы Трампа Гренландии, Панаме и Канаде являются абсолютным подарком для России и Китая. Если Трамп может утверждать, что захват Гренландии или Панамского канала является стратегической необходимостью для США, то почему Путин не имеет права утверждать, что контроль над Украиной есть стратегической необходимостью для России?", — считает Рахман.
Ранее в газете объяснили, в чем опасность заявлений Трампа о захвате Гренландии. Они подрывают позицию западных демократий, утверждающих, что военные действия Владимира Путина по возвращению контроля над Украиной или возможное нападение Китая под руководством Си Цзиньпина на Тайвань является недопустимым нарушением международного права.
Что нужно знать о территориальных амбициях Трампа, планах по НАТО и войне в Украине, читайте в статье "Как Трамп планирует изменить мир: анализ его заявлений без эмоций" Сергея Корсунского.