Целых три маршрута железнодорожного пути до центрального вокзала Вены (Wien Hauptbahnhof) — огромного транспортного узла не только Австрии, но и Европы в целом, предлагает «Укрзалізниця». За какой из трех вариантов пассажиры голосуют прежде всего билетами и гривней? Как это ни странно, но за беспересадочный вариант с совдеповским сервисом. Но почему?
Новый поезд Киев—Будапешт стал реальной альтернативой для многолетнего совдеповского сервиса на австро-венгерском направлении международных сообщений. Вместе с тем мегавостребованный прямой поезд из Киева в Вену продолжает оставаться самым лакомым куском для коррупционеров и дельцов теневого бизнеса из-за практически невозможности без перекупщиков приобрести билеты на него.
Невероятно: билеты доступны
15 декабря с главного вокзала столицы Украины отправился в первый рейс поезд №9/10 Киев—Будапешт Transcarpathia. На своем пути он преодолеет 1170 километров и будет останавливаться во Львове, Славском, Мукачеве, Чопе, Захоне, Ньиредьхазе, Дебрецене и Сольноке. Поезд состоит не из RIC-вагонов, курсирующих в Варшаву и Вену, а из современных купейных вагонов и вагона люкс, удобных и комфортных для дальних путешествий.
Расписание поезда Киев—Будапешт позволит пассажирам пересаживаться на поезда, которые отвезут их в Вену (поездка будет длиться менее трех часов), Зальцбург, Мюнхен, Инсбрук, Цюрих. Кроме этого, появится новая возможность пересесть на транспорт в Румынию и Словению. Время между пересадками составит не более двух часов. Пассажиры в любом случае будут путешествовать в нормальных условиях. А для тех, кому по карману стоимость билета в вагоне люкс, условия проезда в чем-то будут превосходить европейские стандарты.
Но главное, что проблемы с приобретением билетов на этот поезд отсутствуют. Ведь он состоит из шести вагонов в формате обычного купе и одного вагона в стандарте «люкс» (купе повышенной комфортности двухместное).
Пассажирам, которые направляются в Вену на будапештском поезде, пересадка на поезд RegioJet доступна непосредственно на восточном вокзале (центральный вокзал Будапешта — Budapest-Keleti) венгерской столицы. Стоимость билета в этом случае составит около 18 евро.
Также курсируют поезда австрийской Österreichische Bundesbahnen, они более комфортные, но и билет на них будет стоить втрое дороже. Поэтому, возможно, более оптимальным будет воспользоваться услугами чешского перевозчика, практикующего своеобразный железнодорожный low cost.
Время прибытия в Вену, как и время обратной поездки из австрийской столицы в Будапешт, удобное для пассажира. Не выпадает ни check-in, ни check-out для тех, кто будет останавливаться в отеле Вены. Этим данный поезд значительно отличается от еще одного варианта путешествия в австро-венгерском направлении с пересадкой в хабе в городе Чоп, у которого фантастически неудобное для путешествующих расписание движения.
Кроме этого, у хабового варианта в Чопе есть много других «антивкусняшек»:
— двухчасовая таможня непосредственно на вокзале;
— ваш вагон может просто не прибыть на перрон; в поезд вас допустят, но сидеть придется не в купе, а в коридоре вагона на полу; подадут вагоны 2-го класса вместо оплаченного 1-го (за все это отвечают венгерские железнодорожники).
«Совдеп» с повышенным спросом
Очевидно, что оба маршрута внедрены как альтернативные прямому беспересадочному поезду №749 Киев—Вена, в котором используются печально известные вагоны формата Regolamento internazionale per le Carroze (RІC). (Ведь только венгры, болгары и румыны дают согласие на курсирование по европутям вагонов украинского стандарта. Австрийцы и поляки категорически против.)
Первый маршрут: через хаб в Чопе, который постоянно критикуют пассажиры и который явно не предназначен для пассажиров с детьми, людей преклонного возраста и с инвалидностью. Ведь речь идет о жестком экономе от венгерского перевозчика: девять часов, мягко говоря, не в лучших условиях (сидя), что не всем по силам.
Второй: «свеженький» декабрьский с замечательным украинским сервисом от «Укрзалізниці» до Будапешта и возможностью потом доехать до Вены на комфортных чешских или австрийских поездах, курсирующих круглые сутки и с сугубо символическими, как для этого вида транспорта, интервалами.
Но, несмотря на альтернативу, пассажиры согласны на «совдеп». Билеты на поезд через хаб в Чопе раскупаются от безысходности, и их часто можно приобрести даже сегодня на сегодня. А на беспересадочные вагоны из Киева в Вену приобрести билеты — это почти то же, что найти стодолларовую купюру на тротуаре. И это несмотря на ужасный, напоминающий советский, сервис. Когда три пассажира в одном купе вынуждены одновременно сидеть или одновременно лежать, иного не позволяет высота полок.
В целом на международных пассажирских маршрутах спрос превышает предложение в 60 раз. По крайней мере именно такую цифру озвучили представители Нацполиции. То есть потенциально недополученные от «пассажирки» прибыли просто гигантские.
Нацполиция объясняет, что ситуация с билетами на беспересадочные поезда на Вену (а также на еще один, немного менее проблемный, но не менее скандальный прямой Киев—Варшава с теми же вагонами типа RІC) — золотое дно не только для перекупщиков, но и для «клиентов» службы внутренней безопасности «Укрзалізниці».
Но, несмотря на все, покупатели в надежде все же поймать желательный билет, иногда каждое утро клацают в приложении. Результат такой охоты, как правило, нулевой, но даже тех пассажиров, которые не приобрели ни одного билета, программная система «Укрзалізниця» часто квалифицирует как потенциальных перекупщиков и блокирует.
Причины популярности и уступчивость конкурентам
Билеты раскупаются на все три маршрута. Их стоимость отличается несущественно. Время в дороге также приблизительно одинаковое. Но наименее friendly-отношение у национального железнодорожного перевозчика именно к клиентам самого дефицитного прямого поезда, пользующегося наибольшей популярностью среди пассажиров.
Причины такой популярности очевидны:
— беспересадочный маршрут;
— при пересечении границы таможенники приходят непосредственно в вагон;
— удобное расписание — пассажиры из Львова ужинают в родном городе, а утренний кофе пьют в Вене;
— check-in и check-out в отеле получается просто идеально;
— стоимость билета сравнительно невысокая.
Хотя следует заметить, что билеты из Украины продаются только в один вагон (в другой — в Австрии), который в значительной степени зарезервирован соответствующими должностными лицами. Получается, что и последние, как и обычные пассажиры, отдают предпочтение прямому сообщению, пусть даже с ужасным сервисом. Именно благодаря этому в Интернете этот рейс известен, как «поезд-призрак».
Чего греха таить, это единственный из вариантов доехать до Вены:
— не находясь в сидячих вагонах;
— без таможни на вокзале (как с хабом в Чопе);
— без пересадок (как предусмотрено новым будапештским маршрутом).
В итоге любых вагонов и, соответственно, билетов на популярные международные направления мало. Хотя это и неудивительно, ведь спрос граничит с ажиотажным. Общеизвестно, что «международка» способна зарабатывать не только сама на себя, но и на:
— новые вагоны и маршруты;
— социальную функцию «Укрзалізниці» внутри страны;
— повышение небогатого фонда заработных плат простых железнодорожников;
— уменьшение общей убыточности внутренних пассажирских перевозок.
То есть в ситуации ажиотажного спроса доходы государства не только от одного венгерско-австрийского направления, но и от всего и так довольно прибыльного международного железнодорожного сообщения могут быть увеличены кратно. Тем более что необходимость добраться до Вены — это потребность не только женщин и детей, но и военных (которые едут на лечение), международных волонтеров, дипломатов, в конце концов, просто иностранцев, посещающих Украину в эти нелегкие времена.
В целом пассажиры понимают, что лучше ночь лежать, чем сидеть в автобусе. Но из-за хаоса с билетами на направлении международных перевозок государственная «Укрзалізниця», к сожалению, уступила гигантский кусок рынка «международки» другим перевозчикам. А могла бы сама немало зарабатывать.