Дональд Трамп тешится мыслью о том, что его возвращение в Белый дом дает ему власть уничтожить «deep state», когда-то выступавшее против него – и едва не отправившее его в тюрьму, пишет Financial Times.
Уже через несколько часов после того, как он принял присягу 47-го президента США, его кампания мести началась.
Одной из первых мишеней стал Джон Болтон, бывший советник Трампа по национальной безопасности и один из самых жестких критиков президента. Сначала у Болтона отозвали допуск к государственной тайне. Затем Трамп распорядился снять охрану, назначенную Болтону в 2019 году после угроз его жизни со стороны Ирана.
«Мы не собираемся приставлять к людям охрану до конца их жизни – зачем это нам? Я думаю, что он очень тупой человек», – сказал Трамп во вторник.
Болтон сказал, что он «разочарован, но не удивлен».
Это может быть только началом, поскольку Трамп пытается подавить вероятных оппонентов в правительстве, выбирая цели от разведывательных служб до военных, финансовых и бизнес-регуляторов, а также внутри самого правоохранительного аппарата.
Для Трампа это момент защиты и возмездия, поскольку он искореняет чиновников, препятствовавших его повестке дня во время его первого срока или усугубивших его юридическую опасность, когда в 2023 году против него были возбуждены федеральные уголовные дела.
«Никогда больше огромная сила государства не будет использована для преследования политических оппонентов», – сказал он в своей инаугурационной речи в Капитолии в понедельник.
Спустя несколько часов он подписал указ о «вооружении» правительства, санкционируя масштабную проверку деятельности разведки и других ведомств США с целью исправления «предыдущих нарушений» с помощью «соответствующих мер».
«Это бессрочный шаг, направленный против сопротивления», – считает Юваль Левин, старший научный сотрудник консервативного Американского института предпринимательства.
По его словам, еще слишком рано говорить о том, просто ли Трамп посылает государственным служащим сигнал «держаться подальше» от его радикальной повестки дня, или «перестраивает бюрократию таким образом, чтобы она более полноценно служила президенту».
Особое внимание Трамп уделяет разведывательным органам. Еще одним указом, подписанным во время блица в понедельник вечером, Трамп лишил допуска к государственной тайне 50 бывших сотрудников разведки, утверждая, что они координировали свою деятельность с кампанией бывшего президента Джо Байдена с целью дискредитации сообщений о его скандально известном сыне Хантере Байдене.
Приказ перекликается с высказываниями Кеша Патела, неоднозначного кандидата Трампа на должность главы ФБР, ожидающего утверждения в Сенате.
Пател давно выступает за отмену допуска к государственной тайне с целью искоренения «глубинного государства».
Бывший сотрудник американской разведки заявил, что эта мера будет иметь «сдерживающий эффект» в ведомствах.
«Это явный признак того, что Трамп будет использовать допуски по политическим мотивам. Это заставит людей опасаться высказывать свое мнение».
«Все, что указывает на то, что доступом к информации манипулируют в политических целях, повредит доверию к разведывательному сообществу», – считает Эмили Хардинг, директор программы по разведке, национальной безопасности и технологиям Центра стратегических и международных исследований.
Трамп также послал четкий сигнал Пентагону, где уже через несколько минут после его инаугурации официальные лица убрали портрет его бывшего главного военного советника – и, в конце концов ярого критика – отставного генерала Марка Милли. В понедельник Трамп также уволил Линду Фейган, командующего береговой охраной за то, что она «чрезмерно сосредоточилась на разнообразии, равенстве и инклюзивности» и плохо справлялась с вопросами безопасности границ.
Однако планы Трампа выходят за рамки американского аппарата безопасности. Указ о «вооружении» требует усиления контроля над деятельностью Комиссии по ценным бумагам и биржам и Федеральной торговой комиссии, а также других правоохранительных органов, таких как Министерство юстиции.
Пэм Бонди, избранная Трампом на должность генерального прокурора, пообещала, что «действия следователей будут расследованы», а «плохие» прокуроры будут привлечены к ответственности.
«Меня беспокоит то, что это санкционирует именно использование правительства против предполагаемых врагов. Обычно нет ничего плохого в расследовании потенциальных правонарушений предыдущего правительства. Но этот приказ разработан с учетом кандидатов, которые придут в правительство со списком врагов. Это очень тревожная комбинация для состояния демократии в стране», – сказал Райан Гудман, профессор юридического факультета Нью-Йоркского университета.
Ранее Трамп призывал к судебному преследованию оппонентов, включая Нэнси Пелоси, бывшего спикера Палаты представителей от Демократической партии, и бывшего вице-президента Камалу Харрис, которую он победил на всеобщих выборах 2024 года. Он также угрожал назначить специального прокурора, который «займется» Джо Байденом.
Сам Байден воспринял эту и другие угрозы достаточно серьезно и незадолго до ухода с должности даже выдал превентивное помилование членам собственной семьи и главным потенциальным мишеням, таким как Милли, а также членам группы, расследовавшей нападение на Капитолий 6 января 2021 года, включая бывшую конгрессвумен Лиз Чейни.
Трамп также нацелился на федеральных служащих, пообещав лишить десятки тысяч карьерных государственных служащих, работающих на «связанных с политикой» должностях, защиты, которая была усилена во времена Байдена. Это способ легко уволить государственных служащих, которые не согласны с его программой.
Между тем, после лишения допуска к государственной тайне тех, кого он считает своими врагами, Трамп издал отдельный указ о немедленном предоставлении временного допуска «квалифицированному и доверенному персоналу» по своему усмотрению.
«Наши иностранные противники уже пускают слюну из-за этого указа Трампа, который предоставляет немедленный допуск к государственной тайне лицам без должной проверки», – написала на X Оливия Трой, бывшая чиновница администрации Трампа, ставшая критиком президента.
Избранный президент США Дональд Трамп встречает свою инаугурацию с практически сложившейся командой, главные действующие лица которой уже проходят процесс утверждения Сенатом. И важнейший критерий отбора заключался в том, что у команды нового главы Белого дома должна быть практически религиозная лояльность к Трампу, пишет бывший посол Украины в США Олег Шамшур в статье «Трамп готовит «шок и трепет». Какой ценой он может завершить войну в Украине?».