Кто такой Боб Дилан для рядового украинца? Действительно, полный незнакомец – имя знакомое, даже что-то там было о Нобелевке по литературе, но так вот, чтобы с ходу напеть какую-нибудь его песню – это могут, пожалуй, только искренние поклонники этого артиста. Так что ожидать, что байопик « Боб Дилан: Никому не известный » залетит так, как залетел, например «Элвис» или «Богемная рапсодия» - не стоит. (Хотя получил он аж 8 номинаций на "Оскар" в том числе и за "Лучший фильм", "Лучшую режиссуру", "Лучшего актера" - как первого так и второго плана, "Лучшая актриса второго плана"). А вот ради чего стоит посмотреть на это кино и как справился Тимоти Шаламе с ролью всемирно известного певца – можно и разобраться.
Познакомиться с незнакомцем
Чем хороша эта лента? Она зайдет и фанатам Боба Дилана, которые смогут взглянуть на своего кумира с другой стороны, не только творческого – не зря название фильма A complete unknow цитирует песню самого Дилана. И тем, кто вообще впервые слышит, кто такой Боб Дилан, дает возможность познакомиться с выдающимся исполнителем и автором песен самого начала его пути к славе и пройти вместе с ним до переломного момента в творчестве.
А еще – здесь такое количество раз вы услышите самые известные хиты Боба Дилана середины 60-х – Blowin' in the Wind, Mr. Tambourine Man и Like A Rolling Stone, что сможете даже не выучить их наизусть.
За чуть больше, чем два часа, нам покажут, как 19-летний Боб Дилан (на самом деле тогда еще Роберт Аллен Циммерман) из Миннесоты приезжает в Нью-Йорк, чтобы воплотить свою мечту и петь фолк на собственные стихи. Ему везет: в больнице, где лежит его тяжелобольной кумир – исполнитель песен в стилях фолк и кантри – Вуди Гатри, Боб знакомится с певцом и общественным активистом Питом Сигером (Эдвард Нортон). Тот берет над талантливым юношей шефство – и скоро Боб Дилан уже поет в клубах, заводит нужные знакомства. Да, сначала записывает свой альбом на чьи-то песни – кто из молодых исполнителей не начинал с каверов? Но буквально за пару лет талант певца уже тяжело было не замечать. Он поет и сам, и другие звезды фолк-рока исполняют его песни.
А слова его песен, в которых смешивались и юмор, и борьба за гражданские права, и любовь и все это с примесями сюрреализма – делают Дилана чуть ли не голосом поколения.
60-е – это когда весь мир захватила волна бунтарства и снос старых устоев. Не устоял перед этой волной и Боб Дилан, которого уже не вдохновляла фолк-музыка. Ему хотелось нового. Он начинает экспериментировать с электрогитарой и рок-инструментами. И плевать, что публика на фолк-фестивале в Ньюпорте ожидает от него другого. Он идет своим путем и, как показывает история, не ошибается.
Тимоти Шаламе и Эль Фанниг сыграли влюбленную пару. Кадр из фильма
Лайт-версия, на которую приятно смотреть
Режиссера фильма Джеймса Мэнголда мы знаем по картинам «Кейт и Лео», «Росомаха» и «Логан», биографический «Переступить черту» (о певце Джони Кеше, который появится и в фильме о Бобе Дилане ), но что объединяет его такие разноплановые работы? То, что всегда у них увлекательный сюжет, который не даст зрителю заскучать (только с «Индиана Джонс 5» что-то пошло не так). А еще – всегда красивая картинка. В «Никому не известном» есть и крепкий сюжет с логическим развитием, и лавстори (две) – чтобы не заскучали даже те, кто впервые знакомится с американской фолк-музыкой. А еще хочется делать стоп-кадры, чтобы наслаждаться стилистикой 60-х: от одежды до музыки, от автомобилей и музыкальных инструментов до настроений на улицах.
То ли из-за хронометража, то ли из-за желания сделать картину более лайтовой, режиссер решает лишь вскользь показать главные тревожившие тогда молодых американцев темы: и расовые вопросы, и гражданские права, и угроза ядерного удара (самый пик – когда советские ракеты направлены с Кубы прямо на США, и вот-вот мир накроет ядеркой). И вроде бы это темы, которые и провозглашал Боб Дилан, но в фильме они только фоном.
Относительно недостатков можно сказать, что фильм получился комплиментарный и сладкий (ну а как иначе при живом-то певце). Боб Дилан показан как всеобщий любимец, которому прощают то, чего никогда бы не простили кому-то другому – даже хамство, цинизм, неожиданные закидоны на концертах, измены. Хотя на самом деле у исполнителя характер куда более мерзкий, чем показано. Но, в конце концов, разве можно подходить со стандартными мерками и ожиданиями к настоящему гению?
Моника Барбаро – в качестве известной фолк-певицы Джоан Баэз. Кадр из фильма
«Полностью как я. Или какой-то другой я» - Боб Дилан о Шаламе
Из плюсов – актерская игра Тимоти Шаламе. Он играет великого певца очень осторожно, будто боится совершить где-то ошибку, так что больше похоже на нежный эскиз реального, более резкого Дилана. Но хорошо то, что самого Шаламе мы почти не видим, периодически в актере появляется что-то нагло-дилановское, хоть и не на постоянной основе. Благодаря отсутствию дубляжа (фильм показывают на языке оригинала с украинскими субтитрами) мы можем даже услышать и характерный акцент уроженца Среднего Запада США, который пытается воспроизвести актер. Можно сказать, что Дилан в Шаламе получился более интеллигентный. Но, в конце концов, против такого кастинга не возражал и сам певец. Даже приветствовал – ну, в своей привычной ехидной манере : «Тимми – блестящий актер, поэтому я уверен, что он будет вполне правдоподобным, как я. Или как более молодой я. Или какой-нибудь другой я».
И едва ли не самое важное. Кто пел за Боба Дилана в фильме? Тимоти Шаламе и пел. Специально для съемок выучил десятки песен Боба, долго занимался, чтобы научиться передавать манеру Дилана играть на гитаре и губной гармошке, пытался петь в его же манере – получилось, и правда, неплохо, очень похоже и в то же время Шаламе привнес что-то свое.
Следует ли искать в фильме исторические несоответствия? Если вы прямо фанат-фанат этой эпохи или Боба Дилана – то можно, конечно. Они там есть. Но помните, что режиссер Джеймс Мэнголд пять раз встречался с певцом, чтобы обсудить сценарий. Так что даже если историю и извратили, то явно при поддержке Боба Дилана – он еще тот выдумщик. А еще он советует после фильма перечитать и книгу, по которой он снят – Dylan Goes Electric Элайджа Уолд.
Эдвард Нортон получил уже несколько номинаций «Лучший актер второго плана» за роль Питера Сигера. Кадр из фильма
Страна: США
Режиссер: Джеймс Мэнголд
В главных ролях:
- Тимоти Шаламе – Боб Дилан
- Эдвард Нортон - Пит Сигер
- Моника Барбаро – Джоан Баез
- Эль Фаннинг – Сильви Руссо
- Дэн Фоллер – Альберт Гроссман
- Скут Макнейри – Вуди Гатри.
Продолжительность: 02:21