27 января в Верховную Раду внесли законопроект №12442, предусматривающий уголовную ответственность сотрудников ТЦК и ВЛК за нарушения в процессе мобилизации. Документ, поддержанный более чем 20 депутатами, направлен на борьбу с незаконной мобилизацией, включая попытки мобилизовать тех, кто ей не подлежит, и фальсификацию решений ВЛК. Среди авторов — депутаты Максим Павлюк, Сергей Ионушас и Максим Бужанский.
Интернет-издание From-UA попросило рассказать подробности законопроекта одного из его авторов украинского политика, публициста и депутата Верховной Рады IX созыва от партии "Слуга народа" Максима Бужанского:
- Вы сообщили в Телеграм-канале о том, что в Раде зарегистрировали законопроект об ответственности представителей ТЦК и ВЛК за нарушение порядка мобилизации. Расскажите подробнее, что это за законопроект. И главное - почему так затянули с этим законопроектом, учитывая «бусификацию»?
- С удовольствием отвечу. Во-первых, он уже разработан и уже зарегистрирован на сайте ВР, вчера это произошло. То есть теперь его будет рассматривать комитет и после этого рекомендовать Раде принять его в первом чтении. Во-вторых, у нас в законодательстве есть статья об ответственности за превышение власти, за злоупотребление властью. То есть сказать о том, что там нет ничего на протяжении достаточно долгого времени, что давало бы гражданину возможность отстаивать свои права, - это категорически неправильно. Но мы решили выделить ряд моментов в отдельную статью, потому что явление массовое, мобилизация массовая, и мне кажется, что авторам законопроекта показалось, что это будет правильно.
Речь идет о чем? Идет человек, имеющий законную отсрочку. Он студент либо забронированный. Его мобилизуют. Тюрьма. Для тех, кто его мобилизует, тюрьма. Приходит одноногий проходить ВЛК. Ему пишут: у вас две ноги. Тюрьма. Обратная ситуация. Генерал здоровый, розовощекий, все у него хорошо, решает списаться из армии под предлогом того, что он тяжело болен, а он здоров. Тюрьма. Ну и наконец, нововведение, которое предложено нашей коллегой Анастасией Радиной, главой антикоррупционного комитета, распространить на членов ВЛК ответственность за незаконное обогащение. Вот, собственно, все новеллы, которые в этом законопроекте прописаны.
- Я знаю, что нардеп Бакумов писал, что в законопроекте хотят прописать или уже прописали запрет для сотрудников ТЦК носить балаклавы и применять силу к гражданам. Насколько это важно на сегодняшний день?
- У нас в этом законопроекте ничего такого нет. У нас было совместное заседание двух комитетов, на котором обговаривали соблюдение прав и свобод граждан при осуществлении мобилизации. Есть обязанности и права у двух сторон, и у представителей ТЦК, они описаны в законе, и у граждан. Гражданин не имеет права совершать какие-то действия, и представитель ТЦК не имеет. Никаких неопознанных людей, людей, не представляющихся, людей, не имеющих отношения к официальным структурам ТЦК или Национальной полиции, при осуществлении мобилизации, при осуществлении проверок быть не должно.
- А как вы думаете, в обществе с таким законопроектом поднимется ли уважение к представителям ТЦК? Потому что будем говорить откровенно, их боятся. Возможно, это изменит отношение к представителям ТЦК?
- Возможно, но наша цель в данном случае не понравиться обществу и даже не поменять его отношение, а дать гражданам более удобный для них механизм для защиты своих прав и подать прозрачный сигнал сотрудникам ТЦК и ВЛК о том, что злоупотребления будут жестоко караться криминальной ответственностью.
- Как вы думаете, с таким законом прекратится ли беспредел с избиениями, с запихиванием в бусики, с ВЛК за полчаса? Поможет ли это реформировать эту систему? Я правильно понимаю?
- Нет. Речь идет о разных вещах. Избиение гражданина, применение неправомерных действий в отношении гражданина при доставке его в ТЦК — это одна история, которая карается согласно действующему законодательству в рамках превышения власти. Когда мы говорим об этом законе, то это закон о том, что нельзя безнаказанно мобилизовать того, кто не подлежит мобилизации. Работник ракетного завода, имеющий бронь, может смело и спокойно идти на работу, не боясь, что его вопреки этой брони запихают и отправят воевать, а ракеты некому будет собирать. По поводу насильственных действий сотрудников ТЦК — здесь другая проблема, которой мы занимаемся. Это проблема того, каким образом Министерство обороны и командование Сухопутных войск использует те инструменты, которые ВР предоставила им в законодательстве путем принятия закона об усилении мобилизации и об ответственности за уклонение от мобилизации. И мы на базе двух комитетов выяснили, что, получив в руки цивилизованный инструмент для того, чтобы наказывать тех, кто уклоняется от мобилизации или нарушает порядок воинского учета, им не пользуется, к сожалению, ни ТЦК, ни командование Сухопутных войск. Мы сейчас выясняем, почему и что нужно сделать, чтобы он заработал.
- Вы говорите о штрафных санкциях?
- Конечно. Речь же шла о чем? Что после принятия закона все становятся на учет, и действительно миллионы людей встали. После этого ТЦК осознанно рассылает повестки. То есть мы открыли для ТЦК, для Минобороны все базы. Любой военнообязанный, ТЦК видит, кто он, то есть видит, что вот этот ботаник, а этот раньше был морским пехотинцем. Про каждого человека видно его навыки, его состояние здоровья. Мы же открыли им базы. То есть они берут и присылают повестки тем, кто им, по их мнению, нужен. Если люди не являются по повестке, дальше они даже без личной встречи выписывают штраф, передают его в исполнительную службу в случае неоплаты — и наступают ограничения. То есть если человек выбрал путь уклониться, то он не пользуется всеми благами, доступными ему раньше.
Что происходит? Они рассылают большое количество повесток, часть граждан приходит, часть не является по повесткам. После этого они вообще какое-то немыслимое число объявляют в розыск — количество, кратно превышающее возможности Национальной полиции для розыска. В принципе, у нас же нет цели гоняться друг за другом по всей стране. И они не подают в исполнительную службу данные о тех, кто не оплатил штраф. То есть у нас не работает законодательство в том виде и с той целью, с какой оно было принято ВР.
- И теперь еще на базе министерства это будет дополняться и решаться?
- Вопрос статистики я обнаружил, то есть я запросил у них статистику по количеству штрафов, которые они выписали, получил от них ответ в декабре, на заседании комитета эту статистику огласил. Это было шоком для всех, то есть мы убедились, что они не пользуются инструментами, которые мы им дали. То есть продолжают работать так, словно эти законы не были приняты. А они и были приняты для того, чтобы избежать «бусификации». Для того, чтобы призыв был не по остаточному принципу, не того, кого заметили и схватили, а оперируя реестром призывников, базой данных и т.д.