Граждане, призванные на военную службу во время мобилизации в особый период, начинают службу в армии в день отправления в воинскую часть из ТЦК, а не после принятия присяги. Об этом сообщает Верховный суд со ссылкой на заключение Кассационного уголовного суда по результату рассмотрения дела №233/2667/23.
В частности, в этом производстве предыдущие суды признали виновным военного в неповиновении (ч. 4 ст. 402 УК Украины). Он отказался выполнять боевое распоряжение командира о прибытии для оборудования инженерных сооружений и подготовки запасных огневых позиций на взводном опорном пункте на второй линии обороны. Отмечается, что это могло привести к прорыву обороны российскими войсками. Сторона защиты в кассационной жалобе утверждала, что военный по закону мог не выполнять приказ командира, ведь не принимал присяги, не имел должной подготовки, а мобилизовали его незаконно.
Верховный суд подчеркнул, что оставляет решение прошлых инстанций без изменений, а служебное расследование установило, что военный отказывался принимать присягу, что "подрывает не только боеготовность военных формирований, но и авторитет Вооруженных Сил Украины в целом". Также суд утверждает, что обвиняемый не имеет должной подготовки из-за своего поведения, отношения к службе и нежелания ее прохождения. Он не выполнил приказ о получении оружия и прибытии на полигон для проведения учебных стрельб.
Суд ссылается на предписания статьи 24 закона "О воинской обязанности и военной службе". Согласно ему, законодательство не привязывает факт принятия присяги и начала прохождения военной службы.
"Для обвиняемого как для гражданина, призванного на военную службу во время мобилизации, на особый период, началом военной службы является день отправления в воинскую часть с соответствующего районного (городского) территориального центра комплектования и социальной поддержки", — отметили в Верховном суде.
Ранее заместитель руководителя Офиса президента Ирина Верещук сообщала, что большинство случаев самовольного оставления воинских частей фиксируется в учебных центрах, а не в боевых подразделениях. По ее словам, в условиях войны должен быть порядок, а законодательство должно быть жестким во избежание восприятия СОЧ как способа получить отпуск или перевод.