Художник-постановщик Джуди Беккер: «Во время работы над «Бруталистом» я искала трагическую красоту»
Художник-постановщик Джуди Беккер: «Во время работы над «Бруталистом» я искала трагическую красоту»

Художник-постановщик Джуди Беккер: «Во время работы над «Бруталистом» я искала трагическую красоту»

Художник-постановщик Джуди Беккер: «Во время работы над «Бруталистом» я искала трагическую красоту»

20 февраля в украинских кинотеатрах выходит один из самых громких фильмов года — «Бруталист» режиссера Брэйди Корбета. Лента длится 3,5 часа и имеет 10 номинаций на «Оскар», в частности в категории «Лучший фильм». «Бруталист» рассказывает о талантливом венгерском архитекторе Ласло Тота, который в послевоенное время — под давлением новых политических реалий — эмигрирует в США. Художник-постановщик «Бруталиста» Джуди Беккер рассказала ZN.UA об источниках бруталистской эстетики ленты, вдохновении киевским крематорием и опыте работы над масштабным кино.

 

— Госпожа Беккер, «Бруталист» уже успел стать сенсацией: 10 номинаций на «Оскар», три «Золотых глобуса», «Серебряный лев» на Венецианском кинофестивале, знаки отличия от Гильдии режиссеров и Гильдии киноактеров США. Вы получили вторую в карьере номинацию за работу художника-постановщика (первая — за «Американскую аферу»). Ожидали ли настолько громкого успеха?

— Мы все — я, режиссер Брэйди Корбет, продюсеры, операторская группа, моя команда, костюмеры — с самого начала понимали, что делаем довольно масштабное кино. Мы искренне верили в «Бруталиста» и стремились создать эпическую историю о человеке, оказавшемся между прошлым и будущим. То, что фильм получил столько наград и такой мощный резонанс, — приятная неожиданность. Очень рада, что критики и зрители заметили в «Бруталисте» не только фигуру архитектора, но и общечеловеческую историю поиска себя после кардинальных исторических потрясений. Мы все верили в этот проект, и я рада, что наши усилия оценили так высоко.

— Если сравнить с другими вашими роботами, здесь задача была не только воссоздать эпоху, но и визуализировать идеи выдуманного архитектора. Что оказалось самым сложным?

— В первую очередь, то, что я фактически проектировала пространство от лица главного героя. Ласло Тот пережил большие потери в Венгрии, вынужден был выехать из-за смены политического режима и искать себя в США. Его боль, но также творческая смелость должны были чувствоваться в каждой бетонной линии. Это напоминало метод-актерство (method acting. П.К.), только в масштабе архитектуры. Я пыталась передать, как переживания персонажа говорят со зрителем через стены и конструкции.

— Как вы воплощали постепенное развитие сооружения (общественного центра) на экране?

— По сценарию, архитектор Ласло строит большой комплекс с часовней, библиотекой и театральным залом. Конечно, мы не могли действительно построить это гигантское здание. Поэтому я разбила его на несколько отдельных локаций, усиливая реальные объекты бруталистской архитектуры собственными декорациями и макетами. Собрав все фрагменты вместе в монтаже, мы получили иллюзию целостности. Это соответствует и внутреннему конфликту Ласло — он стремится к свету, большой цели, но прошлое давит на него, словно бетонные стены.

— Какую часть сооружения вы на самом деле построили?

— Все, что видим на экране, — строительная площадка, колоны, ступеньки, ведущие в подземелье, шахту карьера и определенные фрагменты здания — мы создавали физически. Потом еще разработали масштабный макет длиной приблизительно три метра, где были полностью продуманны экстерьер и интерьер центра. Мы покрывали его материалом, напоминающим бетон, и очень детально проработали все пропорции — буквально как настоящее здание, только в миниатюре. Мне, конечно, хотелось снять полноценную прогулку с камерой через этот макет. В фильме видим и внутренние помещения, и внешний вид центра. Это было захватывающе — создавать настоящую модель, а не полагаться только на компьютерную графику. Одно из самых неприятных чувств во время работы — то, что мы пытались делать как можно больше физических вещей в кадре.

— Какая сцена с точки зрения художественного решения вам больше всего запомнилась? Где почувствовали: «Вот оно!»?

— Наверное, эпизод с недостроенной часовней под финал второго акта. По сценарию, Ласло сначала хотел, чтобы это пространство олицетворяло и сакральность, и напоминание об ужасах войны и потерь. Мы использовали белые мраморные колонны, интересную игру света (позже госпожа Беккер объяснила, что это отсылка к Церкви Света по проекту Тадао Андо. П.К.), намеренно оставили некоторые детали незавершенными. Когда снимали, я чувствовала, что архитектура действительно заговорила: звонкая тишина, отголосок шагов… Все это идеально сошлось.

— Госпожа Беккер, в интервью для медиа The Forward вы упоминали, что среди источников вдохновения был синагогальный проект выходца из Венгрии Марселя Бройера в Скарсдейле, штат Нью-Йорк.

— Я выросла в Скарсдейле. Еще с детства интересовалась архитектурой — с пяти- семи лет. У меня были кукольные домики, а у дяди-архитектора были модели зданий, которые меня ужасно привлекали, хотя их запрещали использовать для детских игр. Мама рассказывала о синагоге (Westchester Reform Temple. — П.К.), построенной в форме звезды Давида, но это можно заметить только сверху. Я была поражена идеей: снаружи не видно, а внутри — скрытый символ. И когда мы начали продумывать заведение для фильма, я постоянно думала, что мой герой, Ласло, всю жизнь был окружен христианской символикой — от эпизодов в концлагере до пребывания в Америке, где он даже должен был участвовать в церковных событиях. Поэтому хотелось добавить что-то, что свидетельствовало бы о его еврейской идентичности. Сначала я хотела вписать звезду Давида, но это не сработало в финальном виде. Тогда решила, что сделаю ударение на кресте, причем очень очевидно. Это своеобразный троянский конь: персонажу приказывают проектировать христианский монумент, а на самом деле все сооружение напоминает крематорий, огромную «фабрику смерти». Я передаю в ответ собственный, достаточно провокативный подарок заказчику проекта, жесткому богачу Ван Бюрену (который подвергает Ласло издевательствам. — П.К.).

— Госпожа Беккер, снимали «Бруталиста» в Венгрии, так как там значительно ниже налоги, поэтому это дало возможность вложиться в относительно небольшой бюджет (менее 10 млн долларов. — П.К.). Как вам удалось сделать из Будапешта филадельфийские локации 1940–1950-х?

— За свою карьеру я не раз «переодевала» локации, например, когда нужно было снимать 1950-е там, где они не очень сохранились. Будапешт отчасти помог: старая промышленная зона напоминала Америку середины XX века, не слишком измененную модерными зданиями. Вместе с тем мы столкнулись с настоящим вызовом — не хватало сугубо американских предметов быта и декора. Поэтому отправили контейнер из США с типичными креслами, лампами, текстилем, чтобы некоторые сцены, например с мебельным магазином, выглядели достоверно. Так мы сшивали две реальности — венгерские локации и американскую стилистику. Наш девиз — ограничения учат креативу. На костюмы, декорации, масштабные конструкции часто не хватало ресурсов. Но мы находили обходные пути — многие сцены со зданием делали благодаря фрагментарному снятию моделей конструкций. В результате каждая деталь должна была быть идеальной, потому что нельзя было закрыть картинку чем-то дорогим и массивным. Этот подход работал в пользу истории: она стала более пронзительной и вместе с тем выглядит, как ручная работа. Думаю, мы достигли нужного баланса аутентики и эпического размаха.

— Вы упоминали в интервью для одного профильного сообщества, что вдохновлялись и крематориями, в частности их выразительной грубостью. Что именно привлекло вас в этой архитектуре?

— Крематории нередко имеют футуристические бетонные формы и вместе с тем несут в себе сильный эмоциональный заряд — горя, прощания, памяти. Для меня они стали метафорой перехода от одного состояния к другому. Ласло, в сущности, тоже переходит от руины своей старой жизни к попытке построить что-то новое. А здания крематориев, на мой взгляд, чрезвычайно выразительные: это и разрыв с прошлым, и определенная надежда, рождающаяся среди бетонными реалиями.

— А как с важным сооружением украинского брутализма — Киевским крематорием? Обращали ли вы на него внимание во время исследований?

— Да, Киевский крематорий меня буквально пленил волнисто-бетонными формами. Просматривала много фотографий, видео — в них есть соединение абсолютной суровости и поэтической плавности. В «Бруталисте» здание Ласло становится одновременно и мемориалом прошлого, и непростой надеждой героя. Мне казалось, что киевский объект помог подсказать эту двойственность. Когда я пыталась найти оттенок трагической красоты для нашего проекта, то именно киевское сооружение стало одним из референсов.

Фото, предоставленное Джудит Бреккер

— Что бы вы посоветовали тем, кто планирует смотреть «Бруталиста» и впервые знакомится с бруталистской архитектурой на экране?

Попытайтесь не бояться бетона (улыбается). Многие считают брутализм сухим или холодным, но внутри этих форм может быть колоссальный эмоциональный заряд. Мы хотели показать, что даже простые грубые блоки могут передавать и боль, и надежду, и огромную силу восстановления. Конечно, будьте готовы к продолжительному сеансу (лента длится более трех часов. — П.К.), но уверена, что история героев и визуальный мир в целом вас зацепят.

Фото, предоставленное Джудит Бреккер

«Бруталист» — это о том, как материализуется идея: когда архитектура становится не фоном, а зеркалом человеческой драмы. 36-летний режиссер Брэйди Корбет уже успел привлечь внимание смелыми авторскими роботами и нетривиальными решениями — в частности, это первый американский фильм за последние 60 лет, снятый полностью в формате VistaVision, а в кинотеатрах его показывают 70-миллиметровыми копиями. В ленте есть официальная интермиссия (перерыв), как в старых кинополотнах. Подготовка к фильму продолжалась семь лет, а съемка — всего 34 дня: в Будапеште и итальянском Карраре, на знаменитом мраморном карьере, где когда-то работал Микеланджело. Там, кстати, произошла и коллизия с настоящим Ласло Тотом — именно так звали мужчину венгерского происхождения, повредившего в 1972-м легендарную скульптуру «Пьета» в соборе Святого Петра. Все это добавляет фильму исторические, технические и культурные пласты. И, возможно, самое главное — показывает, как сквозь грубые конструкции проглядывается человечность и стремление к свободе. Уже скоро украинский зритель будет иметь возможность убедиться в этом.

Источник материала
loader
loader