Речь вице-президента США Джей Ди Вэнса в Мюнхене
Речь вице-президента США Джей Ди Вэнса в Мюнхене

Речь вице-президента США Джей Ди Вэнса в Мюнхене

Нашумевшая речь вице-президента США Джей Ди Вэнса, произнесенная на Мюнхенской конференции безопасности 14 февраля 2025 года:

Что ж, спасибо, и спасибо всем собравшимся делегатам, выдающимся личностям, представителям медиа, а также особая благодарность организаторам Мюнхенской конференции по безопасности за возможность провести такое невероятное мероприятие.

Мы, конечно, рады быть здесь, и одна из тем, о которых я хотел бы сегодня поговорить, – это наши общие ценности. Знаете, прекрасно снова быть в Германии. Как вы уже слышали ранее, в прошлом году я также был здесь как сенатор США. Я видел министра иностранных дел... извините, госсекретаря Дэвида Лемми и пошутил, что в прошлом году у нас обоих были совсем другие должности, чем сейчас. Но сейчас настало время для всех наших стран, для всех нас, кому выпала честь получить политическую власть от наших народов, использовать её мудро – для улучшения их жизни.

Я хочу сказать, что мне повезло провести немного времени за пределами этой конференции за последние 24 часа, и меня очень впечатлило гостеприимство местных жителей, даже несмотря на то, что они оправляются от ужасного нападения, которое произошло вчера. Впервые я был в Мюнхене вместе со своей женой, которая сегодня здесь со мной, в частной поездке. Я всегда любил этот город и его людей, и сегодня хочу сказать, что мы очень тронуты. Наши мысли и молитвы – с Мюнхеном и всеми, кто пострадал от этого зла, причиненного прекрасному сообществу. Мы думаем о вас, молимся за вас и, безусловно, будем поддерживать вас в ближайшие дни и недели.

Я надеюсь, что это не единственные аплодисменты, которые я сегодня услышу. Мы собрались здесь, на этой конференции, чтобы говорить о безопасности. И обычно мы имеем в виду внешние угрозы. Я вижу здесь много выдающихся военных лидеров. Администрация Трампа очень серьезно относится к европейской безопасности. Мы верим, что можем достичь разумного урегулирования между Россией и Украиной. В то же время мы также считаем, что в ближайшие годы Европа должна сделать значительный шаг вперед в обеспечении собственной обороны.

Но угроза, которая беспокоит меня больше всего, – это не Россия, не Китай и не любой другой внешний игрок. Я беспокоюсь из-за угрозы изнутри – отступление Европы от её фундаментальных ценностей, которые она разделяет с США.

Я был поражен, когда недавно бывший европейский комиссар вышел в эфир и, казалось, с удовольствием заявил, что румынское правительство отменило целую избирательную кампанию. Он даже предостерег, что если все пойдет не по плану, то же самое может случиться и в Германии.

Такие легкомысленные заявления шокируют американцев. Нам годами говорили, что все, что мы финансируем и поддерживаем, делается во имя наших общих демократических ценностей – от нашей политики в отношении Украины до цифровой цензуры. Но когда мы видим, как европейские суды отменяют выборы, а высокопоставленные чиновники угрожают отменить другие, мы должны спросить себя, действительно ли мы придерживаемся достаточно высоких стандартов.

И я говорю "мы", потому что твердо верю: мы – на одной стороне. Мы должны не только говорить о демократических ценностях, но и жить согласно им.

Еще в памяти многих из вас холодная война поставила защитников демократии против гораздо более тиранических сил на этом континенте. Подумайте, какая сторона в той борьбе преследовала инакомыслящих, закрывала церкви, отменяла выборы? Были ли они "хорошими парнями"? Конечно, нет. И, слава Богу, они проиграли холодную войну.

Они проиграли, потому что не ценили и не уважали чрезвычайные благословения свободы – свободу быть неожиданными, делать ошибки, изобретать, строить. Оказывается, невозможно приказать инновациям или творчеству существовать, так же как невозможно заставить людей думать, чувствовать или верить в то, что им говорят.

Мы убеждены, что эти вещи неразрывно связаны. И, к сожалению, когда я смотрю на Европу сегодня, иногда не совсем понятно, что случилось с победителями холодной войны.

Я смотрю на Брюссель, где еврокомиссары предупреждают граждан, что намерены закрывать социальные сети во время общественных волнений, как только они увидят то, что, по их мнению, является "языком ненависти".

Я смотрю на эту страну, где полиция проводит рейды против граждан, которых подозревают в публикации антифеминистских комментариев в интернете, в рамках так называемой борьбы с мизогинией в сети.

Я смотрю на Швецию, где две недели назад правительство осудило христианского активиста за участие в сожжении Корана, что привело к убийству его друга. И как холодно заметил судья в этом деле, законы Швеции, которые якобы защищают свободу выражения мнений, на самом деле не дают "свободного пропуска" на высказывание чего-либо, что могло бы оскорбить группу, которая придерживается определенных убеждений.

Но, возможно, наибольшее беспокойство вызывает ситуация у наших дорогих друзей в Великобритании, где отступление от свободы совести поставило под угрозу основные свободы религиозных британцев.

Чуть более двух лет назад британское правительство обвинило Адама Смита Коннора, 51-летнего физиотерапевта и ветерана армии, в ужасном преступлении – стоянии на расстоянии 50 метров от клиники для абортов и молчаливой молитве в течение трех минут. Он не препятствовал никому, не взаимодействовал ни с кем – просто молча молился наедине.

Когда британская полиция заметила его и потребовала объяснений, за что он молится, Адам просто ответил, что это за его нерожденного сына, которого он и его бывшая девушка абортировали годами ранее. Офицеры не были тронуты. Адам был признан виновным в нарушении нового закона о буферных зонах, который криминализирует молчаливую молитву и другие действия, которые могут повлиять на решение человека, в пределах 200 метров от клиники для абортов. Его приговорили к выплате тысяч фунтов стерлингов в пользу прокуратуры.

Хотел бы я сказать, что это был единичный случай, последствие плохо написанного закона, примененного против одного человека. Но нет. Только в октябре прошлого года правительство Шотландии начало рассылать письма гражданам, чьи дома находятся в пределах так называемых зон безопасного доступа, предупреждая их, что даже частная молитва в собственном доме может рассматриваться как нарушение закона.

Естественно, правительство призвало граждан сообщать о любом, кто подозревается в совершении "преступления мысли". В Британии и по всей Европе свобода слова, я боюсь, находится в отступлении.

И в интересах честности, друзья, а также в интересах правды я признаю, что иногда самые громкие голоса за цензуру звучали не из Европы, а из моей собственной страны, где предыдущая администрация запугивала и давила на социальные сети, заставляя их цензурировать так называемую "дезинформацию".

Дезинформацию, например, такую, как идея о том, что коронавирус, вероятно, утек из лаборатории в Китае. Наше собственное правительство поощряло частные компании заставлять замолчать тех, кто осмеливался высказать то, что оказалось очевидной правдой.

Итак, я пришел сюда сегодня не только с критикой, но и с предложением. Так же как администрация Байдена, казалось бы, отчаянно пыталась заставить людей молчать, администрация Трампа сделает противоположное. И я надеюсь, что мы сможем сотрудничать в этом вопросе.

В Вашингтоне появился "новый шериф", и под руководством Дональда Трампа мы можем не соглашаться с вашими взглядами, но будем бороться за ваше право выражать их в публичном пространстве – согласны мы с вами или нет.

Ситуация дошла до того, что в декабре этого года Румыния просто отменила результаты президентских выборов, опираясь на слабые подозрения со стороны спецслужб и огромное давление со стороны европейских соседей. Насколько я понимаю, аргумент заключался в том, что российская дезинформация повлияла на выборы в Румынии.

Но я бы призвал своих европейских друзей иметь немного больше перспективы. Вы можете считать, что Россия не должна покупать рекламу в социальных сетях для влияния на ваши выборы – мы с этим согласны. Вы можете осуждать это на международной арене...

Но если вашу демократию можно уничтожить с помощью нескольких сотен тысяч долларов на цифровую рекламу из другой страны, то она с самого начала не была очень прочной.

Хорошая новость в том, что, по моему мнению, ваши демократии намного менее хрупкие, чем боятся многие, и я действительно верю, что предоставление гражданам возможности свободно выражать свое мнение сделает их еще сильнее.

И это, конечно, возвращает нас к Мюнхену, где организаторы этой самой конференции запретили законодателям, представляющим популистские партии как левого, так и правого направления, участвовать в этих дискуссиях.

Опять же, нам не нужно соглашаться со всем или даже с чем-то, что они говорят, но когда политические лидеры представляют важную часть общества, мы обязаны хотя бы вступать с ними в диалог.

Для многих из нас, кто находится по ту сторону Атлантики, это все больше выглядит как попытка старых, укоренившихся интересов спрятаться за советскими штампами вроде "дезинформации" и "городской легенды" просто потому, что им не нравится идея о том, что кто-то с альтернативной точкой зрения может высказать другое мнение. Или, не дай Бог, проголосовать иначе. Или, что еще хуже, победить на выборах.

Это же конференция по вопросам безопасности, и я уверен, что все вы приехали сюда, готовые обсуждать то, как именно планируете увеличивать оборонные расходы в ближайшие годы в соответствии с новыми целями.

И это прекрасно, потому что, как абсолютно четко заявил президент Трамп, он считает, что наши европейские друзья должны играть большую роль в будущем этого континента. Мы часто слышим о "распределении бремени", и мы считаем это важным элементом совместного альянса. Европейцы должны взять на себя больше ответственности, пока Америка сосредотачивается на регионах мира, которые находятся в большой опасности.

Но позвольте мне поставить еще один вопрос: как вы вообще собираетесь решать такие сложные бюджетные вопросы, если мы не знаем, что именно мы защищаем?

Я уже слышал много мнений во время моих многочисленных встреч здесь, в этом зале. Я слышал о том, от чего вам нужно защищаться, и, конечно, это важно.

Но что осталось менее понятным для меня – и, я думаю, для многих граждан Европы – это то, ради чего вы боретесь.

Какое позитивное видение лежит в основе этого общего пакта безопасности, который мы все считаем настолько важным?

Я глубоко убежден, что не может быть настоящей безопасности, если вы боитесь голосов, мыслей и убеждений собственного народа.

Европа сталкивается со многими вызовами, но кризис, с которым сталкивается этот континент сегодня, кризис, с которым, я считаю, мы все сталкиваемся вместе, – это кризис, созданный собственными руками.

Если вы боитесь своих же избирателей, то нет ничего, что Америка может сделать для вас. Так же, как и нет ничего, что вы можете сделать для американского народа, который избрал меня и президента Трампа.

Вам нужен демократический мандат, чтобы достичь чего-то действительно ценного в ближайшие годы.

Неужели мы ничему не научились? Нестабильные мандаты порождают нестабильные результаты.

Но если вы будете прислушиваться к голосам своих граждан, вы получите тот демократический мандат, который позволит вам достигать больших изменений.

Если вы хотите конкурентоспособную экономику, если вы хотите доступную энергию, если вы хотите надежные цепочки поставок – вам нужен мандат на управление. Потому что вам придется принимать сложные решения, чтобы все это обеспечить.

И, конечно, мы знаем это очень хорошо. В Америке вы не можете получить демократический мандат, если просто цензурируете своих оппонентов или сажаете их в тюрьму – будь то лидер оппозиции, скромный христианин, молящийся в собственном доме, или журналист, который просто пытается сообщать новости.

Так же вы не можете получить мандат, игнорируя свой основной электорат по таким фундаментальным вопросам, как то, кто должен быть частью нашего общего общества.

Из всех насущных вызовов, с которыми сталкиваются страны, представленные здесь, я считаю, что нет ничего важнее проблемы массовой миграции.

Сегодня почти каждый пятый житель этой страны переехал сюда из-за границы – это исторический максимум. В Соединенных Штатах подобная ситуация – также исторический максимум. Число иммигрантов, прибывших в ЕС из стран, не входящих в Союз, только между 2021 и 2022 годами выросло вдвое – и, конечно, с тех пор стало еще больше.

Но эта ситуация не возникла в вакууме. Это результат серии сознательных решений, принятых политиками по всему континенту и за его пределами в течение последнего десятилетия.

Вчера мы увидели ужасные последствия этих решений здесь, в этом самом городе. И я не могу не вспомнить жертв, которые просто хотели насладиться прекрасным зимним днем в Мюнхене, но стали жертвами трагедии. Наши мысли и молитвы – с ними.

Но почему это произошло? Это ужасная история, но мы слышим ее слишком часто – и в Европе, и, к сожалению, в Соединенных Штатах также.

Искатель убежища, часто молодой человек лет 25, уже известный полиции, садится за руль, направляет машину в толпу и разрушает жизни людей и целое сообщество.

Сколько еще раз мы должны пережить эти страшные трагедии, прежде чем изменим курс и поведем нашу общую цивилизацию в новом направлении?

Ни один избиратель на этом континенте не голосовал за то, чтобы открыть границы для миллионов неизвестных мигрантов.

Но вы знаете, за что они действительно голосовали?

В Великобритании они проголосовали за Brexit. Согласны вы с этим или нет, но они проголосовали.

И сейчас, по всей Европе, люди все чаще голосуют за политических лидеров, которые обещают положить конец неконтролируемой миграции.

Я разделяю многие из этих опасений, но вам не обязательно соглашаться со мной.

Я просто верю, что люди заботятся о своих домах, своих мечтах, своей безопасности, своей способности обеспечивать себя и своих детей.

И еще одно – люди не глупы.

Это, пожалуй, один из важнейших уроков, которые я усвоил за короткое время в политике.

В отличие от того, что можно услышать чуть дальше на западе, в Давосе, граждане наших стран не считают себя "просвещенными животными" или взаимозаменяемыми винтиками в глобальной экономике.

И не удивительно, что они не хотят, чтобы их просто передвигали по карте или постоянно игнорировали их голоса.

Именно демократия призвана решать эти большие вопросы – на избирательных участках.

И я верю, что презирать людей, игнорировать их беспокойства – или, еще хуже, закрывать СМИ, отменять выборы или устранять граждан из политического процесса – не защищает ничего.

Наоборот, это наиболее гарантированный способ разрушить демократию.

И говорить вслух, выражать свое мнение – это не вмешательство в выборы.

Даже если эти взгляды выражают люди из-за границы. Даже если эти люди очень влиятельны.

Поверьте, я говорю это с иронией – если американская демократия смогла выдержать 10 лет моральных поучений от Греты Тунберг, то немецкая демократия точно сможет пережить несколько месяцев Илона Маска.

Но что не переживет ни американская, ни немецкая, ни любая другая демократия – это когда миллионам избирателей говорят, что их мысли, их беспокойства, их стремления и мольбы о помощи являются "недостойными" или "недостойными" даже рассмотрения.

Демократия основывается на священном принципе: голос народа имеет значение. Нет места для барьеров – вы либо придерживаетесь принципа, либо нет. Европейцы имеют голос, а европейские лидеры – выбор. И я твердо верю, что нам не нужно бояться будущего. Вы можете принять то, что говорит ваш народ, даже если это неожиданно, даже если вы не согласны.

Если вы это сделаете, то сможете смотреть в будущее с уверенностью, зная, что нация стоит за вами. И в этом, по моему мнению, заключается великая магия демократии. Она не в каменных зданиях или роскошных отелях, даже не в великих институтах, которые мы создали вместе как общее общество.

Верить в демократию – значит понимать, что каждый гражданин имеет мудрость и голос. И если мы отказываемся слушать этот голос, то даже самые успешные наши усилия принесут мало результата.

Как сказал Папа Иоанн Павел II, которого я считаю одним из величайших борцов за демократию на этом континенте и в мире: "Не бойтесь". Мы не должны бояться своего народа, даже когда он выражает мнения, которые не совпадают с позицией руководства.

Спасибо вам всем, успеха каждому из вас и да благословит вас Бог!

Теги по теме
Дональд Трамп
Источник материала
loader
loader