С начала полномасштабного вторжения импорт бензина в Украину остается неизменным — 1,24 млн т — и фактически соответствует объемам 2021 года. Отличие в том, что тогда 85% (1 млн т бензина) поступало из Беларуси. А с 2022 года тот же миллион тонн завозят из Европы. Это о том, что жизнь без энергоносителей из России и Беларуси — не выдумка, а реальность (см. рис.1).
Новый мир
Как и в сфере поставок самого массового продукта — дизтоплива, прошлый год стал периодом оптимизации логистики. За год география импорта бензина сузилась с 16 до 11 стран. Перечень покинули Венгрия, Грузия, Нидерланды, Эстония, Хорватия. Эти поставки было эпизодическими, поэтому рынок не почувствовал дискомфорта из-за их исчезновения.
Бензиновый поток переместился с Юга на Запад: немного более половины (56%) общего импорта заехало через западную границу. По сравнению с 2023 годом это направление увеличилось на 35% (692,6 тыс. т).
Вместе с тем Юг потерял 25% преимущественно из-за снижения объемов из Греции. Этот источник «стрелял» эпизодически, когда рынку не хватало традиционных поставщиков. Например, в начале 2023-го, когда Украина и Европа готовились к эмбарго на импорт нефтепродуктов из РФ, или накануне повышения акцизов и НДС летом 2023-го и в августе прошлого года (см. рис. 2).
Основная причина переориентации импорта бензина с Юга на Запад — лучшая цена на продукт в странах, где ценообразование базируется на котировках на Балтике. Во-первых, они были выгоднее средиземноморских (южных). Во-вторых, все ощутимее становится профицит бензина на Севере Европы, возникший, в частности, из-за уменьшения экспорта в Африку.
Результатом этих приятных для потребителей процессов стал возврат ценовых формул для Украины на «довоенный» уровень 2021 года.
Особенно боролся за потребителя хорошо знакомый украинскому рынку и водителям литовский НПЗ в Мажейкяе, принадлежащий польскому концерну «Орлен». Завод увеличил отгрузку украинским компаниям на 56% (до 235,9 тыс. т) и таким образом вернулся к объемам 2021 года.
Кроме привлекательных цен «Орлен Летува» пришлось прибегнуть и к техническим действиям, в частности реконструировать железнодорожный терминал «Моцкава» (переваливает топливо с широкой «советской» колеи на узкую европейскую на границе Литвы и Польши). Благодаря этому пропускная мощность выросла с 90 до 170 тыс. т в месяц.
Ключевым бенефициаром указанных изменений стал WOG, увеличивший закупку литовского бензина вдвое — до 98,7 тыс. т. Нужно заметить, что эта сеть является давним ценителем литовского продукта.
Orlen укрепляет позиции
Польша и Румыния продолжают делить между собой 46% всего импорта бензина, за год объемы почти не изменились (см. рис. 3).
Импорт из Польши на 87% формировал Orlen, за год прибавивший 60% (240,4 тыс. т). В свою очередь такой взлет обеспечили ОККО и WOG, сформировавшие 90% портфеля. Вместе с литовскими объемами за год PKN Orlen отгрузил в Украину 476,3 тыс. т бензина и закрепил за собой статус безоговорочного лидера (см. рис. 4).
В Румынии роль «Орлена» исполняет OMV Petrom — 92% от поставок из страны (283 тыс. т). Обеспечили поток те же ОККО и WOG. Компанию им составила AMIC Energy.
Вышеупомянутая неблагоприятная конъюнктура рынка бензина создала для OMV Petrom непростую ситуацию, которая угрожала оттоком клиентов в северном направлении. По имеющейся информации, в 2025 году производитель был вынужден пересмотреть цены в сторону снижения и тем самым смог остановить бегство ОККО и AMIC. А вот WOG, похоже, все же убежал.
Guten Tag!
В 2021 году представить поставки немецкого бензина в Украину было не менее фантастически, чем импорт американского дизеля. В 2024-м это стало обыденностью. Германия взлетела с одного бензовоза в 2023-м до 175,8 тыс. т в 2024-м и заняла четвертое место в рейтинге направлений импорта.
Первым проложил тропинку на бывший НПЗ «Роснефти» в городе Шведт польский холдинг Unimot, но на широкую железнодорожную колею (во всех смыслах этого слова) поток поставила сеть UPG. Она стала не только самым крупным поставщиком из Германии, но и полностью перешла на этот недешевый, но качественный ресурс.
Параллельно рынок открыл для себя второго немецкого производителя — Holborn Europa Raffinerie. Небольшой завод оказался очень френдли и флексибл к украинским контрагентам, поэтому повезли оттуда как ключевые игроки в лице ОККО и WOG, так и региональные сети и трейдеры — «Надежда», «Мартин Трейд» и т.п. Не устояла даже «БРСМ-Нефть», продающая на своих колонках топливо собственного производства.
В этом году позиции немцев имеют все шансы укрепиться (см. рис. 5). Доступность ресурса обещает улучшить уже упомянутый Unimot, который специально для поставок в Украину разработал логистическую схему без хранения бензина на нефтебазах в Польше. Как говорят, теперь мяч на половине поля украинцев.
Газанули!
В 2024 году на 30% вырос импорт высокооктанового бензина А-98/100 (36,4 тыс. т). Все ведущие поставщики увеличили импорт (см. рис. 6).
Лидером остается UPG, на счету которой 63% общего объема — 23 тыс. т, что на 21% больше, чем в 2023 году. Почти весь объем сеть привезла из Германии. UPG содержит самую большую сеть по продаже А-100 — свыше 70 АЗК. Дальше идет WOG — 56 АЗК, и KLO — 29.
Везли и будут везти
Неизменная тройка лидеров на протяжении последних двух лет — ОККО, WOG и UPG — импортировали вместе 62% общих объемов бензина (см. рис. 7).
Самый большой продавец бензина в стране — сеть ОККО — укрепляла диверсифицированную структуру поставки по всем направлениям. Польша, Литва, Румыния, Германия — увеличение импорта из этих источников заменило экстренную поставку Греции в 2023 году.
WOG традиционно двигался по тем же направлениям, отказавшись от греческого бензина в пользу заводов «Орлена» и начав импорт из Германии. Отличием сети является постепенный отход от румынского OMV Petrom, который, говорят источники в компании, стал самым дорогим в корзине WOG.
UPG выросла за год на 34% преимущественно благодаря стабильным оптовым продажам. Ключевым для сети стало почти полное изменение логистики: топливо поехало по железной дороге после того, как в ноябре 2023-го бензовозы компании, обеспечивавшие 100% импорта сети, застряли на границе из-за забастовки польских аграриев.
Рост импорта бензина компанией «АМИК Украина» на 72% связан прежде всего с переходом на прямые контракты с производителями, в то время как годом ранее сеть покупала большие объемы у других импортеров. Но направления остались предыдущие — Румыния и Литва.
Впервые с 2021 года в пятерку самых крупных импортеров бензина попал стопроцентный оптовик — УНТК, которая за год нарастила закупку бензина на 71% (до 26,8 тыс. т).
На треть увеличил объемы бензина самый большой оптовый трейдер «АО Энерго Трейд» (20,4 тыс. т).
Интересно, что УНТК и «АО Энерго Трейд» попали в рейтинг самых больших на импорте из Молдовы (фактически это чаще всего румынский бензин).
Вдвое увеличила объемы импорта бензина «Параллель» — 22,2 тыс. т. Такой рывок обусловлен стремительным и не до конца понятным ростом донецкой сети. Имея 30 АЗС преимущественно в охваченном войной Донбассе, в прошлом году она официально поглотила 70 заправок МОТТО, когда-то принадлежавших Эдуарду Ставицкому. Также к орбите «Параллели» с осени 2023 года относят сеть «Прайм» (свыше 50 АЗС), которая специализируется на заправке грузовиков. Еще известно о покупке нескольких небольших сетей, в частности EDF и Luxwen. Откуда такое, в частности, финансовое вдохновение, доподлинно неизвестно.
Были и потери. Оставили десятку лучших импортеров бензина группа «Приват», «БРСМ-Нефть» и «Анвитрейд».
Первая с начала января фактически объявила дефолт: отдельные марки топлива начали исчезать с АЗС еще в октябре, а в начале года «Авиас» и ANP опустели, оставив владельцев топливных талонов и карт наедине со своими проблемами.
Чтобы как-то снять вопрос о происхождении топлива и его качестве, «БРСМ-Нефть» во второй половине года начала импорт бензина. За пять месяцев было ввезено 12,4 тыс. т, что составляет около трети от общей реализации сети за этот период. Правда, выявить паспорта на этот бензин на АЗС компании пока не удалось.
Сколько стоила независимость?
Важным результатом 2024 года стало полное исчезновение лишних премий, которые закладывали в цены европейские поставщики топлива. Таким был классический ответ рынка на внезапный спрос со стороны нового большого потребителя, избавившегося от 100% источников поставок нефтепродуктов вследствие нападения россиян в феврале 2022 года. На пике — весной того года — наценки иногда составляли до 100% цены.
Благодаря кристаллизации контрагентов и развитию путей поставок, наценки падали и в 2024 году исчезли. Например, формула ценообразования на литовский бензин вернулась к образцу 2021 года.
Следовательно, топлива более чем достаточно, и все это — без российского или белорусского ресурсов. Какова же цена настоящей энергонезависимости?
Да, она выше из-за больших расстояний. Если бензин Мозырского НПЗ в Киеве в 2021 году рассчитывался по формуле «североевропейская котировка плюс 30 долл./т (расстояние до 300 км)», то сейчас литовский бензин едет с Мажейкяя до волынского Яготина 840 км, а потом — 500 км до Киева. И это уже стоит +100 долл./т к упомянутой котировке. То есть разница — 70 долл./т, или 2,2 грн/л. Это 4%.
То есть белорусский бензин стоил бы не 58, а 55,8 грн/л. Но вместе с тем для потребителей Львова почти ничего не изменилось, потому что белорусский ресурс был далеко, а литовский сейчас — ближе, чем к любому другому региону (за исключением разве что Волыни).
Можно уверенно прогнозировать, что после окончания войны, когда будет восстановлена украинская нефтепереработка и откроются морские порты, эта разница с российско-белорусским топливом уменьшится до 1–1,5 грн/л. Стоила ли независимость 2 грн/л? Вопрос риторический. Как и то, почему только война привела к этому отказу?..