Добро пожаловать в 2035 год: Atlantic Council представил сценарии того, как может измениться мир в течение десятилетия
Добро пожаловать в 2035 год: Atlantic Council представил сценарии того, как может измениться мир в течение десятилетия

Добро пожаловать в 2035 год: Atlantic Council представил сценарии того, как может измениться мир в течение десятилетия

Добро пожаловать в 2035 год: Atlantic Council представил сценарии того, как может измениться мир в течение десятилетия

Это не привычные прогнозы, а "воображаемые сценарии", чтобы глубже понять, как сегодняшние действия и бездействие могут создать лучший или худший мир через десять лет.

Эксперты аналитического центра Atlantic Council представили три воображаемых сценария того, как может измениться мир в течение следующего десятилетия на основе оценки текущих тенденций и неопределенности в различных категориях, включая геополитику, экономику, демографию, окружающую среду, технологии и общество.

Это не привычные прогнозы или предсказания того, что принесет будущее. Эти сценарии намерены по словам авторов, побуждать читателей рассмотреть потенциальные варианты будущего, включая "будущие миры", которые могут не совпадать с ожиданиями.

В то же время, отмечают аналитики, возможно, мир 2035 года будет отдаленно напоминать один из трех представленных сценариев, но это не главная цель "проекта". Основная причина, по которой эксперты разработали эти сценарии, состоит в том, чтобы глубже понять, как сегодняшние действия и бездействие могут создать лучший или худший мир через десять лет.

"Нежелательный" международный порядок

Глобальное управление еще никогда не было столь сложным, как в 2035 году. Но, несмотря на сложность проблем, пока управленческий ландшафт остается способным сдерживать, по крайней мере, некоторые из вызовов.

Возможно, мир не переживает счастливые дни возрождения многосторонности, но, к счастью, нет нигилистического ада по принципу "убей или будешь убит"..

Не произошло ни полного краха, которого так боялись, ни возрождения, на которое так надеялись, того, что часто называют международным порядком, основанным на правилах. Это означает, что ни 1930-е, ни 1990-е годы не вернулись.

Международный порядок, который США и их союзники создали и поддерживали после 1945 года, приносил выгоды на протяжении десятилетий, основываясь на представлении, что международное сотрудничество в сочетании с открытым обменом идеями и торговлей приведет к лучшему и более мирному миру.

В то же время, уже давно существует недовольство таким порядком. И по этому сценарию многие страны все еще недовольны им и стремятся отменить или реформировать этот порядок. Китай и Россия - два самых мощных и активных из таких государств, остаются непоколебимыми в своей оппозиции по крайней мере к части этого порядка, хотя в то же время их цели не идентичны.

Москва и Пекин начали объединяться с Северной Кореей и Ираном, чтобы сформировать союз, получивший название "ось агрессоров", чтобы напрямую бросить вызов Западу и международному порядку. Ряд других стран, в частности государства так называемого Глобального Юга, стремятся, как минимум, модифицировать международный порядок, основанный на правилах.

Несмотря на это, всевозможные вызовы для международного порядка, основанного на правилах, не были достаточно мощными, чтобы разрушить его. Ни "ось агрессоров", ни партнерство между Китаем и Россией не были настоящими военными альянсами, что отражало скорее слабые, чем сильные связи между ними. Эти государства действовали разрозненно, из-за разногласий в собственных интересах, и никогда не предпринимали скоординированных попыток прямой конфронтации с Западом. Частично по этой причине не произошло глобальной войны, а значит, не произошло масштабного потрясения, которое перезагрузило бы систему управления, как это произошло после Второй мировой войны.

Россия вышла из войны против Украины (которая завершилась мирным урегулированием в 2026 году) значительно слабее, чем была в начале полномасштабного вторжения, и еще не восстановилась настолько, чтобы бросить еще один подобный вызов. Пекин также не сделал ни одного открытого шага, чтобы захватить контроль над Тайванем. Очевидно, лидер Китая Си Цзиньпин решил, что не хочет рисковать будущим своей страны в конфронтации со Штатами, которые все еще остаются большой экономической и военной силой с ядерным сдерживанием.

Усиление Китая

Добро пожаловать в 2035 год – в мир, "центр тяжести" которого решительно сместился в сторону Пекина. Китай имеет большее влияние на мировые дела, чем любая другая страна, включая США. Пекин преобладает по всем показателям силы – дипломатическим, военным, экономическим и технологическим. Это позволило Китаю начать переделывать мир по своему вкусу. Пекин занимается изменением глобальной системы, включая многосторонние институты, такие как ООН, и находится в процессе демонтажа демократических норм, поддерживавших международный порядок с 1945 года.

Китай занял такую господствующую позицию отчасти потому, что Штаты не сделали много для того, чтобы помешать этому. Американские лидеры были поглощены проблемами, связанными с ослаблением экономики страны, расшатыванием общественных связей и неумолимо жесткой внутренней политикой. Такая динамика разрушила многолетний двухпартийный консенсус по защите мирового порядка, который США вместе со своими союзниками и партнерами строили и поддерживали десятилетиями.

Результатом стало то, что США больше не сохраняют непоколебимой преданности своим союзникам, ключевым многосторонним институтам, нормам и принципам. Почти по всем показателям Штаты остаются великим государством, но Вашингтон больше не заинтересован в сохранении своей лидерской роли в мире, уступив это место другим, в частности, Китаю.

Влияние отхода США от глобальных дел очевидно в разных глобальных горячих точках, в том числе и на Тайване. Хотя в 2010-х и начале 2020-х годов преобладал страх разрушительного столкновения между Штатами и Китаем вокруг острова, тайваньский вопрос был решен "без всякого выстрела". Китай подчинил себе Тайбэй, применяя интенсивное давление – через диверсии, кибероперации, пропагандистские кампании, шпионаж и тайные “гибридные операции”.

В 2030 году правительство Тайваня согласилось, среди прочего, на урегулирование, предполагавшее прекращение оборонного сотрудничества с иностранными правительствами и сокращение прямых контактов с иностранными чиновниками. Штаты, не реагировавшие на разные формы давления Китая на Тайвань, в конце концов не смогли помешать заключению такого "соглашения". Ни одна из отдельных провокаций Китая не была столь масштабной, чтобы и без того нерешительные США рискнули пойти на прямую военную конфронтацию с Пекином.

У Штатов все еще есть ряд союзников и партнеров, но связи, которые держали эти альянсы, слабее, чем в прошлом. В Азии нервные американские союзники, включая Японию, Южную Корею, Австралию и Филиппины, балансируют свои отношения между Китаем и США в большей степени, чем это было в 2020-х годах. Но теперь, став свидетелями случившегося с Тайванем, эти страны еще больше обеспокоены гарантиями безопасности от США. И Япония и Южная Корея признали, что изучают варианты получения ядерного оружия для сдерживания Китая и Северной Кореи: большинство аналитиков ожидают, что обе страны станут ядерными государствами к 2040 году.

Глубокая обеспокоенность союзников США вызывает также рост численности и возможностей китайских вооруженных сил и расширение присутствия Пекина в Азиатско-Тихоокеанском регионе и других частях мира. Китай постоянно увеличивает количество соглашений о военном базировании по всему миру.

Похожая история разворачивается в Европе, хотя и сосредоточена на другой угрозе. Европейские члены НАТО быстро вооружаются, тратя значительно более 2% ВВП на оборону, которых Вашингтон требовал в течение десятилетий. Хотя это можно считать своеобразной победой внешней политики США, на самом деле это поражение, поскольку такие расходы представляют серьезные сомнения в преданности Вашингтона НАТО и обязательствах Альянса по статье 5 о коллективной обороне. Хотя война РФ против Украины закончилась переговорным тупиком, большинство европейских аналитиков считают, что это лишь вопрос времени, когда перевооруженная и возрожденная Россия решит испытать НАТО на прочность, вероятно, посредством вторжения, сосредоточенного на странах Балтии.

На фоне этого многие надеются на Пекин, а не на Вашингтон, считая, что Китай будет сдерживать Россию — своего младшего партнера, от наступления на Европу. Отчасти по этой причине, а также по тому, что Китай является крупнейшим торговым партнером Европы (опередив США в начале 2030-х годов), европейские лидеры ослабили критику соблюдения Пекином прав человека и облегчили доступ Китая к общему рынку, несмотря на ряд беспокойств.

"Климат страха"

В 2035 году климат на Земле более жаркий и менее стабильный, чем когда-либо в истории человечества. Эта нестабильность приводит к тому, что люди настраиваются друг против друга, а политика становится более агрессивной, чем десять лет назад. Турбулентность, вызванная климатическими изменениями, затрудняет решение многих других проблем, в том числе и геополитических. Такие вызовы выходят за пределы национальных границ и затрагивают каждую страну. Последствия изменения климата вызвали, в частности, ряд локальных конфликтов.

Климатические проблемы стали хуже, чем десять лет назад. Многие ищет радикальные решения, чтобы вывести человечество из затруднительного положения.

Данные указывают на то, что несколько климатических критических точек, включая, среди прочего, таяние ледникового щита Антарктиды, теперь ближе, чем считалось ранее. Моделирование ученых, основанное на данных 2030-х годов, теперь еще сильнее указывает на то, что одна или несколько из этих критических систем разрушатся в ближайшие несколько десятилетий.

В 2035 году в мире насчитывается примерно 150 миллионов мигрантов, которые будут временно перемещены или постоянно находиться в движении из-за климатических изменений, хотя никто не знает их истинного количества, поскольку миграция - очень сложное и многогранное явление. Однако все будут соглашаться с тем, что мигрантов становится все больше.

Тем временем "часы тикают", а климат меняется. Попытки человечества освоить мир природы в постиндустриальную эпоху привели к климатическому кризису. В 2035 году Земля все больше "управляет делами людей", а не наоборот.

Ранее сообщалось, что аналитический центр Atlantic Council спросил более 350 аналитиков и специалистов по прогнозированию со всего мира о главных движущих силах изменений в следующие десять лет. Впервые в ежегодном опросе был вопрос о перспективах новой мировой войны до 2035 года ("многофронтовой конфликт между великими государствами"): результаты оказались тревожными — 40,5% респондентов сказали, что ожидают такого развития событий. В то же время 59,5% опрошенных высказали противоположное мнение.

Источник материала
loader
loader