Критическая инфраструктура Украины является основной целью атак РФ. Расчет понятен: нет инфраструктуры — нет экономики. Россия ее систематически разрушает. Украина же вместе с международными партнерами вынуждена непрерывно эту инфраструктуру восстанавливать. Помимо обстрелов, процесс восстановления натыкается на ряд препятствий, которых не должно быть в принципе.
Совет бизнес-омбудсмена (СБО) систематизировал проблемы, с которыми сталкивается бизнес, работающий в сфере восстановления критической инфраструктуры (далее — КИ), и представил результаты исследования, а также свои рекомендации под красноречивым слоганом: «Стратегия вместо импровизации».
«Мы предлагаем правительству Украины и стейкхолдерам объединить усилия и направить их на скорейшее устранение препятствий для успешной реализации проектов восстановления», — подчеркивает бизнес-омбудсмен Роман Ващук.
В отчете Совета бизнес-омбудсмена выделены главные проблемы, которые тормозят или сводят на нет усилия по восстановлению критической инфраструктуры. Это: нестабильность финансирования, задержка выплат подрядчикам, административные барьеры, сложности в земельных вопросах, коррупционные риски в государственных закупках, кадровый дефицит и несовершенное нормативное регулирование. В принципе, СБО делает акцент на проблемах, известных и понятных всем, в том числе и тем, кто обязан их решать денно и нощно.
Особое внимание авторы отчета СБО уделяют недостаточной коммуникации между государством и бизнесом. Отсутствие четких механизмов привлечения частного сектора приводит к ситуациям, когда компании вынуждены работать в условиях правовой и финансовой неопределенности. Это не только снижает их мотивацию к участию в восстановлении, но и делает невозможным долгосрочное стратегическое планирование.
Или проблема, которая ждет своего решения еще со времен СССР: неэффективное освоение выделенных ресурсов. Территориальные громады часто не способны эффективно реализовывать проекты восстановления, что приводит к неиспользованию предоставленных им средств. Случаются также задержки в принятии правительственных решений по использованию международных донорских средств, которые значительно усложняют процессы восстановления, отмечает СБО.
А еще отсутствие четких критериев отбора поставщиков и дискриминационные требования заказчиков часто способствуют лоббированию «удобных» компаний, что влияет на качество и стоимость работ. Особенности проведения публичных закупок на период действия военного положения регулируются постановлением КМУ и позволяют заключение договора о закупке без применения открытых торгов и / или электронного каталога для закупки товара. С одной стороны, это должно было бы ускорить все процессы восстановления КИ. С другой — такая «ускоренность» создает риски злоупотреблений и давления на бизнес со стороны правоохранительных органов — ставит частные компании в априори слабую правовую позицию. Это лишает заказчиков возможности получить оптимальное соотношение цены и качества, а также делает невозможным доступ новых компаний к рынку.
Сейчас львиная доля закупок осуществляется при участии только одного подрядчика. Так, за шесть месяцев 2024 года 85% тендеров с использованием электронной системы закупок и 97% тендеров без использования таковой проведены с одним участником.
Отсутствие регулирования прямых закупок и возможные юридические риски также сдерживают бизнес от участия в восстановлении, подчеркивает СБО. Отмечается также, что отдельные экспериментальные проекты показывают отсутствие прозрачности в расходовании государственных средств.
СБО выделяет еще одну крайне важную проблему — принуждение бизнеса к сотрудничеству. Формально участие бизнеса в восстановлении происходит на добровольных началах и с использованием тендерных процедур, однако на практике значительное давление со стороны государства часто превращает это участие в «добровольно-принудительное». Государство и местные власти часто обращаются к компаниям с запросом об участии в восстановлении, но возможность отказаться от такого предложения фактически отсутствует. Бизнес, таким образом, вынуждают брать на себя финансовые и операционные риски без надлежащих гарантий. В результате компании остаются один на один с проблемами, возникающими после выполнения работ, в частности с задержками платежей, сложностями с подписанием документов и другими. Государство до сих пор не предложило эффективные механизмы защиты бизнеса от подобных ситуаций.
СБО рекомендует в краткосрочной перспективе ввести четкие правила по заключению и выполнению контрактов, урегулировать вопрос амортизации источников альтернативной энергетики, создать правовую базу для обеспечения устойчивого строительства, модернизации и восстановления КИ, разработать международные стандарты для договоров. Важно упростить земельные процедуры, внедрить национальную базу цен на строительные материалы, а также создать механизмы компенсации расходов в случае повторных разрушений объектов из-за военных действий, — подчеркивает Совет бизнес-омбудсмена.
Кроме того, с целью повышения эффективности тендерных процедур предлагаются создание реестра проверенных подрядчиков, стандартизация проектов КИ и обеспечение участия иностранных компаний. Необходимо пересмотреть подходы к государственным закупкам, унифицировать с международными стандартами, обеспечить их прозрачность и конкурентность. Также рекомендовано создать координационный центр для оперативного реагирования на вызовы в сфере защиты и восстановления КИ.
В долгосрочной перспективе необходимо разработать планы развития КИ с привлечением частного сектора, создать налоговые и инвестиционные стимулы для бизнеса, обеспечить долгосрочное бюджетное планирование и интегрировать энергоэффективные технологии. Кроме того, следует унифицировать информацию о финансировании восстановления, обеспечить прозрачный мониторинг расходов и повысить доверие международных партнеров через открытый доступ к данным об использовании средств.
СБО отмечает также проблему с документальным подтверждением выполненных работ. Нередки случаи задержки или необоснованного отказа в принятии работ. Это влечет за собой задержки в оплатах, урезание бюджетов или же вообще замораживание объекта строительства, а также является основаниями для открытия уголовных производств в отношении должностных лиц подрядчиков. Такие случаи злоупотреблений служебным положением и неправомерной практикой приводят к срывам работ, нарушению графиков восстановления объектов КИ и риску недостижения стратегических целей проекта.
Проблемной является также координация совместных работ со стейкхолдерами. Эффективная координация — ключевое условие для обеспечения как защиты объектов КИ, так и их своевременного восстановления. Слаженное взаимодействие позволяет минимизировать риски, избежать дублирования функций и обеспечить использование ресурсов оптимальным образом.
К ключевым проблемам по координации работ по защите объектов КИ и их восстановлению следует отнести:
- отсутствие единого коммуникационного поля;
- дублирование усилий из-за плохого обмена информацией — разные ведомства или организации могут выполнять одинаковые задачи, что приводит к расточительному расходованию ресурсов;
- четко не прописанное распределение ролей и ответственности в случае возникновения критической ситуации.
Разумеется, помимо сугубо бюрократических нелепостей и извечной «коррупционной составляющей», существуют объективные причины, тормозящие восстановление критической инфраструктуры. В частности, нарушенная логистика, падение производства стройматериалов и рост цен на них, необходимость работать в экстремальных условиях. И именно для смягчения влияния негативных факторов необходимо заменить импровизацию стратегией, что Совет бизнес-омбудсмена и рекомендует.
Рекомендации СБО, требующие немедленной реализации
Во-первых, создать прозрачные правила игры, или level playing field, как для субъектов, осуществляющих работы по восстановлению и защите КИ, так и для тех, кто инвестирует в развитие КИ в Украине. А именно: недопущение изменения существенных условий договоров в процессе проведения работ по восстановлению.
Во-вторых, определить на уровне КМУ путем принятия соответствующего подзаконного нормативно-правового акта вопрос о разрешении или запрете компонентной амортизации для предприятий зеленой энергетики.
В-третьих, принять Кабинету министров Украины нормативно-правовой акт, регулирующий строительство, ремонт и другие инженерно-технические мероприятия по защите объектов критической инфраструктуры топливно-энергетического сектора на постоянной основе.
В-четвертых, принять закон и подзаконные акты, которые бы регулировали принципы восстановления Украины, а именно: введение основ для эффективного и прозрачного восстановления Украины.
***
Согласно данным Всемирного банка, потребность Украины в восстановлении составляет 486 млрд долл., из которых 5 млрд необходимы для срочного восстановления инфраструктуры. Наиболее существенные потери понесла критическая инфраструктура, убытки которой оцениваются в 155 млрд долл.
В госбюджет на 2025 год заложено 115 млрд, вот только гривен и на государственные гарантии для восстановления КИ. Также ожидается поступление 71,8 млрд грн от МФО в виде кредитов и грантов.
Подход к восстановлению в 2025 году будет базироваться на приоритизации проектов, которые будут отвечать Ukraine Facility Plan. Ключевые приоритеты: энергетика, жилье, объекты социальной инфраструктуры и дороги в отдельно определенных регионах.