Когда премьер-министр Великобритании Кир Стармер сядет с президентом США Дональдом Трампом в Овальном кабинете, это может оказаться одной из наиболее значимых встреч между британским премьер-министром и американским президентом со времен Второй мировой войны. Об этом сообщает The Times.
От угрозы американских тарифов до роли Америки в обеспечении европейской безопасности в Украине и за ее пределами, премьер-министр будет пытаться балансировать на грани между защитой интересов Британии и избежанием открытой конфронтации. Успех или неудача Стармера будет иметь глубокие последствия для его премьерства.
Украина
Основная миссия Стармера в Вашингтоне заключается в том, чтобы изменить подход Трампа к прекращению войны в Украине.
Высокопоставленные дипломаты сообщили американским коллегам, что, несмотря на телефонный разговор Путина и Трампа и переговоры в Саудовской Аравии, американская сторона до сих пор не имеет четкого видения того, как может выглядеть мирное соглашение. Говорят, что сам Трамп просто хочет заключить соглашение и не имеет конкретных красных линий.
На этом фоне политик будет пытаться повлиять на президента США по трем основным направлениям.
Первое - убедить его в том, что между США и Россией не может быть достигнуто никакого устойчивого соглашения, которое затем будет навязываться Украине под угрозой прекращения американской поддержки. Стармер будет утверждать, что исключение Украины из переговоров станет для Путина сигналом, что Запад (включая США) является слабым.
Второй аргумент заключается в том, что хотя Европа может и должна предоставить основную часть миротворческих сил, чтобы обезопасить Украину от будущих нападений, это может вызвать доверие только в том случае, если они будут подкреплены американскими гарантиями безопасности. Проще говоря, это обяжет США защитить миротворцев, если они подвергнутся нападению со стороны российских сил. Британия считает, что любые миротворческие силы потребуют материально-технической поддержки со стороны американского персонала, который уже находится в Европе.
Последний аргумент является более широким. Стармер попытается доказать, что позиция Путина гораздо слабее, чем кажется, и что Трамп должен быть готов играть в долгую игру, еще больше усиливая экономическое и военное давление на Россию, чтобы получить, как может выразиться Трамп, "большую сделку". Он подчеркнет, что если США будут слишком стремиться быстро заключить сделку, Путин будет менее склонен к компромиссу - и, как следствие, любая такая сделка с меньшей вероятностью обеспечит прочный мир, который в противном случае мог бы стать наследием Трампа.
Расходы на оборону
Трамп четко дал понять, что хочет, чтобы Великобритания и другие европейские страны значительно увеличили свои расходы на оборону. Во время выборов в США он утверждал, что они должны составлять 5% ВВП. Месседж заключается в том, что Европа должна платить за собственную оборону и больше не может полагаться на американскую поддержку.
Благодаря его выступлениям британские дебаты об оборонных расходах выглядят почти академическими. Стармер обязался увеличить оборонные расходы с 2,3 процента ВВП до 2,5 процента, но не сказал, когда именно. Растет консенсус относительно того, что его нужно достичь к 2030 году - сроку, первоначально обещанному лейбористами, и что ему нужно будет пойти дальше. Руководители оборонного ведомства лично давили на Стармера с требованием увеличить расходы до 2,65 процента.
Британские государственные финансы и так находятся в напряженном состоянии. Достижение 2,5 процента будет стоить дополнительных 5 миллиардов фунтов стерлингов в год, а это означает, что нужно будет сократить расходы в других сферах или повысить налоги. Сообщалось, что Стармер определит временные рамки увеличения оборонных расходов во время встречи с Трампом, но сейчас ожидается, что он будет ждать результатов стратегического оборонного обзора и пересмотра расходов. Давление будет только расти.
Торговля и тарифы
Хотя Украина, вероятно, будет главным пунктом повестки дня в Овальном кабинете, тарифы могут стать еще большей проблемой для политического будущего Стармера. Трамп заявил, что готов ввести "ответные" тарифы против других стран, особенно против тех, которые взимают НДС, например, против Великобритании. Влияние может быть огромным и привести к повышению тарифов на экспорт в США до 21 процента.
Америка является крупнейшим торговым партнером Британии, поэтому тарифы могут оказать значительное влияние на экономический рост. Трамп четко дал понять, что он чувствует дисбаланс в торговле, с чем Великобритания не соглашается, но он предположил, что может быть заключено соглашение. Условия такого соглашения могут быть сложными. Великобритания хочет сосредоточиться на технологиях и цифровых услугах. Лорд Мандельсон, новый посол США, назвал эту сделку "мегасделкой", которая "сделает наши экономики снова великими", но Трамп, скорее всего, будет давить на Стармера в менее приятных вопросах, таких как экспорт американской сельскохозяйственной продукции и ограничение цен на лекарства Национальной службой здравоохранения (NHS).
Стармер проведет грань между расходами на оборону и тарифами, утверждая, что если ударить по Великобритании тарифами, то будет сложнее поддерживать армию. Победой для Стармера будет то, что он сможет выйти с определенной формой исключения из тарифной повестки дня Трампа.
Не раздражайте медведя
Премьер-министр приложил все усилия, чтобы избежать провокаций, используя свои встречи с Трампом, чтобы говорить об их семьях и хвалить его при каждом удобном случае. Стармер приедет с предложением государственного визита в Великобританию, на этот раз с выступлением в обоих парламентах, а Трамп с уважением и любовью относится к королевской семье.
Во время телефонного разговора со Стармером он говорил о своем восхищении принцем Уэльским, с которым встретился в Париже в декабре. Учитывая то, что стоит на кону, определенный конфликт неизбежен, но Стармер пока что избегает прямого контакта с Трампом. Остается надеяться, что уважительное отношение к нему принесет дивиденды в долгосрочной перспективе.
Напомним, что Макрон встретился с Трампом в Белом доме вечером 24 февраля, а премьер-министр Великобритании Кир Стармер должен встретиться с президентом США в Вашингтоне 27 февраля.