/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fc5a4313666e431643c9e370d68b9d906.jpg)
Оскароносный мультфильм «Поток. Последний кот на Земле» сделали в бесплатной программе для 3D-моделирования
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F944470cbc18f1c5326c5ac9a6b9c1366.png)
На днях состоялась 97 церемония вручения главной кинопремии мира — «Оскар-2025». Довольно неожиданно «Поток. Последний кот на Земле» стал лучшим анимационным фильмом, опередив хитовые «Головоломка 2» и «Дикий робот». Тем самым латвийские авторы доказали, что создавать достойные анимационные фильмы можно, даже не имея больших бюджетов всемирно известных студий. Более того, этот красиво анимированный фильм, рассказывающий мистическую историю темно-серого кота и его спутников, был создан полностью в бесплатном 3D-редакторе Blender.
Эта программа входит в списки лучшего бесплатного ПО для анимации. Но как создать настолько мощный анимационный фильм с помощью бесплатного софта? Сценарист и режиссер Гинтс Зилбалодис поделился своим опытом.
Латвийский режиссер рассказал, что начал работать над «Поток. Последний кот на Земле» еще в 2019 году и выбрал Blender из-за рендер-движка EEVEE, который работает в режиме реального времени. Скорость рендеринга и даже просто быстрое открытие файлов помогли «сэкономить много времени и нервов». Кроме того, гибкость настроек Blender значительно упростила процесс.
В 2021 году Гинтс привлек специалистов по созданию ригов и разработчиков для создания специальных скриптов, оптимизирующих рабочий процесс. Он разрабатывал начальные сцены, а команда дизайна детализировала их, добавляя растительность, реквизит и элементы окружающей среды. Концепт-художники разрабатывали архитектурные объекты, а другие члены команды занимались созданием инструментов для работы.
Вода стала одним из ключевых элементов фильма. Над ее созданием работал Мартиньш Упитис, который разработал специальный Blender-аддон для эффектов воды, а Константинс Вишньовскис занимался меньшими симуляциями, такими как брызги. Он также исследовал техники стилизованного меха и перьев, работая над шейдерами.
Прорывным моментом стало присоединение в 2022 году бельгийских и французских продюсеров Take Five и Sacrableu Productions. Они помогли разработать новые инструменты и риги для улучшения анимации персонажей.
Что касается освоения Blender, Гинтс говорит, что много учился онлайн, в то время как Константинс занимался написанием скриптов. Он также отмечает, что большинство аниматоров привыкли к Blender всего за неделю, но процесс обучения никогда не останавливается.
«Я до сих пор чувствую, что есть очень много вещей, которых я не знаю о Blender или других программах», — добавляет Гинтс. «А с такими длинными проектами иногда забываешь то, что выучил пять лет назад».
Во время работы он постепенно обновлял Blender от версии 2.8 alpha до 3.3, а на финальном этапе освещения перешел на версию 4.6.
«Перед каждым обновлением мы тестировали файлы на наличие проблем», — говорит он. «Кое-что ломалось, но в целом рабочий процесс оставался стабильным».
Команда использовала различные дополнительные плагины, в частности:
- GeoScatter — для генерации растительности и объектов окружающей среды,
- Animation Layers — для создания эффекта «движущейся камеры» вручную,
- Cell Fluids — для масштабных волн,
- FLIP Fluids — для более мелких деталей в водных симуляциях.
Гинтс поблагодарил Blender во время получения премии:
«Любой ребенок теперь имеет инструменты для создания фильмов, которые могут выиграть «Оскар»», — сказал он. «Это не компромисс — Blender так же хорош, как и любое другое ПО, и мы будем использовать его для моего следующего фильма».
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F944470cbc18f1c5326c5ac9a6b9c1366.png)

