Президент Дональд Трамп приветствовал сделку американской компании BlackRock по покупке большей части портового бизнеса гонконгского конгломерата CK Hutchison стоимостью 22,8 миллиарда долларов,
которая включает активы вдоль Панамского канала.
Об этом пишет Reuters.
Сделка даст американскому консорциуму контроль над ключевыми портами Панамского канала на фоне призывов Белого дома вывести их из-под, как он считает, китайского владения. Но это также чревато усилением напряженности в отношениях между США и Панамой, которые уже столкнулись из-за заявлений Трампа о Панамском канале.
«Моя администрация вернет себе Панамский канал, и мы уже начали это делать», - заявил Трамп в Конгрессе США.
«Только сегодня крупная американская компания объявила, что покупает оба порта вокруг Панамского канала и множество других вещей, связанных с Панамским каналом и несколькими другими каналами».
Сразу же в ответ на это президент Панамы Хосе Рауль Мулино заявил, что Трамп «в очередной раз лжет», написав утром в среду пост на сайте X.:
"Панамский канал не находится в процессе возвращения... Канал является панамским и будет оставаться панамским!»
Сделка с консорциумом, возглавляемым BlackRock, включает 90 % акций Panama Ports Company, которая уже более двух десятилетий управляет портами Бальбоа и Кристобаль на каждом конце канала, сообщает CK Hutchison. В общей сложности консорциум, в который входят Terminal Investment и Global Infrastructure Partners, будет контролировать 43 порта, включающих 199 причалов в 23 странах, говорится в сообщении конгломерата.
Высокая цена покупки привела к росту акций CK Hutchison более чем на 20% в среду, опередив рост на 2,8% более широкого гонконгского индекса Hang Seng.
Продажа включает в себя 80-процентную долю CK Hutchison в Hutchison Ports с акционерной стоимостью 14,21 млрд долларов. Однако конгломерат получит более 19 миллиардов долларов после погашения некоторых займов акционеров. Размер вырученных средств будет сопоставим со всей рыночной стоимостью CK Hutchison в Гонконге до ралли акций в среду. Оставшаяся часть Hutchison Ports принадлежит сингапурской PSA International.
В прошлом году Панамским каналом, который соединяет 1920 портов в 170 странах, воспользовались около 12 000 судов. Его положение имеет стратегическое значение для США, поскольку более трех четвертей судов, проходящих через него, заходят в Соединенные Штаты или направляются в них.
«Я хотел бы подчеркнуть, что сделка носит исключительно коммерческий характер и совершенно не связана с недавними политическими новостями, касающимися Панамских портов», - говорится в заявлении одного из управляющих директоров CK Hutchison Фрэнка Сикста.
Трамп неоднократно заявлял, что канал находится под влиянием Китая, в то время как CK Hutchison базируется в Гонконге. Гонконг вернулся от британского к китайскому правлению в 1997 году с гарантией того, что его свободы, включая свободу слова, будут защищены в соответствии с формулой «одна страна - две системы».
Мулино ранее заявил, что так называемое «возвращение» канала Трампом не обсуждалось ни с госсекретарем США Марко Рубио во время его недавнего визита, ни с каким-либо другим американским чиновником.
США контролировали канал и территорию вокруг него до тех пор, пока в 1977 году не подписали договоры, предоставляющие Панаме контроль и суверенитет над зоной канала и гарантирующие ее постоянный нейтралитет. Договоры вступили в силу в 1999 году.
Участие США в работе канала считается болевой точкой для многих панамцев: в 1964 году в ходе столкновения с американскими властями канала погибло около двух десятков демонстрантов.
CK Hutchison ждала окончательного решения Верховного суда Панамы о правовом статусе своего государственного контракта на управление портами после того, как местный генеральный прокурор признал его «неконституционным». Конгломерат, контролируемый миллиардером Ли Кашином, помимо крупнейшего в мире частного оператора портов, имеет интересы в таких сферах, как инфраструктура, розничная торговля и телекоммуникации.
Ли диверсифицировал свой бизнес за пределами Гонконга и материкового Китая с 1980-х годов, и теперь только около 12% доходов CK Hutchison приходится на Гонконг и Китай, а остальная часть - на Европу, остальные страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Канаду.
Сикст заявил, что сделка с портами стала результатом «быстрого, дискретного, но конкурентного процесса», в ходе которого CK Hutchison получила множество предложений и выражений заинтересованности.
В отчете JPMorgan говорится, что, хотя продажа панамского бизнеса «понятна», сделка, тем не менее, является «сюрпризом», учитывая, что большинство других портов CK Hutchison не находятся в регионах, непосредственно подверженных геополитическому напряжению между Китаем и США. Это может быть «оппортунистическая сделка», считают в JPMorgan. Исходя из нашего понимания философии управления CKH, любая сделка возможна при условии, что «цена будет подходящей».
Сумма в 19 миллиардов долларов, которую CK Hutchison намерена получить от продажи, значительно превышает оценку портовых активов в 13 миллиардов долларов, сделанную аналитиками. «Продажа значительно увеличит стоимость компании», - считают аналитики Citigroup.
Напомним, Трамп еще до официального вступления в должность президента США заявлял о намерении "забрать" канал у Панамы, получившей контроль над важной международной водной артерией в 1999 году согласно договору, заключенному со Штатами. Трамп критиковал контроль Китая над некоторыми портовыми операциями в канале как признак того, что Пекин сейчас управляет этой водной артерией. Он также требовал от властей Панамы снизить плату для американских кораблей за транзит через канал.
"Мы не отдавали его Китаю, мы отдали его Панаме, и мы забираем его обратно", - сказал президент США во время выступления перед законодателями.