Три ведущих европейских аэрокосмических компании – Airbus, Leonardo и Thales Alenia Space – рассматривают возможность создания совместного предприятия для расширения производства спутников. Основным конкурентом для потенциального альянса станет Starlink, принадлежащий компании SpaceX Илона Маска.
Инициатива направлена на усиление позиций Европы в сфере производства низкоорбитальных спутников, широко используемых в коммерческих телекоммуникациях, сообщает Politico.
Политический аспект: поддержка и препятствия
Премьер-министр Италии Джорджа Мэлони в январе указала на отсутствие европейских альтернатив, комментируя переговоры с Маском по соглашению на 1,5 млрд евро для обеспечения безопасной связи через спутниковую сеть Starlink. Она отметила, что важным вопросом является то, почему Италия и Европа не создали собственные технологии для обеспечения защищенной связи.
Ситуация приобретает дополнительное значение на фоне растущих геополитических рисков. Недавно одна из американских спутниковых компаний ограничила доступ Украины к снимкам по запросу администрации США, что вызвало беспокойство относительно зависимости Европы от внешних поставщиков.
Однако перспектива создания европейского аэрокосмического гиганта сталкивается с политическими и экономическими вызовами. Италия, владеющая 30% акций Leonardo, а также контролирующая 33% Thales Alenia Space, вероятно, поддержит инициативу. Париж также склонен поддержать сделку. Однако сопротивление может оказать Германия, чувствующая, что ее роль в космической отрасли уступает Франции и Италии.
Готовящийся покинуть свой пост канцлер Олаф Шольц недавно выступил против другого крупного слияния – между итальянским банком UniCredit и немецким Commerzbank, свидетельствующим об осторожном подходе Берлина к таким соглашениям.
Регуляторные барьеры и риски монополизации
Хотя руководство Европейского Союза активно ищет пути создания глобально конкурентоспособных промышленных игроков, регуляторные требования могут стать серьезным препятствием для соглашения. Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляен отметила важность "континентального масштаба" в конкуренции с международными корпорациями. Однако правила ЕС по антимонопольной политике могут помешать созданию объединения, если оно приведет к уменьшению количества конкурентов на европейском рынке.
По предварительной информации, совместное предприятие Airbus-Leonardo-Thales Alenia Space, получившее рабочее название "Проект Бромо", будет ориентировано на коммерческую спутниковую связь. В то же время, оно может столкнуться с ограничениями в военном секторе и государственных тендерах в ЕС, где действуют жесткие требования к участникам.
Против сделки уже выступила немецкая аэрокосмическая компания OHB, остающаяся одним из ключевых конкурентов в сфере спутниковых технологий. Генеральный директор OHB Марко Фукс заявил, что слияние может "нанести вред европейской промышленности и клиентам", поскольку ограничит конкуренцию. Он отметил, что компания планирует высказать свои оговорки перед Еврокомиссией в случае продвижения соглашения.
Напомним, французский спутниковый оператор Eutelsat проводит переговоры с европейскими правительствами, чтобы иметь возможность стать альтернативой Starlink в Украине.