Юристы об усилении ответственности ТЦК за нарушение прав человека: Интересно, но малореально
Юристы об усилении ответственности ТЦК за нарушение прав человека: Интересно, но малореально

Юристы об усилении ответственности ТЦК за нарушение прав человека: Интересно, но малореально

Верховная Рада поддержала в первом чтении законопроект о введении уголовной ответственности для должностных лиц ТЦК и врачей ВЛК за нарушение прав человека в период мобилизации. Документ был разработан двумя комитетами Совета – правоохранительным и по вопросам нацбезопасности – и согласован с Генеральным штабом. Он вносит в Уголовный кодекс Украины две новые статьи.

В пояснительной записке утверждается, что «принятие закона позволит обеспечить правовой механизм для оперативного расследования фактов нарушения законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации, совершенных руководителями территориальных центров комплектования и социальной поддержки, председателями и членами военно-врачебных комиссий».

Журналист Коротко про поинтересовалась мнением юристов.

Всем - от 3 до 8 лет

Если депутаты проголосуют «за», в УКУ будут внесены следующие новые статьи:

  • 337-1 – «Нарушение порядка проведения медицинского осмотра (военно-врачебной экспертизы) для определения пригодности по состоянию здоровья к военной службе»,
  • 426-2 – «Нарушение военным должностным лицом порядка призыва (принятия) граждан на военную службу».

Первая статья будет наказывать председателей и членов ВЛК за выводы, которые привели как к незаконному призыву граждан, то есть признали непригодными пригодными, так и безосновательного уклонения пригодных от службы. Проще говоря, за «отмазку».

Вторая - направлена ​​на должностных лиц ТЦК по тому же принципу: наказание должно быть и за умышленный незаконный призыв, и за содействие уклонению от службы. В условиях военного положения обе статьи предусматривают лишение свободы сроком от 3 до 8 лет с последующим лишением права занимать определенные должности сроком от 1 до 3 лет.

Параллельно с этим состав ВЛК – от председателя до секретаря - предлагается включить в статью 368-5 - о незаконном обогащении лиц, уполномоченных на исполнение функций государства.

Выглядит интересно, а на практике сложно

Сама идея законопроекта – об усилении ответственности ТЦК и ВЛК - была широко анонсирована еще до 27 января, когда документ был внесен в Раду. Рекламная кампания продолжается. На недавнем брифинге представитель комитета ВР по вопросам нацбезопасности Федор Вениславский подчеркнул, что парламент будет реагировать на нарушения прав человека, которые "хоть и не массовые, но имеют место и вызывают широкий общественный резонанс". Очевидно, речь идет о многочисленных видео и рассказах о «бусификации», признании пригодными тяжелобольных людей, принудительном содержании в ТЦК, мобилизации мужчин, имеющих бронь или основания для отсрочки.

В настоящее время такие проблемы решаются через гражданские суды, с принятием закона должны открываться уголовные дела и назначаться сроки в тюрьме. Общественный запрос удовлетворен. Однако юристы не разделяют оптимизма. Говорят, что депутаты придумали велосипед, когда один такой уже стоит без движения.

– Законопроект выглядит достаточно интересным, однако на практике все это будет очень трудно воплотить. По подследственности такие преступления относятся к компетенции Государственного бюро расследований, а оно чрезвычайно перегружено делами о СОЧ, неповиновении, неисполнении приказа, других военных преступлений. Это во-первых, – говорит адвокат Зорян Павлив. – Во-вторых, обратиться в ГБР довольно сложно даже адвокатам. Территориальных отделов бюро очень мало, заявления долго рассматриваются и регистрируются. Конечно, можно обратиться в полицию с требованием внести заявление о преступлении в ЕРДР. Но не факт, что оно будет оперативно направлено ​​по подследственности в бюро или вообще будет направлено.

Даже если уголовное производство будет открыто, есть большая вероятность, что оно не будет продвигаться, констатирует юрист.

– Предсказываю, что заявлений на произвол в ТЦК, особенно на первых порах, будет много если не от самих мобилизованных, то от их родственников. Ибо факты нарушений есть, их много. Приведу пример, как это происходит с фактами избиения военнослужащих в частях. Неоднократно мы обращались с такими заявлениями в ГБР – дела лежат, не двигаются. А были случаи, когда нам просто отказывали в возбуждении уголовного производства. Потому закон принять можно, а на практике все окажется очень сложно. И не совсем понятно, зачем эти две новые статьи, если в Уголовном кодексе уже предусмотрена реакция на все случаи нарушений прав человека.

А про боди-камеры забыли?

Такого же мнения и адвокат, юрист Центра оказания поддержки ветеранам Роман Лихачев.

– Непонятно, каким образом доказать незаконную мобилизацию. К примеру, мы получили решение суда, где сказано, что мужчину призвали в армию с нарушениями. Незаконность и нарушение – это существенно разные вещи. Кто будет устанавливать факты нарушений или незаконности? Я в своей практике не видел ни одного случая, когда областной ТЦК провел проверку действий районного терцентра, выявил нарушения и отменил решение. Не законодательство нужно менять и дополнять кодекс миллион раз, а использовать уже существующие рычаги. У нас есть статьи о злоупотреблениях служебным положением, о халатности, о взятках. Они так же касаются военнослужащих, являющихся представителями государства.

Адвокат напоминает, что для препятствования нарушениям прав человека есть вполне простой выход:

- Чтобы зафиксировать, был или не был состав преступления, нужно на представителей ТЦК, на всех полицейских, которые выходят в рейды, повесить нагрудные видеокамеры. А я еще ни на ком их не видел.

Уместно вспомнить закон о мобилизации с прошлого года. В него заложено требование осуществления уполномоченными представителями ТЦК фото- и видеофиксации процесса предъявления и проверки документов военнообязанных. Эта норма должна быть введена в действие через три месяца после вступления закона в силу. С 18.05.2024 прошло восемь месяцев.

Что такое «незаконное освобождение»?

- Что касается «бусификации», то ей новый закон не помешает. В большинстве случаев мужчин забирают насильно при участии полицейских, а они имеют право применять силу к сопротивляющемуся, - констатирует адвокат Игорь Михнич.

По мнению юриста, закон больше преследует цель психологически разгрузить граждан, демонизирующих ТЦК, чем реально исправить.

– Чего только стоит предсказание наказания за «незаконное освобождение гражданина от призыва». Имеется в виду взятка или другая неправомерная выгода? Такая статья в кодексе уже есть. Может, речь идет о том, что каких-то мажоров ТЦК намеренно обходят повестками? Тогда кто будет контролировать, проверять и инициировать уголовные расследования? Чтобы открывать уголовное дело, необходимо заявление о преступлении. Разве что какой-то патриот пожалуется в ГБР, что его соседу, молодому парню, уже три года не несут повестку.

Впрочем, адвокат считает, что с принятием закона может быть показательно возбуждено несколько уголовных дел против представителей ТЦК, однако их дальнейшая судьба будет очень неопределенная.

Источник материала
loader
loader