«Цифровизация образования: интерактивные учебники, защита НМТ, больше гаджетов и технологий в школах»
«Цифровизация образования: интерактивные учебники, защита НМТ, больше гаджетов и технологий в школах»

«Цифровизация образования: интерактивные учебники, защита НМТ, больше гаджетов и технологий в школах»

«Цифровизация образования: интерактивные учебники, защита НМТ, больше гаджетов и технологий в школах»

Интервью с заместителем министра образования

Какую цифровую платформу создадут специально для украинских детей, живущих за границей? Как защищена от вмешательств система электронного тестирования НМТ и что говорят о ней международные специалисты? Есть ли во всех школах Интернет и почему учителям приходится порой пиратить программы для оборудования, закупленного школам? Все эти вопросы вроде бы о разном, а на самом деле об одном — о цифровизации образования. Важном, но малозаметном направлении его развития.

Многие считают, что если в школе поставить компьютеры и повесить на стену плазму, это уже будет цифровизация. В действительности это всего лишь гаджеты. Цифровизация — понятие более широкое. В эпоху искусственного интеллекта и невероятного развития технологий школы не могут учить детей так, как они это делали в прошлом столетии. В образовании, как и в других сферах общественной жизни, необходим технологический прорыв, который обеспечивает в том числе и цифровизация.

О том, как проходит цифровизация в школах и какие вызовы приходится преодолевать, ZN.UA расспрашивало заместителя министра образования и науки по вопросам цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации Дмитрия Завгороднего.

Цифровизация  образования в Украине — что это?

Дмитрий Владимирович, вы как человек, который отвечает в Министерстве образования и науки за цифровизацию, расскажите, пожалуйста, какие направления она предусматривает?

— Мы это разделяем на пять составляющих, одна из которых — инфраструктура. Она наиболее ценна в плане финансов, но без нее невозможны все остальные. Мы можем хотеть сделать какие угодно полезные вещи, но если в школе нет Интернета и компьютеров, цифровизации не будет. Вторая составляющая — цифровой контент, цифровые образовательные ресурсы, то есть то, что должно отображаться на всех наших девайсах. Здесь онлайн-курсы, электронные учебники, мобильные приложения и т.д. Третья составляющая обучение учителей и администрации. Еще с начала пандемии мы организуем онлайн- и офлайнкурсы для учителей, привлекаем крупные компании, такие как Google, Microsoft. Некоторые курсы размещаем на государственных платформах, в частности на «Дія.Освіта», некоторые — на частных платформах общественных организаций. Четвертая составляющая цифровизации — цифровые услуги в образовании. Их становится все больше, мы над этим работаем.

Например, регистрация на НМТ и подача заявлений и документов на поступление. Стараемся перевести в электронный вид работу школ над отчетами, журналами, оцениванием. У нас есть формы отчетов, которые появились еще в Советском Союзе, и мы стараемся их либо убрать, либо упростить и перевести в электронный вид. И последняя, пятая, составляющая цифровизации — работа с данными. Это шаг к тому, что мы можем в целом увидеть, что происходит в сфере, и лучше управлять процессами и принимать решения.

Не могли бы вы назвать три самых больших достижения цифровизации в образовании, которыми вы гордитесь?

— Среди достижений я назвал бы обеспечение школ девайсами. Только за время войны мы смогли найти и доставить в школы более 270 тысяч ноутбуков, планшетов, разных устройств для учителей и учеников. И это без использования средств государственного бюджета, при помощи международных партнеров. Например 50 тысяч ноутбуков нам подарила компания Google, еще почти 40 тысяч — компания HP при содействии Посольства Украины в США и Фонда Елены Зеленской. Вся информация о том, от каких доноров получала каждая школа девайсы, для кого и сколько, есть на нашем интерактивном дашборде. Мы стараемся обеспечить гаджетами прежде всего детей из уязвимых категорий (многодетных и малообеспеченных семей, детей-сирот, со статусом ВПЛ). Также хотим, чтобы как минимум в десяти регионах Украины, где все еще есть много школ, где учатся дистанционно или смешанно, в школьном инвентаре было достаточно много разных гаджетов, которыми они могли бы обеспечить участие в образовательном процессе всех своих учеников. Это Черниговская, Сумская, Харьковская, Днепропетровская, Николаевская, Херсонская, Запорожская, Донецкая, Луганская, Одесская области.

Второе достижение цифровизации в образовании — Всеукраинская школа-онлайн. На платформе уже есть видеоуроки, тесты и материалы, покрывающие школьную программу 5–11 классов. Вы также можете начать изучать там немецкий язык, а в прошлом году мы разработали и запустили курс крымско-татарского. Есть почти миллион пользователей платформы и больше 150 тысяч подписчиков нашего YouTube-канала. Уроки используют дети во всем мире, а также на временно оккупированной территории.

Третье достижение – национальный мультипредметный тест.

Когда началась полномасштабная война, почти сразу мы начали обсуждать, что мы будем делать с ВНО: проводить его, отменять или отложить. И я считаю огромной победой то, что удалось сохранить формат внешнего независимого оценивания, что мы не вернулись к вступительным экзаменам. Это стало возможным только благодаря тому, что было найдено цифровое решение для проведения НМТ.

Тогда мы обратились ко всем европейским странам, имеющим опыт в проведении такого рода экзаменов в цифровом формате, в частности и опыт в организации международного исследования PISA. Все были готовы нам помочь, но не в те сроки, в которые нам было нужно. Кроме того, ни в одной из систем, используемых в Европе, не существовало функционала, который нам был нужен. Например, нам надо, чтобы экзамены можно было прервать в случае воздушной тревоги и чтобы в этот момент у всех блокировался доступ к тестам. И чтобы этим можно было руководить регионально, потому что в одном регионе есть тревога, в другом экзамен может продолжаться. Нам сказали, что никто до сих пор с такими задачами не сталкивался. Но мы разработали систему для проведения экзаменов вместе с ЮНИСЕФ, приобщился ЮНЕСКО и швейцарские партнеры. Сейчас разработку и усовершенствование этой системы для проведения экзаменов в электронном виде финансирует Всемирный банк. Мы используем ее не только для НМТ, но и для экзаменов при вступлении в магистратуру и интернатуру: ЕГКИ, ЕВЭ. Мы очень мощно развили за это время систему экзаменов. Я лично горжусь этим проектом. Невероятная команда Украинского центра оценивания качества образования смогла организовать эти экзамены по всему миру. Я мечтаю о том, что через несколько лет мы сможем сказать, что у нас одно из лучших таких решений в электронных экзаменах в мире.

Как защищают НМТ от вмешательств и списывания?

В начале электронного тестирования бывали жалобы участников НМТ, например, что сервер не выдерживает нагрузки и зависают компьютеры. Решены ли сейчас эти проблемы?

— По сравнению с тем, как проводился первый экзамен в 2022 году, сейчас количество проблем сведено к минимуму. И это локальные проблемы, часто связанные не с системой, а с организационными вопросами: качеством связи или компьютеров, которые стоят в аудитории тестирования (а для тестирований используют помещения учебных заведений). Мы стараемся это тоже улучшить, в том числе и за счет девайсов от международных партнеров. Кстати, если говорить о нареканиях на работу системы тестирования, то мы общались по этому поводу с коллегами из европейских стран. Среди них и с лидером мирового рынка, разработчиками системы TAO Testing, которая используется для PISA. Эту систему использует многие страны, среди которых Франция, Италия, Швейцария. И они нам говорят, что если сравнивать наши замечания с количеством замечаний, которые они получают во время PISA, то у нас все вообще хорошо. А если учесть, что мы делаем в сжатые сроки что-то очень важное для 250 тысяч детей по 40 странам мира (ведь НМТ проводится и для тех, кто за рубежом) одновременно, 20 раз подряд, — это вообще хорошо.

Сейчас архитектура системы электронных экзаменов существенно изменена, она выдерживает значительно бóльшую нагрузку, чем два года назад. У нас очень много людей сдают экзамены одновременно, и их количество мы хотим и в дальнейшем увеличивать. Это наш приоритет. Много городов проводят НМТ прямо в укрытиях, например Запорожье. И они не делают технических перерывов из-за воздушной тревоги. В Запорожье есть очень хорошо оборудованные укрытия — это новые современные кабинеты просто под землей.

Еще один вызов для нас — DDoS-атаки, которые всегда происходят во время проведения тестирований. Мы о них знаем, с нами сотрудничают украинские спецслужбы и о них предупреждают заранее. Работаем над защитой системы электронного тестирования.

Насколько сейчас защищена от вмешательств система тестирования НМТ онлайн? Можно ли в нее зайти извне и выполнить тест за студента (такой случай был в прошлом), можно ли списать?

Любая цифровая система в мире, любой цифровой продукт — это постоянная борьба между антифрод (команда или система, которая отслеживает мошеннические действия и предотвращает их) и теми, кто старается найти уязвимые места программы. Каждый год есть люди, которые стараются обойти правила, списать, но они так или иначе попадают в поле зрения организаторов тестирования и дисквалифицируются. Вообще нарушители у нас очень креативные люди, они ежегодно используют все новые и новые способы для недобропорядочности. Однако мы ведем постоянную работу по усовершенствованию защиты системы тестирования, подробности которой раскрывать не будем.

В нашу систему электронного тестирования будет сложно зайти извне. Более того, во время тестирования работает команда специалистов, которая следит за его проведением: это работники Украинского центра оценивания качества образования и команда разработчиков. Во время тестирования они наблюдают, есть ли необычные активности на каком-то из компьютеров. Отслеживается каждая сессия каждого участника тестирования. И если что-то замечают, информация передается наблюдателям, находящимся в аудитории, где стоит компьютер с подозрительной активностью. Это очень высокотехнологичная история, в которой мы понимаем тысячу вариантов того, что абитуриенты придумали за эти годы, стараясь обойти тестирование.

Все ли школы обеспечены Интернетом?

Как вы заметили, цифровизация образования невозможна без инфраструктуры, прежде всего без интернет-связи в каждой школе и, желательно, в укрытии (и здесь нужна оптоволоконная сеть). Какова сейчас ситуация с обеспечением школ Интернетом?

Сейчас в Украине ситуация с покрытием качественным Интернетом неплохая. Есть проблемы только в отдаленных горных школах, и мы все еще ведем дискуссии, нужно ли в этих школах устанавливать Starlink или же подключать их к оптоволоконному Интернету. По нашим данным, 96% школ имеют доступ к Интернету, из них 22% подключены к сети Интернет проводным широкополосным доступом со скоростью 100 и больше Мбит/с. Перед вторжением 99% всех школ страны были подключены к Интернету разного качества, однако сейчас у нас есть часть школ на прифронтовых территориях, где вообще нет связи, что и повлияло на снижение охвата.

На самом деле обеспечение Интернетом можно разделить на две составляющие. Первая — наличие качественного Интернета в населенном пункте и здании заведения. Вторая — покрытие. Если Интернета нет в населенном пункте, очевидно, его нет и в школе. И это точно не вопрос директора школы, он более глобальный. Для того чтобы увеличить покрытие скоростным Интернетом по стране, до полномасштабного вторжения Министерство цифровой трансформации реализовывало программу «Интернет-субвенция». Тогда же по школам развезли тысячи роутеров.

Интернет в современном мире — это базовая услуга, как отопление, электроэнергия. Если мы, громада, покупаем школе интерактивные доски и компьютеры, то должны также подумать о том, что без Интернета все это работать просто не сможет.

Вместе с тем государство должно обеспечить, как это было до войны, доступ к качественному Интернету там, где рынок услуг операторов этого не делает. Например, есть какое-то село, куда оператор не хочет тянуть за 200 тысяч гривен оптоволокно, потому что там нет клиентов. Вот в этой ситуации государство должно обеспечить качественную связь на какую-то отдаленную территорию, и этим активно занимается Министерство цифровой информации. Но содержание этой связи потом — уже ответственность громад.

Появятся ли у нас электронные учебники и почему школы пиратят программы?

Что касается цифрового контента в школах, то я общалась с учителями, они говорят, что им дают, например, методические комплексы, интерактивные доски. Но чтобы все это работало, нужно программное обеспечение. И его предоставляют разработчики или спонсоры, только не навсегда, а на срок от одного до трех лет. А потом придется покупать это самим, а денег нет. Поэтому школы просто пиратят программы.

— Согласен, есть такая проблема. Недавно у нас были дискуссии по этому поводу.

Что касается вашего вопроса, то здесь на самом деле есть несколько позиций. Первая — наши международные партнеры, такие как Unicef, для примера, не оплачивают для нас лицензии на программное обеспечение. Это их принципиальная позиция. При этом нам оплачивают разработку чего-то, что становится государственной собственностью. Это тоже принципиальная позиция. Мы, например, за время войны очень развили нашу платформу «Всеукраинская школа онлайн». И это не единственный продукт, которым мы занимаемся.

По состоянию на сегодня у нас нет механизма, который предусматривал бы, что государство закупает лицензированное программное обеспечение или передает на него деньги школам. И нет денег в государственном бюджете на такие закупки, так же, как и в некоторых громадах. Как вариант, нужно искать гранты, и мы над этим работаем. В том числе общаемся с экспертами и всеми заинтересованными сторонами по вопросу поиска дополнительных решений.

При этом на рынке есть множество продуктов, которые громада может себе купить. Например, город Львов ежегодно закупает систему управления обучением, в которой есть электронные журналы, дневники, некоторый контент и тому подобное. Так же Львов покупает интерактивные доски и параллельно программное обеспечение для них. Это город, для которого такие вопросы в приоритете, и у него для этого есть бюджет.

— Появятся ли у нас электронные учебники? Потому что сейчас есть только PDF-копии бумажных. А хотелось бы настоящие электронные — чтобы в них был не только текст с правилами и объяснениями, а и разный мультимедийный контент: видео, аудио, интерактивные задачи. Все в одном месте. Такие учебники можно постоянно обновлять и осовременивать, в отличие от бумажных.

Да, сейчас есть электронные версии бумажных учебников. Но нельзя сказать, что электронных учебников у нас совсем нет. Разрабатываются электронные интерактивные приложения к учебникам, то есть это упражнения, игры, помогающие лучше усваивать программу. Это два разных понятия — е-учебник и электронное интерактивное приложение к нему, они несколько отличаются по требованиям (требования к электронному учебнику здесь, требования к приложению здесь. — О.О.). Но и то, и другое существует давно. На самом деле учебников с электронными приложениями много и от разных издательств. На протяжении войны большинство из них было в свободном доступе, но есть и такие, что продаются, и их покупают родители или частные и государственные школы.

Государство все еще не покупает электронные учебники, а до 2025 года не покупало и электронные приложения к ним. С этого года учебники будут закупать у издательств только вместе с интерактивными электронными приложениями. Я уверен, что (поскольку это первая попытка) мы увидим разные продукты. Отталкиваясь от этого, проанализируем, сделаем выводы и будем давать рекомендации по усовершенствованию таких приложений. И это направление благодаря рыночной конкуренции будет развиваться.

Но на самом деле государству не нужно что-то покупать, чтобы оно начало существовать. Вы можете просто ввести в поисковике Google «электронные учебники» и увидеть: есть множество решений, соответствующих тому, что мы в законодательстве называем электронными учебниками. Это интерактивные приложения и сайты, которые дают возможность пройти школьную программу или какую-то ее часть. Большинство из таких приложений созданы для начальных классов, где уже реализуется реформа «Новая украинская школа». Разработчики приложений часто не хотят вкладывать деньги в разработки для девятого или десятого класса, понимая, что программа там изменится через несколько лет. Вместе с тем они готовы вкладывать сейчас в седьмой-восьмой классы.

Мое личное мнение: электронный учебник — это очень широкое понятие, и это может быть условно, например компьютерная игра или чат-бот, где вы общаетесь с искусственным интеллектом, который пытается научить вас каким-то конкретным темам. Это ведь тоже элементы электронного учебника. Что касается мультимедийного контента — в наших бумажных учебниках он тоже есть. Вы открываете учебник, и там написано: «Хочешь узнать больше? Вот QR-код». Переходите — и там, условно, есть какое-то видео.

В большинстве европейских стран, с которыми мы общались и которые сначала двигались к тому, чтобы электронный учебник заменил бумажный, отказались от этой идеи.

Школы все активнее цифровизируются — становится больше гаджетов, программ, учителя и классы регистрируются на определенных электронных платформах. Но кто должен все это координировать, ремонтировать, настраивать? В школах, в отличие от бизнеса, нет должности системного администратора и программного инженера. Учителя информатики и физики уже стонут от этой дополнительной неоплачиваемой нагрузки.

— В целом громады за счет органов местного самоуправления могут вводить такие должности с соответствующей доплатой, и часто это делают. Как заместитель министра образования, отвечающий, кроме цифровизации за профессионально-техническое образование, хочу сказать, что должность специалиста по информационным технологиям уже появилась в штатных расписаниях заведений профтехобразования. Мы хотим, чтобы она была введена во всех крупных заведениях образования. Надеемся, что это тоже удастся сделать. Но поверьте, сейчас очень сложно реализовывать что-либо, связанное с деньгами. Особенно, когда мы понимаем, что такое нововведение увеличивает расходы на содержание всей системы образования. Например, должность специалиста по информационным технологиям мы вводили не во всех заведениях профтехобразования, а только в тех, где учится больше 400 учеников. Таких заведений всего в Украине около 250. То есть в целом это дает возможность Украине нанять дополнительно 250 человек. Если говорить о заведениях общего среднего образования — я не знаю, для школ какого размера мы сможем ввести такую должность, но думаю, что это будет дополнительно около 10 тысяч рабочих мест.

Центр совершенства образовательных технологий — что это и для чего?

Недавно МОН сообщило о том, что открывается платформа «Центр совершенства образовательных технологий». Какие у нее задачи?

— Это проект Министерства цифровой трансформации, предусматривающий сотрудничество с МОН и ЮНИСЕФ. В рамках стратегии WINWIN предусмотрено развитие разных направлений инноваций: медицинские технологии, искусственный интеллект и т.п. В частности, и технологии в сфере образования. Стратегия предусматривает, что под каждым из направлений должен заработать определенный аналитический центр технологий в этой сфере, который будет разрабатывать свою отраслевую стратегию и искать лучшие решения и лучших специалистов. Это будет формат think tank, то есть анализ решений, политик, иностранного опыта, организация сотрудничества с компаниями, работающими в Украине в этой сфере, помощь им с контактами, чтобы они, например, могли потенциально что-то экспортировать в другие страны в рамках построения в Украине бренда технологического лидера. Так, уже есть несколько стран в мире, использующих технологию сервиса «Дія». Правительство ведет переговоры с другими странами по этому поводу.

Мы обсуждали, что, например, в рамках Центра совершенства образовательных технологий мы тоже могли бы проанализировать, есть ли решения, которые тоже можем распространять как опыт в будущем, и что для этого нужно. А с другой стороны — важно понимать, с какими ключевыми проблемами в этой сфере мы сталкиваемся, какой нам нужен иностранный опыт, который поможет решить эти проблемы.

Новая образовательная платформа для украинцев за границей — как это поможет им получить украинское образование?

— Заместитель министра образования и науки Надежда Кузьмичева анонсировала создание образовательной платформы для детей, которые учатся за границей. Расскажите, пожалуйста, об этом нововведении.

— Создание такой платформы планируется в соответствии с новым Законом «О внесении изменений в статью 6 Закона Украины «О полном общем среднем образовании» о признании результатов обучения, полученных гражданами Украины за границей». Эта платформа будет создана для детей, которые зачислены в школы в других странах, но хотят продолжать учебу в украинской школе или получать знания из украиноведческого компонента образования (языка, литературы, истории), которого не дает школа за границей.

Вот, например, вы как родители живете за границей и думаете над тем, как зачислить ребенка в какую-то школу в Украине. Мы хотим сделать этот выбор удобнее для вас. Вывести вам каталог школ, которые такие услуги предоставляют (это могут быть и частные, и коммунальные, и государственные школы), чтобы вы могли выбрать ту, что вам подходит.

Наша стратегическая задача — охватить взаимодействием с украинской системой образования как можно больше детей, живущих за границей. Нам важно также понять, кто занимается преподаванием украиноведческого компонента в других странах, и привлечь эти образовательные центры к сотрудничеству. Они также будут в перечне учебных заведений, где можно изучать украиноведческий компонент.

О будущем цифровизации образования

Каковы перспективы цифровизации образования в Украине?

— Я думаю, что мы живем в самом начале цифровизации системы образования и впереди у нас будет очень много нового.

В ближайшие годы во всех учебных заведениях будут образовательные информационные системы, и среди них государственная образовательная система «МРІЯ», пилотирование которой уже завершается. Уже в этом году она будет активно внедряться в тех школах, которые до сих пор не используют ни одного такого цифрового решения. С помощью этой системы школы смогут администрировать процессы. А для родителей и детей создано приложение, чтобы они видели, что происходит в учебном заведении, и могли общаться с учителями. Со временем система «МРІЯ» будет расширена на заведения дошкольного и внешкольного образования. Это позволит учебным заведениям и управленцам всех уровней получать систематизированные данные о происходящем и анализировать их.

К тому же Всеукраинская школа онлайн будет развиваться как библиотека цифрового контента. Кроме онлайн-курсов, здесь появятся учебники, электронные приложения, дополнительные материалы для школьников и учителей. Также средствами платформы планируем проводить экспертизу учебников и прочих материалов. Для экспертизы мы уже закладываем использование искусственного интеллекта. Это позволит выйти на принципиально новый уровень работы с учебными материалами, сделать проверку более объективной и реально сравнивать содержание учебников с нашими стандартами, научными исследованиями, эффективными подходами. В будущем это сделает школьный контент более индивидуализированным. Но это, вероятно, тема отдельного большого разговора.

Крайне важна дебюрократизация процессов в общем среднем образовании. Мы работаем по двум основным направлениям: нормативному и техническому. Нормативное предусматривает внесение изменений в нормативно-правовые акты, регламентирующие документооборот и отчетность в школах. Наша цель — максимально уменьшить бумажную работу для учителей, перевести большинство процессов в цифровой формат, лишив педагогов лишней административной работы и освободив больше времени для обучения детей.

Техническое направление реализуется через цифровые решения. Одним из ключевых инструментов станет система «АІКОМ». Кроме того, мы продолжаем цифровизацию прочих административных процессов и услуг в сфере образования. Это «ЄДЕБО» (для онлайн-поступления в университеты, колледжи и профтехи, а также для электронного лицензирования учебных заведений), НМТ (для проведения национального мультипредметного теста и других форм оценивания в цифровом формате) и другие цифровые сервисы, упрощающие взаимодействие участников образовательного процесса.

Еще один важный вектор — обновление материально-технической базы школ. В рамках государственной поддержки, в частности субвенции «Нова українська школа», громады могут закупать компьютерное и мультимедийное оборудование для учебных заведений, что будет способствовать созданию современное учебного пространства.

Мы также продолжаем развивать цифровые навыки педагогов. Это непрерывный процесс, ведь технологии постоянно меняются. Если раньше основной фокус был на методиках дистанционного и смешанного обучения, то сегодня мы видим рост запросов на обучение использованию искусственного интеллекта в образовании, кибербезопасности, цифровой гигиене и т.п.

Будущее образования — за персонализированным и интерактивным обучением. Это означает, что каждый ребенок будет получать знания в удобном формате, в своем темпе, с использованием лучших мировых практик. Цифровая трансформация делает возможным это — она открывает перед образованием новые горизонты, стирает барьеры и создает условия, при которых качественное обучение доступно каждому, независимо от места жительства или обстоятельств. Мы движемся к образованию будущего — гибкому и интерактивному.

Источник материала
loader
loader