/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F63%2F2a0e8e467115475104f0f28ae3050860.jpg)
Города без маршруток: чем может закончиться мобилизация водителей автобусов в Украине
Специалисты рассказали, почему нет возможности забронировать транспортников и чем это чревато после 1 апреля.
Водители междугородных автобусных маршрутов жалуются, что их мобилизуют во время рейсов. Об этом заявил народный депутат Владимир Крейденко. Он отмечает, что это создает много неудобств для перевозчиков и пассажиров, потому что человеку не разрешают закончить рейс.
Нардеп отмечает, что такие случаи отрицательно влияют на работу транспортных предприятий, ведь водителю можно просто дать возможность завершить работу и прийти в ТЦК за повесткой.
ТСН выяснял, действительно ли существует такая проблема и почему мобилизуют водителей междугородных автобусов и маршруток.
Мобилизация на конечной остановке
По словам Алексея Павленко, главы Ассоциации перевозчиков Киевской области, случаи мобилизации водителей автобусов и маршруток в регионе действительно случаются.
"Водители автобусов – это та категория, которой не хватает для нужд ВСУ. В стране продолжается война, поэтому водителей тоже мобилизуют. В Киевской области их проверяют исключительно на конечных остановках маршруток, но с рейса никого не снимают. Подходят представители Нацполиции и ТЦК, проверяют учетные документы. у кого нет отсрочки – могут забрать в армию. К сожалению, экономическое бронирование для перевозчиков не подходит, прежде всего из-за высоких налогов и отсутствия пассажиропотоков – маршруты должным образом не работают. Поэтому не зарабатывают наши водители столько, чтобы все получили экономическое бронирование", – рассказывает ТСН Алексей Павленко, глава Ассоциации перевозчиков Киевской области.
Глава ассоциации добавляет, что многие его друзья на войне с 2022 года, без ротаций и отпусков.
"Их тоже нужно кому-то подменить за три года войны, а они могут приехать домой, сесть за руль автобуса или маршрутки и возить пассажиров. Поэтому мне роднее воюющие на фронте, а не те, кто чего-то боится", – отмечает Алексей Павленко.
Страдают те, кто возит льготников
На проблему с бронированием водителей автобусов указывают и во Всеукраинском объединении пассажирских перевозок.
По словам главы объединения Игоря Житинского, бывают случаи, когда работники ТЦК и полиции забирают водителей автобусов на границе и на блокпостах в регионах.
"Таких случаев много. Особенно в Одесском регионе и на Закарпатье. Проблема – в тонкостях бронирования. Водители, обслуживающие внутренние рейсы по Украине, не могут все забронироваться, потому что экономика внутренних рейсов не позволяет платить им официально зарплату в 20 тысяч гривен. А какой она может быть, если они возят льготных пассажиров? Поэтому водители автобусов, которые осуществляют социальные перевозки пассажиров на областных и межобластных маршрутах – теряют право на бронирование. Несколько в лучшем положении международные перевозчики – они льготников не возят и стоимость проездных билетов у них дороже – есть шанс получить бронирование", – рассказывает ТСН Игорь Житинский, глава Всеукраинского объединения пассажирских перевозок.
Каких водителей тяжелее всего забронировать?
По его словам, перевозчики, которые обслуживающие внутренние рейсы в Украине, в большинстве своем не могут обеспечить критерий необходимый для бронирования – зарплату в 20 тысяч гривен.
"Проблема в том, что государство практически не компенсирует средства перевозчикам за перевозку пассажиров льготных категорий. А количество льготников постоянно растет. К сожалению, перевозчикам денег за льготников не возвращают, и при этом они должны выполнить норму по бронированию. Транспортные предприятия, работающие в "жирных" регионах, таких, как Киев, где больше жителей и высокая платежеспособность у пассажиров, смогут выполнить эту норму и обеспечить водителей бронированием. Также в лучшем положении государственные и коммунальные предприятия – они имеют особый статус. А хуже всего перевозчикам, которые оформлены как ФЛП, они вообще не подпадают под критерии бронирования", – отмечает Игорь Житинский.
Что будет после 1 апреля
По данным председателя объединения, только 30-40% транспортных предприятий в Украине могут бронировать своих водителей.
"Например, в Черкасской области только 10% транспортных предприятий могут забронировать водителей. А другие – не подпадают под критерии бронирования. Поэтому ситуация складывается таким образом, что после 1 апреля в некоторых городах вообще некому будет выезжать на маршруты. Есть угроза, что большинство водителей "бросят ключи" и будут искать работу с возможностью бронирования", – отмечает Игорь Житинский.
Что происходит в Киеве
По словам Игоря Моисеенко, главы Ассоциации перевозчиков Киева и Киевской области, не лучше ситуация с бронированием у водителей маршруток в столице.
"Киев ничем не отличается от других регионов. Точной статистики у меня нет, но как рассказывал частный перевозчик, за месяц, только на одном маршруте у него было мобилизовано четырех водителей. Это произошло из-за отсутствия возможности забронировать работников. Перевозчики не могут забронировать всех водителей, поскольку выставлены новые условия по бронированию. Одна из них – размер заработной платы. Проблема достаточно серьезная и находится в стадии решения, но с этим у предпринимателей-транспортников возникает немало хлопот", – рассказывает ТСН.ua Игорь Моисеенко.
Боятся ехать на работу
Он добавляет, что часть столичных водителей маршруток забронирована, а часть – нет. Потому руководители транспортных предприятий постоянно ищут водителей. Из-за риска быть мобилизованными многие водители маршруток боятся выходить на работу.
"В Киеве и до этого была проблема с водителями маршруток, а когда по городу пошли слухи, что кое-кого мобилизовали на маршруте, то водители боятся ехать на работу, так как большинство из других регионов", – отмечает Игорь Моисеенко.

