Национальный художественный музей Украины открыл выставочный проект современного художника Никиты Кадана "Сирена. Серп. Спутник". На презентации побывал фотокорреспондент ZN.UA Василий Артюшенко.
Как рассказала куратор проекта Анна Алиева, произведения, представленные в экспозиции, созданы после 2022 года и представляют последовательное художественное исследование, сосредоточенное на историографической оптике искусства. Художник обращается к модерности в широком смысле, исследуя ее контраверсионную природу и используя визионерство модернизма как художественный материал.
Первый зал экспозиции открывается инсталляцией "Тревога (Сирены и Мачты)", которая готовит зрителей к восприятию классических дихотомий искусства: "жизнь и смерть", "любовь и ненависть", "красота и уродство". Художник формирует свой рассказ с учетом "ауры" музея как институции, которая, среди прочего, выполняет функцию написания истории искусства.
Во втором зале Кадан обращается к теме нереализованных монументов Василия Ермилова и пропавших произведений Анатолия Петрицкого. Анализируя историю искусства через политический контекст, художник совмещает образы авангарда с классическими художественными традициями. Он использует жанр исторической картины, являющийся элементом музейной системы репрезентации и отражает авторитарную политику, направленную на глорификацию событий истории. В этом контексте художник исследует изображение поражения как наказание за грехи и воинственность как добродетель.
Монументальная работа "Щекавица" раскрывает эсхатологический сюжет картины-катастрофы, где изображен апофеоз бедствия и гибели цивилизации. Внимание художника сосредотачивается на фигуре "героя" как исторической фигуре. Ссылаясь на графическую серию Тараса Шевченко "Притча о блудном сыне", Кадан исследует эротизм классических изображений, трактуя его как воплощение жизненной энергии. Центральной фигурой становится "грешник", красота которого нивелирует сюжет и контекст.
Последний зал экспозиции посвящен теме знания как онтологической категории. Работы "Храм Сивиллы в Тиволи" и "Витрина" поднимают вопрос о знании, которое может быть уничтожено, но способно к восстановлению благодаря устной истории. В современных условиях, когда физические носители – книги, артефакты, произведения искусства – могут исчезнуть, рассказ становится ключевой связью между прошлым и будущим.
В завершение выставочного проекта Никита Кадан передает в коллекцию Национального художественного музея Украины произведения, апеллирующие к идее "вечного" сохранения искусства в музейном пространстве.
О том почему одни музеи превращаются в туристические центры, а другие пылятся? Читайте в статье Елены Жуковой "Почему ваш музей пуст? Секреты успешного культурного туризма".