/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F33%2F561e757e594cb3afeae2f652e93aa165.jpg)
Армия Северной Кореи получает боевой опыт
Участие Корейской народной армии (кор. 조선 인민군 – Чосон инмингун, КНА) в полномасштабной агрессии России против Украины стало частично неожиданным фактором и одновременно – важной возможностью впервые исследовать боевые способности армии Северной Кореи в условиях современной войны. И хотя российская и северокорейская власть официально отрицают факт участия КНА в боевых действиях, исследования различных международных медиа свидетельствуют об обратном.
Углубление сотрудничества между РФ и КНДР
Режим Ким Чен Ына еще с 2017 года открыто поддерживает российскую экспансию. Сначала КНДР признала аннексию Крыма, а после полномасштабного вторжения – поддержала агрессию РФ против Украины. При этом, в 2022 году Пхеньян признал “независимость” так называемых “Л/ДНР”, а в ноябре 2024-го подписал с Москвой соглашение о военном сотрудничестве с отдельным пунктом о взаимной обороне. Именно этот договор, вероятно, открыл путь к более глубокой военной интеграции.
Сначала поддержка КНДР заключалась в поставках снарядов для артиллерии, часть из которых, по данным украинской разведки, оказалась бракованной. Впоследствии на вооружение поступили самоходные гаубицы, ракетные системы ближнего радиуса действия и, как выяснилось позже, и личный состав. В рамках такого сотрудничества не только Россия получает “пушечное мясо”, Москва также обеспечивает своего союзника, передавая КНДР спутниковые технологии, валюту для финансирования ракетной программы и отдельные военные разработки.
Масштаб и тактика северокорейского присутствия
По некоторым сообщениям, по состоянию на начало марта текущего года, на границе с Украиной на территории Курской области РФ размещалось от 10 до 12 тысяч военнослужащих КНА, сведенных в пять пехотных бригад. Перед их переброской из Пхеньяна через Владивосток им предоставили базовую подготовку, обеспечили российской формой, снаряжением и документами на имя жителей Тувы – с целью сокрытия реальной идентичности.
Северокорейские подразделения выполняют функцию штурмовых отрядов, постоянно держащих украинские силы в напряжении, давая возможность россиянам сосредоточить силы на ключевых участках фронта. В настоящее время, состав северокорейских военных включает до 500 офицеров и по меньшей мере трех генералов, в частности один из них – Ким Йон Бок, который командует 1,5 тысячами бойцов спецназначения, чье присутствие подтверждается Южнокорейской национальной разведывательной службой. Отмечается, что первый бой подразделений КНА с украинскими защитниками состоялся, по отдельным оценкам, 4 ноября прошлого года.
Техническая отсталость, но высокая готовность
В целом, тактика которую применяют северокорейцы, является устаревшей – наступление пехоты без поддержки бронетехники, полное игнорирование роли дронов и т.д. Но, несмотря на это, их мобильность и физическая выносливость действительно удивляют. Однако, отсутствие бронежилетов делает их более легкими целями, но одновременно увеличивает скорость передвижения. Их основное снаряжение включает автомат АК-12, к этому несколько магазинов, ручные гранаты, мины и облегченные тактические рюкзаки.
Северокорейский солдат неприхотлив и устойчив к трудностям, а идеологическая обработка играет ключевую роль: многочисленные случаи самоподрыва с целью избежания плена, отказ от помощи и даже добивание раненых. В некоторых случаях россияне сами открывали огонь по отступающим северокорейцам, чтобы те не попали в плен. На телах погибших часто обнаруживают записки с пропагандистскими лозунгами вроде “Слава КНДР” и “Отдать жизнь за родину – честь!”.
Пленные: редкий источник информации
Украинские силы более месяца пытались захватить хотя бы одного северокорейского военного. Операция завершилась успехом в январе: удалось взять двух раненых бойцов КНА, несмотря на ожесточенный огонь со стороны РФ, пытавшейся уничтожить пленных.
Один из них – Ли Чен Нам, сержант 1999 года рождения из Пхеньяна, снайпер разведгруппы. Другой – 19-летний солдат, который, по его словам, считал, что участвует в учениях и не осознавал, что находится на территории Украины. Некоторые из его подразделения были убеждены, что воюют с Южной Кореей. Подобная дезориентация – еще одно следствие тоталитарного информационного вакуума внутри КНДР.
Потери, ротация и боевой опыт
Реальные потери КНА трудно поддаются точному подсчету. По оценкам Пентагона, уже погибло около 1 тыс. солдат, тогда как Южная Корея называет цифру в 300 погибших и 2,7 тыс. раненых или пропавших без вести. Украинская оценка дает число до 4 тыс. потерь в целом. Основные причины – высокая интенсивность дроновых атак и языковой барьер с россиянами, что значительно усложняет координацию и взаимодействие в боевых условиях.
Следует отметить, что в феврале 2025 года северокорейские войска временно отвели с передовой для доукомплектования, восстановления и подготовки с учетом опыта. По данным BBC от 7 февраля, часть контингента уже вернулась в зону боевых действий, однако официального подтверждения этому нет.
Что это означает для Украины и мира
Несмотря на то, что присутствие подразделений КНА и их участие в военной агрессии против Украины не является определяющим, оно создает опасный прецедент международной милитаризации конфликта. При этом, Северная Корея получает реальный боевой опыт и проверяет эффективность собственного оружия в условиях боевых действий высокой интенсивности. В будущем это может укрепить позиции Пхеньяна в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Кроме того, такое сотрудничество свидетельствует о глубокой военно-политической интеграции между изолированными авторитарными режимами, бросающими вызов мировой системе безопасности.
