/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F33%2Fe7578e8533a0c8d50a76dc8807278170.jpg)
Украинские беженцы могут остаться в Европе навсегда: сколько готовы вернуться
По информации The Economist, украинские беженцы в Европе все чаще отказываются от идеи возвращения на родину и планируют свое будущее в странах пребывания.
Программа Европейского Союза "временная защита", которая предоставляет 4,3 миллионам украинских беженцев доступ к жилью, трудоустройству и социальным выплатам, должна завершиться в марте следующего года. И хотя Европа вряд ли последует примеру Дональда Трампа, который рассматривает возможность отмены статуса украинских беженцев в США, украинцы в эмиграции все меньше рассматривают перспективу возвращения домой.
Согласно недавнему исследованию Центра экономической стратегии (ЦЭС), украинской аналитической группы, только 43% беженцев во всем мире планируют возвращаться, по сравнению с 74% два года назад. Для многих важно не только когда закончится война, но и как именно. Растущая перспектива прекращения огня без членства Украины в НАТО или ЕС, вместе с продолжением российской оккупации пятой части страны, не вселяет особой уверенности. Многие украинцы опасаются, что Россия вскоре снова нападет.
Информационный центр для беженцев в Кракове, на юге Польши, работает активно даже через три года после начала войны. Однако запросы изменились. "В начале войны украинцы просили помощи с поиском жилья и работы. Теперь они преимущественно ищут советы по получению постоянного места жительства или польского гражданства", – рассказывает координатор центра Людмила Димитров. Курсы польского языка пользуются огромным спросом: "Каждый раз, когда мы открываем новый курс на 25 человек, подается 400 желающих", – добавляет она.
Украинские женщины, составляющие большинство беженцев от войны, когда-то массово планировали вернуться домой после окончания конфликта. Сегодня более вероятно, что завершение военного положения приведет к еще большему выезду украинцев, особенно мужчин призывного возраста, которым пока запрещено выезжать. Исследование ЦЭС утверждает, что страну могут покинуть более 500 000 мужчин. Поскольку это было бы катастрофическим для украинского рынка труда и способности страны защищаться, Украина неохотно будет ослаблять ограничения. "Это может продлиться долго", – отмечает украинский депутат Александр Мережко.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F33%2Fe230092f2f826fae3607a5c6a082ba65.jpg)
Тем временем украинцы в Европе пускают корни. В Польше доля беженцев, преимущественно женщин, которые работают или активно ищут работу, превысила 67%. Правительство планирует разрешить беженцам обменять временную защиту на вид на жительство, действительный в течение трех лет. "Количество заявителей может составить несколько сотен тысяч, а может и все", – прогнозирует заместитель министра внутренних дел Мацей Дущик.
Украинцы как работники и налогоплательщики гораздо больше способствуют экономике Польши, чем стоят в гуманитарной помощи. В 2023 году они добавили к ВВП страны до 1,1%, согласно данным консалтинговой компании Deloitte. Даже новый отток людей из Украины не составил бы проблемы. Уровень безработицы в Польше составляет всего 2,6%, что является самым низким показателем в ЕС. Без иммиграции рабочая сила страны сократилась бы до 2,1 млн человек в течение следующего десятилетия из-за старения населения, отмечает Анджей Кубисяк из Польского экономического института.
В большинстве стран ЕС ситуация менее оптимистична. В Германии уровень занятости среди украинских беженцев в конце 2024 года составлял лишь 43%. Этот показатель еще ниже в Италии и Испании, хотя растет почти везде. В Германии беженцы считают отсутствие ухода за детьми наибольшим препятствием. Другие, однако, обвиняют щедрые государственные выплаты. Из почти 1,2 миллиона украинских беженцев в Германии более 700 000 получают социальную помощь в размере 563 евро в месяц. Политики от Христианско-демократического союза предложили сократить выплаты, чтобы побудить беженцев к работе.
Профессиональная интеграция остается вызовом. В Польше 48% иностранцев, преимущественно украинцев, работают на должностях ниже их квалификации. В Германии 72% взрослых украинских беженцев имеют университетские дипломы, но большинство работает на низкоквалифицированных работах или безработные. Препятствиями являются язык и медленное или невозможное признание профессиональных степеней и сертификатов.
Эти проблемы можно преодолеть. Другие – сложнее. Анжелика, учительница музыки из Винницы, убирает дома и упаковывает одежду на складе в Кракове. Как и миллионы украинцев в Европе, она стоит перед непростым выбором. Остаться в Польше означало бы больше времени вдали от мужа, который не может покинуть Украину. Вернуться – рисковать будущим своих двух детей. "Даже если война закончится сейчас, она начнется снова", – говорит она. "При таких обстоятельствах, какая мать захочет вернуть своего сына в Украину?"

