Украина сейчас пытается приложить все усилия, чтобы не потерять связь с детьми, которые остались на временно оккупированных территориях. Для этого наше государство развивает систему онлайн-образования и вводит особые условия для поступления детей из ВОТ в учреждения высшего образования, рассказывает эксперт Регионального центра прав человека Екатерина Рашевская во время интервью редактору отдела социум ZN.UA Алле Котляр.
"Для кого-то это чуть ли не единственная возможность выехать из оккупации и продолжить жизнь на подконтрольной Украине территории, — подчеркнула спикер. — Но когда дети находятся под контролем России, то речь идет, к сожалению, не только об усилиях Украины, но и о том, какие усилия прилагает Россия, чтобы разорвать эти связи, искоренить украинскую идентичность и русифицировать детей".
РФ тем временем:
- глушит связь;
- блокирует сайты;
- проводит проверки;
- приходит домой к родителям;
- заставляет детей поступать в школы на ВОТ;
- загружает их, чтобы не было возможности посещать украинскую школу онлайн;
- создает информационный вакуум и отсутствие какой-либо возможности регулярно получать независимую информацию из Украины.
"Есть случаи, когда проукраинские семьи изо всех сил стараются воспитать или сохранить украинскую идентичность у ребенка и дальше как-то способствовать, чтобы его вывезти. Но у нас также были случаи, когда родители становились пророссийскими, а дети делали все, чтобы сбежать из оккупации и вернуться на подконтрольную Украине территорию, продолжить обучение в вузе," — рассказывает Рашевская.
По ее словам, Украине нужно упростить процедуру возвращения детей и урегулировать вопросы с документами на удостоверение личности и подтверждение образовательных компетенций. Спикер подчеркнула, что "вопрос документов — болезненный".
"Некоторые дети родились в оккупации и сейчас уже учатся в школе, где им рассказывают, что Крым или Донбасс — это «исконно русские земли». И в таких обстоятельствах очень сложно понять, где правда, а где ложь, особенно учитывая то, что дети подсознательно верят тому, что говорят взрослые, которые имеют для них авторитет, а часто учителя его имеют, — отметила эксперт. — Я слушала, как детский уполномоченный по правам детей города Севастополь Марина Пищанская рассказывала, что украинских детей надо переформатировать, потому что они говорят, что Крым — это Украина. Россияне делают все, чтобы переформатировать наших детей".
Впрочем, она убеждает, что проукраинские дети на ВТО также остаются, а тенденция очень позитивная. Например, в 2023-м в украинские учреждения высшего образования поступило более трех тысяч детей с оккупированных территорий, тогда как в 2024-м таких было уже более 11 тысяч.
Больше материалов Аллы Котляр читайте на ZN.UA.