Безопасность в Европе потребует финансовых уступок от граждан — Politico
Безопасность в Европе потребует финансовых уступок от граждан — Politico

Безопасность в Европе потребует финансовых уступок от граждан — Politico

Безопасность в Европе потребует финансовых уступок от граждан — Politico

Европейцы должны решить, готовы ли они брать на себя расходы, связанные с формированием своего будущего.

В условиях войны в Украине и все более нестабильного геополитического порядка безопасность Европы стала приоритетом для лидеров континента. И в последние недели саммиты в Лондоне и Брюсселе привели к новым обязательствам по увеличению расходов на оборону, а также поддержке Украины.

Однако среди этой суеты есть ключевой вопрос, который они рискуют упустить из виду, а именно — обеспечение постоянной общественной поддержки таких мер, отмечает Катрин де Врис, профессор Университета Боккони в Милане.

Перевооружение континента стоит дорого и граждане должны не только понимать, но и принять финансовые "жертвы", которые оно повлечет за собой.

Если не вовлечь общественность в этот процесс, существует риск ухудшения отношения к нему. Избиратели уже чувствуют себя отвергнутыми после лет сокращения государственных услуг, а недовольство высокими расходами на оборону может привести к еще большему возмущению, что приведет к победе ультраправых, пророссийских популистов, добавляет профессор.

Выборы в прошлом году уже продемонстрировали четкую тенденцию в этом направлении, когда правые популисты одержали победу во Франции, Португалии, Бельгии и Австрии. Их дальнейший успех дестабилизирует европейскую безопасность так же, как нынешняя администрация США нарушает стратегические обязательства Америки.

"Когда американский зонтик безопасности оказался под сомнением, Европа осталась наедине. И если ЕС хочет защитить свои ценности, интересы и людей, ему придется серьезно отнестись к собственной обороне", — пишет де Врис.

К счастью, ЕС уже делает решительные шаги в этом направлении, знаменуя собой радикальный отход от фрагментарного прогресса в европейской политике безопасности, который наблюдался по окончании холодной войны. Если когда-то общие закупки военной техники считались далекой фантастикой, то теперь совместное финансирование обороны стало центральным европейским вопросом.

Но по мере того, как ЕС выходит из тени НАТО, политические ставки растут. Расходы на перевооружение и военную готовность будут иметь прямые последствия для европейских избирателей, которые традиционно отдают приоритет расходам на социальную защиту.

Память о жесткой экономии уже нависла над ЕС. Только в прошлом году ЕС предложил сокращение бюджета более чем на миллиард евро на ключевые программы, а также дальнейшие программы жесткой экономии, предусматривающие сокращение более чем на 100 миллиардов евро для достижения целей по сокращению дефицита.

Согласно опросу Евробарометра, проведенному в конце 2023 года, только 60% европейцев одобряют финансирование поставок вооружений. Более того, исследование, проведенное Bertelsmann Stiftung, показало, что энтузиазм по углублению европейского оборонного сотрудничества угасает: В Испании поддержка упала с 92% в начале 2022 года до 83% в конце 2024 года; а во Франции за тот же период она снизилась с 87% до 71%.

Опрос Европейского совета по международным отношениям, проведенный в середине 2024 года, подкрепил эти выводы, показав, что большинство во Франции и Италии выступают против увеличения оборонных расходов, если это происходит за счет расходов на здравоохранение и образование.

Однако это было до возвращения президента США Дональда Трампа и его дальнейшего разворота к ЕС. С тех пор мир изменился в результате меняющихся решений Трампа, и без американских заверений потребность Европы в безопасности может склонить граждан к приоритету перевооружения, отмечает профессор.

Когда-то автоматический поток американского оружия к европейским союзникам больше не гарантирован, а поскольку ЕС готовится полагаться на собственную оборонную промышленность, европейские и американские производители вооружений, вероятно, будут жестко конкурировать за мировые рынки в ближайшие годы.

Все это, возможно, впервые со времен Второй мировой войны сделает Европу большой военной мощью, но для этого необходима широкая электоральная поддержка.

Напомним, что Трамп потребовал от европейских стран перейти к расходам на оборону в пять процентов от ВВП. Реально ли такое его требование, читайте в статье Николая Гаврися "5% ВВП на оборону для европейских стран: насколько такое требование Дональда Трампа реалистично".

Источник материала
loader
loader