В бурной политической жизни Франции — новая драма. Известный французский политик Марин Ле Пен решением суда на пять лет утратила право баллотироваться на государственные должности. По последним опросам, Марин Ле Пен уверенно лидирует в президентских гонках. За нее готовы проголосовать больше 35% избирателей. У ее ближайшего конкурента — бывшего премьер-министра Франции и нынешнего мэра города Гавр Эдуарда Филиппа, уже заявившего о намерениях баллотироваться в президенты республики, рейтинг поддержки колеблется в пределах 21–25%. Дисквалификация неформального лидера партии «Национальное объединение» может изменить расположение ведущих фигур на политическом олимпе Французской Республики.
В декабре 2016 года прокуратура Парижа начала расследование, получив информацию о том, что нанятые помощники Марин Ле Пен как депутата Европарламента на самом деле работали на партию «Национальное объединение». Следователи обнаружили, что Катрин Гризе, которая была помощницей Ле Пен в ЕП с 2010 года, одновременно работала в штаб-квартире ее партии в Нантери (пригород Парижа). А предыдущий помощник Марин Ле Пен Тьерри Лежье на самом деле был ее телохранителем.
В сентябре прошлого года неформальный лидер французской ультраправой партии «Национальное объединение» вместе с 26 другими лицами предстала перед судом по делу о вероятном незаконном присвоении средств Европейского Союза. Всех их обвинили в том, что они оплачивали работу персонала политической партии «Национальное объединение» из средств, предназначенных для работы Европарламента.
Суд постановил, что личного обогащения Марин Ле Пен и ее однопартийцев не было. Но это поставило ее «в центр» системы, с 2004 по 2016 год использовавшей средства ЕС для финансирования своей партии. Суд подсчитал, что общие убытки Европарламента составляли 2,9 млн евро. Марин Ле Пен обязали уплатить штраф в размере 100 тыс. евро и приговорили к четырем годам лишения свободы, два из которых — условно и два — под домашним арестом с использованием электронного браслета. Вместе с Ле Пен были признаны виновными еще восемь депутатов Европарламента от «Национального объединения» и 12 их помощников. Саму партию «Национальное объединение» оштрафовали на 2 млн евро, из которых 1 млн — штраф, а еще 1 млн — средства, конфискованные во время расследования. Но самый тяжелый удар, полученный Марин Ле Пен и ее соратниками, — политический. 31 марта Парижский суд первой инстанции утвердил решение о лишении Марин Ле Пен права выставлять свою кандидатуру на выборах в течение ближайших пяти лет.
Французский политик отреагировала на приговор суда и назвала его «политическим решением» и «нарушением принципа верховенства права». «Меня отстранили, но и отстранили голоса миллионов французов», — сказала Марин Ле Пен в комментарии. Ее соратник по партии, нынешний лидер «Национального объединения» Жордан Барделла квалифицировал решение суда как «убийство демократии».
По сообщению Le Parisien, Ле Пен намерена обратиться в Конституционный совет Франции и ЕСПЧ, чтобы оспорить свой приговор. Она также заявила: если ей все-таки разрешат участвовать в президентских выборах 2027 года, это будут ее последние выборы, если она не станет президентом.
В поддержку Ле Пен прогнозируемо высказались правые европейские политики. Группа Европарламента «Патриоты за Европу», куда входит «Национальное объединение», опубликовала пост на X, выражая «полную поддержку Марин Ле Пен» против «тревожного авторитарного дрейфа в Европейском Союзе». Солидарность с дисквалифицированным политиком продемонстрировали отдельные лидеры правых и крайних правых партий континента.
В то же время представители европейских политических партий либерального и левого спектра одобрительно восприняли вердикт суда. Лидер умеренно либеральной группы «Обновляя Европу» в Европейском парламенте Валери Хайер считает, что «правосудие сделало свое дело», и призвала всех нести ответственность.
Решение суда лишить Ле Пен права участвовать в выборах неоднозначно воспринимают во французском обществе. Французы с пониманием относятся к тому, что политик должна понести уголовную ответственность, если злоупотребления с финансами Европарламента имели место. Но ее политическую дисквалификацию воспринимают не настолько однозначно. 57% французов в опросе Elabe для BFMTV считают запрет баллотироваться «нормальным судебным решением», но 42% опрошенных уверены, что на приговор повлияло желание не допустить Ле Пен к следующим президентским выборам.
Французские политики тоже придерживаются неоднозначного мнения о запрете Ле Пен баллотироваться на выборные должности. Жеральд Дарманен, возглавляющий сейчас министерство юстиции Франции, еще в ноябре 2024 года назвал «шокирующей» такую перспективу. По его убеждению, борьба с Ле Пен должна проходить с помощью избирательных урн, а не другим способом.
«Это нездоровая ситуация, когда в демократической стране избранному представителю запрещено принимать участие в выборах», — заявил лидер фракции республиканцев во французском парламенте Лоран Вокье. Даже руководитель леворадикального движения «Непокоренная Франция» Жан-Люк Меланшон сказал, что такие решения «должны быть за народом».
Сейчас непонятно, как именно исключение неформального лидера «Национального объединения» из избирательных гонок повлияет на французскую политику. С одной стороны, временный выход из игры Ле Пен может навредить электоральным перспективам французских правых. Также судебный приговор и детали скандала с нецелевым использованием средств ЕС способны нанести значительные репутационные потери «Национальному объединению», которое пытается превратиться в респектабельную партию. С другой стороны — возможная мобилизация ультраправого и правого электората. А еще — усиление недоверия между «элитами» и остальным обществом и волна жесткой критики судебной системы.
Сейчас еще рано окончательно списывать Марин Ле Пен из президентской кампании 2027 года. Также не исключено, что в краткосрочной перспективе крайние правые могут попытаться отомстить власти и поспособствовать падению центристского правительства Франсуа Байру. В декабре прошлого года именно голосование партии Ле Пен помогло свалить его правоцентристского предшественника — премьер-министра Мишеля Барнье.
Если Ле Пен все же выйдет из игры, ее партия может выставить кандидатом в президенты своего нынешнего лидера Жордана Барделлу. Но амбициозный и молодой глава «Национального объединения» готовился раньше стать премьер-министром. Хотя у него есть высокий уровень популярности, особенно среди молодежи, ее и политического опыта может не хватить для хорошего результата на президентских выборах.
Марин Ле Пен чаще всего известна в Украине своей пророссийской позицией и словами о российском Крыме. После 2014 года она встречалась с Путиным и российскими официальными лицами, предлагала снять антироссийские санкции и не раз транслировала кремлевские нарративы. Ее политическая сила получала кредитование в российском банке на избирательную кампанию в размере 9 млн евро. Но после полномасштабного российского вторжения 24 февраля 2022 года политическая позиция Ле Пен подверглась определенной «проукраинской» коррекции. Французский политик осудила агрессию России, хотя и не поддержала эмбарго на российские энергоносители. Ле Пен также критически высказалась о недавнем решении американского президента Дональда Трампа приостановить военную помощь Украине. А в марте во время дебатов в парламенте Франции, посвященных Украине и безопасности Европы, она допустила возможность миротворческой миссии французских военных в Украине. Но выступила против членства Украины в НАТО и ЕС.
Позиция нынешнего лидера партии «Национальное объединение» Жордана Барделлы, который волей случая может быть кандидатом в президенты в 2027 году на первый взгляд близка к современным взглядам Ле Пен. Перед парламентскими выборами в июне 2024 года политик обещал, что не позволит российскому империализму поглотить Украину, которая является союзником Франции. Но подчеркнул, что откажется отправлять французских солдат на украинскую землю. Вдобавок стоит отметить положительное голосование Барделлы как члена Европарламента 23 января 2025 года за резолюцию о дезинформации и исторических фальсификациях России для оправдания ее агрессивной войны против Украины.
В отличие от своей предшественницы, которую можно справедливо упрекать в откровенном политическом флирте с Россией и Путиным, Барделла не имеет за собой заметного пророссийского шлейфа. Поэтому для Украины выбывание из игры Марин Ле Пен может быть неплохой новостью. Конечно, это не значит, что партия Ле Пен превратится в убежденного лоббиста интересов Украины. Но смещение политической позиции «Национального объединения» с откровенно пророссийской в нейтральную и даже умеренно проукраинскую сторону трудно игнорировать.