Белый дом серьезно рассматривает предложение Ирана по поводу непрямых переговоров о ядерных вопросах, в то же время значительно увеличивая присутствие сил США на Ближнем Востоке на случай, если американский президент Дональд Трамп решит нанести военные удары, сообщает Axios, ссылаясь на слова двух чиновников.
Трамп неоднократно говорил, что предпочел бы достижение "соглашения" с Тегераном, предупреждая, что в противном случае Иран может ждать "бомбардировка". По данным СМИ, Трамп дал Ирану срок в два месяца для заключения соглашения, но неясно, начался ли уже этот "отсчет".
В Белом доме тем временем продолжаются внутренние дебаты между теми, кто считает, что соглашение возможно, и теми, кто рассматривает переговоры как пустую трату времени и выступает за удары по иранским ядерным объектам.
Пентагон на фоне этой ситуации занимается наращиванием сил на Ближнем Востоке. Если Трамп решит, что время исчерпано, он будет держать военные силы наготове. Во вторник, 2 апреля, Минобороны США объявило об отправке на Ближний Восток дополнительных военных и авиации, также в регионе останутся два авианосца.
На днях Трамп получил официальный ответ Тегерана на письмо, которое отправил верховному лидеру Ирана Али Хаменеи три недели назад. В то время как Трамп предлагает прямые ядерные переговоры, Тегеран согласен лишь на непрямые контакты с Вашингтоном при посредничестве Омана.
Американский чиновник рассказал, что, по мнению администрации Трампа, прямые переговоры имели бы больше шансов на успех, но в Белом доме не исключают предложенного Ираном формата и не возражают против того, чтобы Оман выступал посредником, как это уже было в прошлом.
Оба американских чиновника заявили Axios, что решение еще не принято, и внутренние дискуссии продолжаются.
"После обмена письмами мы сейчас изучаем следующие шаги для того, чтобы начать разговор и построение доверия с Ираном", - сказал один из чиновников.
Риторика между Тегераном и Вашингтоном начала обостряться еще до недавней угрозы Трампа нанести удары по Ирану в случае недостижения соглашения по ядерным вопросам. Хаменеи заявил, что, хотя и не верит в возможность нападения США на Иран, Штаты "непременно получат сильный ответный удар", если начнут атаку.
Тегеран также подал официальный дипломатический протест через посольство Швейцарии (США и Иран не имеют дипломатических отношений) и предупредил, что "решительно и немедленно отреагирует на любую угрозу". Советник Хаменеи Али Лариджани тоже пригрозил: если США будут атаковать ядерные объекты Ирана, общественное мнение будет давить на правительство Тегерана, чтобы тот изменил свою политику и разработал ядерное оружие.
Трамп вышел из ядерного соглашения с Ираном 2015 года, утверждая, что его подход "максимального давления" заставит Тегеран подписать "лучшее" соглашение. Однако заключить новое соглашение с Ираном не удалось.
Тем временем Тегеран резко увеличил обогащение урана и, по оценкам, близится к созданию ядерного оружия. При этом Тегеран утверждает, что его ядерная программа имеет исключительно мирные цели и не предусматривает работу над ядерным оружием.
Возможно ли новое ядерное соглашение или все закончится боевыми действиями? Об этом в статье для ZN.UA "Разбомбит ли Трамп Иран "ко всем чертям"?" размышлял Вячеслав Лихачев.