Если вам не удалось заметить, как Америку "грабят и насилуют близкие и далекие страны" или как ей жестоко отказывают в "возвращении к процветанию", тогда поздравляем: у вас лучшее восприятие реальности, чем у президента Соединенных Штатов. Об этом пишет The Economist, комментируя введенные американским лидером Дональдом Трампом тарифы против всего мира.
"Трудно понять, что вызывает большее беспокойство: то, что лидер свободного мира может выплеснуть полную чушь о своей самой успешной и уважаемой экономике. Или тот факт, что 2 апреля, подталкиваемый своими иллюзиями, Дональд Трамп объявил о наибольшем разломе в торговой политике Америки за более чем столетие — и совершил наиболее глубокую, вредную и ненужную экономическую ошибку современной эпохи", — пишут журналисты.
В The Economist напомнили, что Трамп объявил о новых "взаимных" пошлинах почти для всех торговых партнеров США. Для Китая они составят 34%, для Индии – 27%, для Японии – 24%, для ЕС – 20%. При этом базовый тариф для всех стран составляет 10%.
В издании указывают, что с существующими пошлинами общий налог для китайских товаров теперь составит 65%. Канаду и Мексику лишили дополнительных пошлин, также новые сборы не коснутся отраслевых тарифов, таким как 25% пошлина на автомобили или обещанная пошлина на полупроводники. Однако общая тарифная ставка Америки взлетит выше своего уровня эпохи Великой депрессии и вернется на показатели 19 века.
Отмечается, что Трамп почти прав, когда называет 2 апреля одним из важнейших в истории Америки, ведь этот "День освобождения", который журналисты назвали "Днем разрушения", провозглашает полный отказ Штатов от мирового торгового порядка и принятие политики протекционизма. Теперь для стран, страдающих от политики бессмысленного вандализма лидера США, вопрос состоит в том, как ограничить вред для себя.
Журналисты издания подчеркнули, что почти все слова Трампа на этой неделе об истории, экономике и технических аспектах торговли были полной чепухой. Президент США давно прославлял эру больших тарифов и низких налогов конца 19 века. При этом исследования показывают, что тогда тарифы как раз тормозили экономику. Сейчас же он утверждает, что Великая депрессия 1930-х годов случилась из-за отмены тарифов, а тарифы Смута-Хоули (которые значительно повысили таможенные ставки на импортные товары) ввели слишком поздно, чтобы спасти ситуацию. Однако реальность свидетельствует о том, что тарифы значительно ухудшили депрессию, так же они нанесут ущерб всем экономикам сегодня, а кропотливые раунды переговоров в течение 80 лет снизили пошлины и помогли повысить благосостояние.
Также чушью журналисты назвали утверждения Трампа по экономике. Он говорит, что тарифы необходимы для ликвидации торгового дефицита, который он рассматривает как передачу богатства иностранцам. Но любой президентский экономист ему скажет, что этот дефицит возникает из-за того, что американцы экономят меньше, чем их страна инвестирует. Эта долгосрочная реальность не помешала американской экономике опережать остальные страны "Большой семерки" на протяжении более 30 лет. Отмечается, что причин для того, чтобы новые тарифы ликвидировали торговый дефицит, нет.
"Настаивать на сбалансированной торговле с каждым торговым партнером отдельно — это безумие, равно как и предполагать, что Техас был бы богаче, если бы настаивал на сбалансированной торговле с каждым из других 49 штатов, или просить компанию убедиться, что каждый из ее поставщиков также является клиентом", — указали в The Economist.
Понимание Трампом технических деталей в издании назвали "жалким". Он заявлял, что тарифы считались исходя из пошлин стран против Америки, манипуляций с валютой и других вероятных искажений, в том числе налога на добавленную стоимость. Однако все выглядит так, будто чиновники посчитали тарифы по формуле, которая учитывает торговый дефицит США с каждой страной как долю импорта товаров и просто делит это пополам. Это практически так же бессмысленно, как облагать налогом людей в зависимости от количества гласных в имени.
Отмечается, что от решения Трампа американские потребители будут платить больше и будут иметь меньше выбора. Для американских производителей вырастут цены на запчасти, одновременно с этим они потеряют дисциплину из-за отсутствия конкуренции, что сделает их вялыми. Журналисты указали, что на фоне падения фьючерсов на фондовом рынке акции Nike, имеющей фабрики во Вьетнаме (таможенный тариф 46%), упали на 7%. В этой связи в The Economist задаются вопросом: "Неужели Трамп действительно считает, что американцам будет лучше, если они сами будут шить себе кроссовки?".
"Остальный мир разделит эту катастрофу и должен решить, что делать. Один вопрос, следует ли отвечать. Политикам следует быть осторожными. По словам господина Трампа, торговые барьеры вредят тем, кто их устанавливает. Поскольку они скорее заставят господина Трампа усилить ответ, чем отступить, они рискуют усугубить ситуацию — возможно, так же катастрофически, как в 1930-х годахп", — пишуть журналисты.
В издании предлагают правительствам сосредоточиться на увеличении торговых потоков между собой, особенно в сфере услуг, питающих экономику 21-го века. Конечный спрос Америки на импорт составляет всего 15%, она не доминирует в мировой торговле так, как в финансах или военных расходах. Аналитический центр Global Trade Alert посчитал, что если бы Трамп даже полностью прекратил импорт, при нынешних тенденциях 100 торговых партнеров Америки возобновили бы весь свой утраченный экспорт всего за пять лет.
Отдельно журналисты ответили, должны ли эти усилия включать в себя Китай. Отмечается, что на Западе многие считают, что китайские государственные предприятия нарушают дух глобальных торговых правил, а в прошлом они использовали экспорт для поглощения избыточных мощностей. Эти беспокойства усугубятся, если больше китайских товаров перенаправят из Америки.
"Построение торговой системы с Китаем желательно, но будет жизнеспособным, только если он перебалансирует свою экономику в соответствии с внутренним спросом, чтобы уменьшить беспокойство относительно демпинга", — отметили в The Economist.
Также указывается, что в обмен на снижение пошлин от Китая может потребоваться передать технологии и инвестировать в производство в Европе. Евросоюз же должен централизовать свои правила инвестирования, чтобы Европа могла заключать соглашения, касающиеся прямых иностранных инвестиций, а также преодолеть свое отвращение к крупным торговым соглашениям и подписать Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве, которое может разрешить некоторые споры.
"Если это кажется изнурительным и медленным, это потому, что интеграция всегда такова. Подбрасывать барьеры легче и быстрее. Невозможно избежать хаоса, который нанес господин Трамп, но это не означает, что его глупость обречена победить", — указали в издании.
Напомним, Штаты ввели 10% пошлины и для Украины, но не сделали этого в отношении РФ и Белоруссии. В Белом доме объяснили это тем, что с последними двумя государствами США не торгуют. Между тем вице-премьер-министр экономики Юлия Свириденко подчеркнула, что новые тарифы — это сложно, но не критично.
Доктор экономических наук Владимир Корнеев в статье "Трамп-2025. Наступит ли "золотая пора" для американской экономики? " уже рассказывал о том, как амбициозные цели президента США повлияют на экономику и финансы, альянсы Вашингтона и международную торговлю.