В ближайшей перспективе в результате введения новых пошлин (для Китая Америка ввела пошлины в размере 125%, а КНР ответила США зеркально) в Китае возникнут кризис перепроизводства, затоваривания складов и дефляция. В США — дефицит ряда товаров, как было недавно с яйцами, и инфляция, прогнозирует в своем материале для ZN.UA "США vs Китай. Анатомия Глобальной экономической войны" Алексей Кущ. В обеих странах — резкое замедление темпов роста ВВП, но в Поднебесной тормозная полоса динамики роста длиннее (5%), а в США короче (2,5%).
В мире — резкое падение цен на сырье (нефть, металлы, агро), продолжает перечислять последствия Кущ. Разрушение глобальных цепочек добавочной стоимости. Демонтаж кооперационных технологических цепочек между странами. Замедление мировой торговли и темпов роста мирового ВВП. Кризис на финансовых рынках. По словам автора, нынешние события очень напоминают "черный понедельник" 1987-го, когда рынки мгновенно упали на 22%, а затем глубина расширилась до 30%, прерывая длительный бычий тренд.
"Тогда кризис, родившийся на Уолл-стрит, разрушил не Америку. Он обрушил цены на нефть, обвалил мировую торговлю и разрушил СССР, — напоминает Кущ. — На этот раз стрела кризиса с Уолл-стрит обращена в сторону Китая. Но, в отличие от Советского Союза, Китай готовился к этим событиям".
Американский экономист Стив Миран, ставший главным экономическим советником Дональда Трампа, считает (см. справку ZN.UA), что девальвация юаня, иены или евро относительно доллара компенсирует любые тарифные барьеры со стороны США. То есть изменение обменного курса и тарифа почти полностью компенсируют друг друга. Автор отмечает, что этим трюком активно пользовался Китай, девальвировавший юань для компенсации тарифов на импорт своих товаров в США.
Справка ZN.UA
Проиллюстрировать этот механизм можно следующим образом.
Пусть
px — цена товара, который поставляется иностранными экспортерами, деноминированная в иностранной валюте такого экспортера,
e — обменный курс (доллара к иностранной валюте),
τ — тарифная ставка.
Уплаченная цена (американскими) импортерами составляет:
pm = e(1+ τ )px.
Предположим, мы начинаем с e=1 и τ=0. Правительство США вводит пошлину в размере 10% на импорт, а иностранная валюта торгового партнера также обесценивается на 10%.
Тогда цена, которую платят импортеры в США, составит:
Pm = 0,9(1,1)px=0,99px.
Кущ продолжает, что в команде Трампа считают, что шоковая тарифная терапия, внедренная не только против Китая, но и других стран, в частности торговых партнеров, может исправить ситуацию и с дефицитом торгового баланса США, и с бюджетным дефицитом, и с американским промышленным производством. Но, согласно модели Мирана, только тарифного шага недостаточно.
"Следующий шаг — это скоординированная ревальвация (укрепление) центральными банками стран — торговых партнеров своих национальных валют, прежде всего юаня, евро и иены", — прогнозирует Кущ.
Больше материалов экономиста и финансового аналитика Алексея Куща читайте на ZN.UA.