"Украинский Микеланджело": как судьба спасала выдающегося мастера Ивана Кавалеридзе
"Украинский Микеланджело": как судьба спасала выдающегося мастера Ивана Кавалеридзе

"Украинский Микеланджело": как судьба спасала выдающегося мастера Ивана Кавалеридзе

Каким был Иван Кавалеридзе — не только скульптор, но и художник кино, кинорежиссер, сценарист, драматург и искусствовед

Во всем мире известно имя Ивана Кавалеридзе (1887—1978), прожившего долгую, насыщенную головокружительными взлетами и падениями жизнь. Его биография – это летопись нашей земли: со времен царизма, а именно от правления Александра III до предпоследних конвульсий брежневского "застоя" в Советском Союзе.

"Украинец с ложкой грузинской крови"

Столь многогранного таланта на нашей земле не найти. Скульптор и художник кино, кинорежиссер и сценарист, драматург и искусствовед… Режиссер девяти полнометражных и одного короткометражного фильмов, художник-постановщик 13 кинокартин (он по праву считается основоположником украинского исторического кино и воплощения оперного искусства в кино), единственный украинский скульптор, столетний юбилей которого в 1987 году отмечался на уровне ЮНЕСКО.

Иван Кавалеридзе, 1970-е годы

Представитель украинского авангарда в монументальной и станковой скульптуре, объединявший стремление сохранять национальные сюжеты с поэтикой романтизма и подражанием традициям народного искусства, — весьма широкий диапазон его творчества и сегодня поражает современников. И все это об Иване Кавалеридзе, авторе бессмертных памятников: княгине Ольге, святому апостолу Андрею и славянским просветителям Кириллу и Мефодию в Киеве на Михайловской площади (вместе со скульптором Петром Сниткиным и архитектором Валерианом Рыковым, 1911 год; разрушенный большевиками в 1919 году, восстановленный в 1996 году), а также Тарасу Шевченко в Сумах, Ромнах и Полтаве; отметим еще два памятника Григорию Сковороде – на Подоле в Киеве и в Лохвице, гетману Украины Богдану Хмельницкому в Чернигове (в соавторстве с Галиной Петрашевич) и Кобеляках.

Памятник Григорию Сковороде в Лохвице. Енциклопедія сучасної України

Иван Кавалеридзе — автор целой серии мемориальных досок в Киеве, и среди них Григорию Сковороде, художнику Михаилу Врубелю, оперному и камерному певцу Борису Гмыре, актрисе и педагогу Любови Гаккебуш…

Мемориальная доска выдающемуся украинскому оперному и камерному певцу Борису Гмыре на доме в киевском Пассаже (ул. Крещатик, 15). Фото автора

Родился Иван Петрович Кавалеридзе на Роменщине, на хуторе Ладанском в семье солдата Петра Кавалеридзе, потомка древнего грузинского княжеского рода и крестьянки Килины Кухаренко. В дальнейшем он называл себя "украинцем с ложкой грузинской крови".

Мальчик с детства увлекался лепкой фигурок из глины. Его дядя, известный художник и археолог, потомок старшинско-казацкого рода греческого происхождения Сергей Мазараки, друг украинского предпринимателя и благотворителя Александра Терещенко, отправил Ивана в Киев учиться в престижной частной гимназии Готлиба Валькера. Далее была учеба в Киевском художественном училище и Санкт-Петербургской академии художеств и очень плодотворная командировка в Париж, где Иван Кавалеридзе совершенствовал мастерство под руководством двух грандов мирового скульптурного искусства – Наума Аронсона и Огюста Родена.

Возвращение в Российскую империю стало триумфальным – победа в конкурсе на лучший памятник княгине Ольге, апостолу Андрею и просветителям Кириллу и Мефодию.

Иван Кавалеридзе возле своего детища – княгини Ольги. Киев, 1911 год

С 1911 года – первое "свидание" с новым искусством кино – работа художником-декоратором в съемочных группах режиссеров Якова Протазанова и Владимира Гардина. В феврале 1915 года во время Первой мировой войны Иван Кавалеридзе был мобилизован в ряды российской армии. В 1918 году вернулся на родину, жил в Ромнах, Сумах и Харькове, где создал несколько памятников Тарасу Шевченко, Григорию Сковороде, революционеру Артему (в Бахмуте).

Восстановленный в 1996 году памятник княгине Ольге, святому апостолу Андрею и славянским просветителям Кириллу и Мефодию (скульпторы - Иван Кавалеридзе, Петр Сниткин, архитектор Валериян Рыков). Киев, Михайловская площадь. Апрель 2025 года. Фото автора

После этого снова художник возвращается в киноискусство. Он работает на киевской кинофабрике, становится режиссером ряда фильмов, среди которых "Ливень", "Перекоп", "Штурмовые ночи", "Колиивщина", "Прометей" (по мотивам поэмы Тараса Шевченко "Кавказ"). Последняя картина, увидевшая свет в 1935 году, вызвала гнев партийного руководства и была подвергнута по указанию самого тирана Иосифа Сталина нещадной критике в газете "Правда"; автором статьи "Грубая схема вместо исторической правды" был известный публицист Михаил Кольцов. Фильм почти сразу запретили из-за его антиимперской сущности. Коммунистические власти увидели в нем аллюзию на ужасы настоящего времени в террористическом государстве. Особенно Сталину не понравился эпизод, когда горцы идут в атаку на российских захватчиков, и после нее по бурной реке плывут офицерские и солдатские фуражки.

Иван Кавалеридзе, 1930-е годы

Ивану Кавалеридзе удалось во время Большого террора 1937—1938 годов в Советском Союзе пройти "между каплями дождя" и даже создать две кинооперы "Наталка Полтавка" и "Запорожец за Дунаем". О следующем, связанном с войной периоде жизни и творчестве мастера достаточно мало информации, даже в энциклопедиях есть только 1—2 предложения.

Как маленькая заметка в энциклопедии спасла жизни

И вот в конце мая 1941 года кинорежиссеру наконец позволили начать съемки исторического фильма "Песня о Довбуше" (сценарий Любомира Дмитерко). Большая киногруппа из 50 человек приехала в село Жабье (современная Верховина на юге Ивано-Франковской области). Это большое село находится у границы с Венгрией и Румынией – союзниками нацистской Германии. Из-за сдержанного отношения гуцулов, которые не хотели записываться в массовку, и плохие погодные условия – дожди, порывистый ветер – до 22 июня удалось записать незначительную часть фильма. Утром началась германо-советская война…

Военнообязанных отправили в военкомат, 27 человек на грузовых автомобилях вместе с реквизитом поехали через Львов, Дубно, Ровно, Житомир в Киев. Однако немцы стремительно двигались на восток. Иван Кавалеридзе писал (воспоминания опубликованы только в 1988 году): "Мы ехали мимо руин, разбитых машин, заброшенных пушек, танков, мотоциклов… и трупов, трупов!!!" Неожиданно на киногруппу наткнулись немецкие мотоциклисты, которые сопровождали танк. Первая встреча с оккупантами закончилась тем, что они реквизировали имущество и машины, однако людей отпустили, потому что у них не было оружия. "Прошли двенадцать километров. Осталось меньше сорока до Ровно. А там Новоград-Волынский, Житомир". Во время очередной проверки документов нацисты решили отправить всю группу в комендатуру в Дубно. Иван Кавалеридзе продолжал: "Делопроизводитель коменданта долго изучает наши документы. Когда доходит очередь до моего удостоверения, приносит откуда-то толстую энциклопедию, изданную не то в Мюнхене, не то во Львове, начинает листать. Маленькая заметка в энциклопедии о Кавалеридзе — скульпторе и кинорежиссере — спасла всем нам жизнь".

Иван Петрович возвращается в оккупированную столицу Украины, переполненную сотнями тысяч пленных красноармейцев (которых еще часто отпускали) после ужасающего разгрома Юго-Западного фронта. Он работал недолгое время председателем Комитета по делам искусств Киевской городской управы, где постоянно общался и дружил с поэтом Олегом Ольжичем, писателем Уласом Самчуком и его второй женой Татьяной Праховой (которая была монтажером на киностудии), поэтессой Еленой Телигой. Ольжич будет замучен нацистами в концлагере Заксенхаузен, "последний адрес" Елены Телиги – киевский Бабий Яр.

На своей должности Кавалеридзе помогал бедным и нуждающимся художникам, оставшимся в городе, отправлял еврейских детей в ближайшие села, где они получили убежище, спас из Сырецкого концлагеря кинооператора Владимира Войтенко, который уже после войны снимал знаменитый фильм "В бой идут одни "старики". Вместе с преподавателями Художественного института Иван Кавалеридзе спасал народные ценности, которые "прятали между фальшивыми стенами залов и аудиторий"; также он готовил фиктивные справки, которые помогали молодежи прятаться от отправки в нацистскую Германию.

Иван Кавалеридзе отказывался от официальных заказов. Известный российский, а после революции немецкий кинопредприниматель Пауль Тиман, с которым он плодотворно сотрудничал в 1911—1914 годах на киностудиях, предложил поставить два фильма — "Тарас Бульба" и "Бахчисарайский фонтан". Однако получил отказ. Когда стало ясно, что немцы начнут эвакуацию из Киева, Улас Самчук в конце октября 1943 года просил Ивана Кавалеридзе также эвакуироваться. Но тот сказал про "бажання залишитись у Києві, що б не сталося. — Тут пройшло моє життя, я тут творив певні вартості, це все, з чим я зрісся душею, і я не можу цього лишити будь-що-будь" (Улас Самчук, "На коні вороному. Спомини і враження").

Писатель Улас Самчук только что познакомился со съемочной группой фильма "Песня о Довбуше" в доме Могильницкого в Ровно. Справа налево: оператор Иван Шеккер, режиссер Иван Кавалеридзе, Улас Самчук, секретарь киностудии Вера Шеккер (жена кинооператора), монтажер Татьяна Прахова. Август 1941 года. Фото из книги "Таємниці письменницьких шухляд Станіслава Цалика та Пилипа Селигея. ІАА "Наша час", Киев, 2010 год

6 ноября 1943 года в Киев ворвались советские войска. Работы на киностудии не было, постановки делали только бывшие фронтовики. Пребывание в оккупации почти приравнивалось к преступлению. Иван Кавалеридзе работал в Академии архитектуры, готовя проекты по восстановлению города, разрушенного войной.

Под надзором КГБ

Только в конце 1950-х годов мастер получил возможность работать в кино. В 1959 году он стал режиссером ленты "Григорий Сковорода", а в 1961-м — "Гулящая" по произведению Панаса Мирного, где главную роль Кристины сыграла харьковчанка Людмила Гурченко…

Иван Кавалеридзе в монтажной Киевской киностудии, 1960-е годы

Дальше была неприятная история с лидером СССР Никитой Хрущевым, который назвал памятник Артему в Артемовске (Бахмуте), автором которого был Иван Кавалеридзе, "уродливым и ужасным чудовищем". Также Хрущев, выступая на радио 8 марта 1964 года, сказал, что Кавалеридзе в оккупации вел себя ненадлежащим образом. В ответ он написал письмо на имя всемогущего первого секретаря ЦК КПСС: "… своей вины не чувствую. Не сотрудничал с немцами, не выдавал им наших людей, не грабил чужие квартиры"… Ответа на официальном уровне не было, какой-то чиновник горсовета сообщил только, что произошла ошибка из-за того, что Союз художников плохо подготовил материал…

Иван Кавалеридзе за работой на Одесской киностудии, 1960-е годы. Всеукраинское фотокиноуправление (ВУФКУ)

Все послевоенные годы Иван Кавалеридзе находился под пристальным надзором КГБ СССР. Глава украинского филиала спецслужбы Виталий Федорчук писал в докладной записке первому секретарю ЦК украинской компартии Владимиру Щербицкому в марте 1973 года об "антисоветских националистических настроениях" Ивана Кавалеридзе, который "в апреле 1967 года подписал письмо в адрес Политбюро ЦК КПСС, в котором авторы пытались доказать наличие русификации Украины". Кроме Кавалеридзе, его подписали Тарас Франко, кандидат филологических наук; Лев Ревуцкий, композитор; Евгений Кротевич, писатель; Борис Антоненко-Давыдович, прозаик; Карпо Трохименко, художник". Это письмо с оригинальными подписями пыталась вывезти 23 июля 1969 года через таможню на советско-румынской границе гражданка Канады, туристка, украинка по происхождению Христина Стиранка. Первым в письме стояла подпись именно Ивана Кавалеридзе.

Авторы письма подчеркивали: "В городах нашей республики украинский язык постоянно вытесняется русским – в государственных учреждениях, на предприятиях, в издательствах научно-технической литературы, кино, на радио и телевидении, в детских садах и школах, профессионально-технических училищах, в специальных высших и средних учебных заведениях". Подписанты приводили конкретные данные, подтверждающие русификацию: "…даже в столице Украины Киеве, в 1965—1966 учебном году из 207 общеобразовательных школ украинских было всего 57 (и 50 из них т.н. смешанные, то есть имеющие параллельные классы с украинским и русским языком)". Из общего количества учеников 166411 в русских школах учатся 128112, то есть 77%, тогда как в украинских – всего 38299, то есть 23%; при этом значительная часть из этих 23% училась в параллельных русских классах. Еще более красноречивый показатель и в других промышленных городах УССР – например, в Донецке на сегодняшний день оставалась всего одна украинская школа".

Письмо было зарегистрировано в КГБ УССР летом 1969 года и только 23 марта 1973 года — в Общем отделе ЦК КП Украины. Рассекречено дело только 23 декабря 2009 года.

В конце жизни Иван Кавалеридзе больше работал в драматургии. Шедеврами стали его пьесы "Вотанов меч" (идея воплощения в кинематографе была отвергнута цензорами по идеологическим причинам), "Перекоп", "Первая борозда", вошедшие в репертуар нескольких украинских театров.

Умер мастер 3 декабря 1978 года в Киеве, похоронен на Байковом кладбище. Для популяризации его имени много сделали киновед Нонна Капельгородская, племянница второй жены Ивана Кавалеридзе – Надежды Капельгородской, и директор музея-мастерской И. П. Кавалеридзе Александр Юнин. Широкая биография Ивана Петровича Кавалеридзе ждет своего вдумчивого исследователя.

Источник материала
loader
loader