/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2F62077172f11cc661abb3b077cf2c7017.jpg)
"Украинский Микеланджело": как судьба спасала выдающегося мастера Ивана Кавалеридзе
Каким был Иван Кавалеридзе — не только скульптор, но и художник кино, кинорежиссер, сценарист, драматург и искусствовед
Во всем мире известно имя Ивана Кавалеридзе (1887—1978), прожившего долгую, насыщенную головокружительными взлетами и падениями жизнь. Его биография – это летопись нашей земли: со времен царизма, а именно от правления Александра III до предпоследних конвульсий брежневского "застоя" в Советском Союзе.
"Украинец с ложкой грузинской крови"
Столь многогранного таланта на нашей земле не найти. Скульптор и художник кино, кинорежиссер и сценарист, драматург и искусствовед… Режиссер девяти полнометражных и одного короткометражного фильмов, художник-постановщик 13 кинокартин (он по праву считается основоположником украинского исторического кино и воплощения оперного искусства в кино), единственный украинский скульптор, столетний юбилей которого в 1987 году отмечался на уровне ЮНЕСКО.
Представитель украинского авангарда в монументальной и станковой скульптуре, объединявший стремление сохранять национальные сюжеты с поэтикой романтизма и подражанием традициям народного искусства, — весьма широкий диапазон его творчества и сегодня поражает современников. И все это об Иване Кавалеридзе, авторе бессмертных памятников: княгине Ольге, святому апостолу Андрею и славянским просветителям Кириллу и Мефодию в Киеве на Михайловской площади (вместе со скульптором Петром Сниткиным и архитектором Валерианом Рыковым, 1911 год; разрушенный большевиками в 1919 году, восстановленный в 1996 году), а также Тарасу Шевченко в Сумах, Ромнах и Полтаве; отметим еще два памятника Григорию Сковороде – на Подоле в Киеве и в Лохвице, гетману Украины Богдану Хмельницкому в Чернигове (в соавторстве с Галиной Петрашевич) и Кобеляках.
Иван Кавалеридзе — автор целой серии мемориальных досок в Киеве, и среди них Григорию Сковороде, художнику Михаилу Врубелю, оперному и камерному певцу Борису Гмыре, актрисе и педагогу Любови Гаккебуш…
Родился Иван Петрович Кавалеридзе на Роменщине, на хуторе Ладанском в семье солдата Петра Кавалеридзе, потомка древнего грузинского княжеского рода и крестьянки Килины Кухаренко. В дальнейшем он называл себя "украинцем с ложкой грузинской крови".
Мальчик с детства увлекался лепкой фигурок из глины. Его дядя, известный художник и археолог, потомок старшинско-казацкого рода греческого происхождения Сергей Мазараки, друг украинского предпринимателя и благотворителя Александра Терещенко, отправил Ивана в Киев учиться в престижной частной гимназии Готлиба Валькера. Далее была учеба в Киевском художественном училище и Санкт-Петербургской академии художеств и очень плодотворная командировка в Париж, где Иван Кавалеридзе совершенствовал мастерство под руководством двух грандов мирового скульптурного искусства – Наума Аронсона и Огюста Родена.
Возвращение в Российскую империю стало триумфальным – победа в конкурсе на лучший памятник княгине Ольге, апостолу Андрею и просветителям Кириллу и Мефодию.
С 1911 года – первое "свидание" с новым искусством кино – работа художником-декоратором в съемочных группах режиссеров Якова Протазанова и Владимира Гардина. В феврале 1915 года во время Первой мировой войны Иван Кавалеридзе был мобилизован в ряды российской армии. В 1918 году вернулся на родину, жил в Ромнах, Сумах и Харькове, где создал несколько памятников Тарасу Шевченко, Григорию Сковороде, революционеру Артему (в Бахмуте).
После этого снова художник возвращается в киноискусство. Он работает на киевской кинофабрике, становится режиссером ряда фильмов, среди которых "Ливень", "Перекоп", "Штурмовые ночи", "Колиивщина", "Прометей" (по мотивам поэмы Тараса Шевченко "Кавказ"). Последняя картина, увидевшая свет в 1935 году, вызвала гнев партийного руководства и была подвергнута по указанию самого тирана Иосифа Сталина нещадной критике в газете "Правда"; автором статьи "Грубая схема вместо исторической правды" был известный публицист Михаил Кольцов. Фильм почти сразу запретили из-за его антиимперской сущности. Коммунистические власти увидели в нем аллюзию на ужасы настоящего времени в террористическом государстве. Особенно Сталину не понравился эпизод, когда горцы идут в атаку на российских захватчиков, и после нее по бурной реке плывут офицерские и солдатские фуражки.
Ивану Кавалеридзе удалось во время Большого террора 1937—1938 годов в Советском Союзе пройти "между каплями дождя" и даже создать две кинооперы "Наталка Полтавка" и "Запорожец за Дунаем". О следующем, связанном с войной периоде жизни и творчестве мастера достаточно мало информации, даже в энциклопедиях есть только 1—2 предложения.
Как маленькая заметка в энциклопедии спасла жизни
И вот в конце мая 1941 года кинорежиссеру наконец позволили начать съемки исторического фильма "Песня о Довбуше" (сценарий Любомира Дмитерко). Большая киногруппа из 50 человек приехала в село Жабье (современная Верховина на юге Ивано-Франковской области). Это большое село находится у границы с Венгрией и Румынией – союзниками нацистской Германии. Из-за сдержанного отношения гуцулов, которые не хотели записываться в массовку, и плохие погодные условия – дожди, порывистый ветер – до 22 июня удалось записать незначительную часть фильма. Утром началась германо-советская война…
Военнообязанных отправили в военкомат, 27 человек на грузовых автомобилях вместе с реквизитом поехали через Львов, Дубно, Ровно, Житомир в Киев. Однако немцы стремительно двигались на восток. Иван Кавалеридзе писал (воспоминания опубликованы только в 1988 году): "Мы ехали мимо руин, разбитых машин, заброшенных пушек, танков, мотоциклов… и трупов, трупов!!!" Неожиданно на киногруппу наткнулись немецкие мотоциклисты, которые сопровождали танк. Первая встреча с оккупантами закончилась тем, что они реквизировали имущество и машины, однако людей отпустили, потому что у них не было оружия. "Прошли двенадцать километров. Осталось меньше сорока до Ровно. А там Новоград-Волынский, Житомир". Во время очередной проверки документов нацисты решили отправить всю группу в комендатуру в Дубно. Иван Кавалеридзе продолжал: "Делопроизводитель коменданта долго изучает наши документы. Когда доходит очередь до моего удостоверения, приносит откуда-то толстую энциклопедию, изданную не то в Мюнхене, не то во Львове, начинает листать. Маленькая заметка в энциклопедии о Кавалеридзе — скульпторе и кинорежиссере — спасла всем нам жизнь".
Иван Петрович возвращается в оккупированную столицу Украины, переполненную сотнями тысяч пленных красноармейцев (которых еще часто отпускали) после ужасающего разгрома Юго-Западного фронта. Он работал недолгое время председателем Комитета по делам искусств Киевской городской управы, где постоянно общался и дружил с поэтом Олегом Ольжичем, писателем Уласом Самчуком и его второй женой Татьяной Праховой (которая была монтажером на киностудии), поэтессой Еленой Телигой. Ольжич будет замучен нацистами в концлагере Заксенхаузен, "последний адрес" Елены Телиги – киевский Бабий Яр.
На своей должности Кавалеридзе помогал бедным и нуждающимся художникам, оставшимся в городе, отправлял еврейских детей в ближайшие села, где они получили убежище, спас из Сырецкого концлагеря кинооператора Владимира Войтенко, который уже после войны снимал знаменитый фильм "В бой идут одни "старики". Вместе с преподавателями Художественного института Иван Кавалеридзе спасал народные ценности, которые "прятали между фальшивыми стенами залов и аудиторий"; также он готовил фиктивные справки, которые помогали молодежи прятаться от отправки в нацистскую Германию.
Иван Кавалеридзе отказывался от официальных заказов. Известный российский, а после революции немецкий кинопредприниматель Пауль Тиман, с которым он плодотворно сотрудничал в 1911—1914 годах на киностудиях, предложил поставить два фильма — "Тарас Бульба" и "Бахчисарайский фонтан". Однако получил отказ. Когда стало ясно, что немцы начнут эвакуацию из Киева, Улас Самчук в конце октября 1943 года просил Ивана Кавалеридзе также эвакуироваться. Но тот сказал про "бажання залишитись у Києві, що б не сталося. — Тут пройшло моє життя, я тут творив певні вартості, це все, з чим я зрісся душею, і я не можу цього лишити будь-що-будь" (Улас Самчук, "На коні вороному. Спомини і враження").
6 ноября 1943 года в Киев ворвались советские войска. Работы на киностудии не было, постановки делали только бывшие фронтовики. Пребывание в оккупации почти приравнивалось к преступлению. Иван Кавалеридзе работал в Академии архитектуры, готовя проекты по восстановлению города, разрушенного войной.
Под надзором КГБ
Только в конце 1950-х годов мастер получил возможность работать в кино. В 1959 году он стал режиссером ленты "Григорий Сковорода", а в 1961-м — "Гулящая" по произведению Панаса Мирного, где главную роль Кристины сыграла харьковчанка Людмила Гурченко…
Дальше была неприятная история с лидером СССР Никитой Хрущевым, который назвал памятник Артему в Артемовске (Бахмуте), автором которого был Иван Кавалеридзе, "уродливым и ужасным чудовищем". Также Хрущев, выступая на радио 8 марта 1964 года, сказал, что Кавалеридзе в оккупации вел себя ненадлежащим образом. В ответ он написал письмо на имя всемогущего первого секретаря ЦК КПСС: "… своей вины не чувствую. Не сотрудничал с немцами, не выдавал им наших людей, не грабил чужие квартиры"… Ответа на официальном уровне не было, какой-то чиновник горсовета сообщил только, что произошла ошибка из-за того, что Союз художников плохо подготовил материал…
Все послевоенные годы Иван Кавалеридзе находился под пристальным надзором КГБ СССР. Глава украинского филиала спецслужбы Виталий Федорчук писал в докладной записке первому секретарю ЦК украинской компартии Владимиру Щербицкому в марте 1973 года об "антисоветских националистических настроениях" Ивана Кавалеридзе, который "в апреле 1967 года подписал письмо в адрес Политбюро ЦК КПСС, в котором авторы пытались доказать наличие русификации Украины". Кроме Кавалеридзе, его подписали Тарас Франко, кандидат филологических наук; Лев Ревуцкий, композитор; Евгений Кротевич, писатель; Борис Антоненко-Давыдович, прозаик; Карпо Трохименко, художник". Это письмо с оригинальными подписями пыталась вывезти 23 июля 1969 года через таможню на советско-румынской границе гражданка Канады, туристка, украинка по происхождению Христина Стиранка. Первым в письме стояла подпись именно Ивана Кавалеридзе.
Авторы письма подчеркивали: "В городах нашей республики украинский язык постоянно вытесняется русским – в государственных учреждениях, на предприятиях, в издательствах научно-технической литературы, кино, на радио и телевидении, в детских садах и школах, профессионально-технических училищах, в специальных высших и средних учебных заведениях". Подписанты приводили конкретные данные, подтверждающие русификацию: "…даже в столице Украины Киеве, в 1965—1966 учебном году из 207 общеобразовательных школ украинских было всего 57 (и 50 из них т.н. смешанные, то есть имеющие параллельные классы с украинским и русским языком)". Из общего количества учеников 166411 в русских школах учатся 128112, то есть 77%, тогда как в украинских – всего 38299, то есть 23%; при этом значительная часть из этих 23% училась в параллельных русских классах. Еще более красноречивый показатель и в других промышленных городах УССР – например, в Донецке на сегодняшний день оставалась всего одна украинская школа".
Письмо было зарегистрировано в КГБ УССР летом 1969 года и только 23 марта 1973 года — в Общем отделе ЦК КП Украины. Рассекречено дело только 23 декабря 2009 года.
В конце жизни Иван Кавалеридзе больше работал в драматургии. Шедеврами стали его пьесы "Вотанов меч" (идея воплощения в кинематографе была отвергнута цензорами по идеологическим причинам), "Перекоп", "Первая борозда", вошедшие в репертуар нескольких украинских театров.
Умер мастер 3 декабря 1978 года в Киеве, похоронен на Байковом кладбище. Для популяризации его имени много сделали киновед Нонна Капельгородская, племянница второй жены Ивана Кавалеридзе – Надежды Капельгородской, и директор музея-мастерской И. П. Кавалеридзе Александр Юнин. Широкая биография Ивана Петровича Кавалеридзе ждет своего вдумчивого исследователя.

