Китай приказал своим авиакомпаниям отказаться от дальнейших поставок самолетов американской корпорации Boeing на фоне торговой войны с США, сообщает Bloomberg.
Пекин также попросил китайских авиаперевозчиков прекратить любые закупки авиационного оборудования и запчастей у американских компаний.
По словам собеседников Bloomberg, это распоряжение появилось после того, как в минувшие выходные Китай обнародовал тарифы в 125% на американские товары. Эти пошлины сами по себе более чем удвоили стоимость самолетов и запчастей американского производства, что сделало бы их закупку экономически нецелесообразной для компаний в Китае.
Китайское правительство также рассматривает пути предоставления помощи авиакомпаниям, которые арендуют самолеты Boeing и столкнутся с большими расходами.
Между тем, около десятка самолетов Boeing 737 Max готовятся пополнить "флот" китайских авиакомпаний, в том числе по два таких самолета для China Southern Airlines Co., Air China Ltd. и Xiamen Airlines Co. Некоторые из этих самолетов могут быть допущены в Китай в индивидуальном порядке, ведь соответствующие документы были оформлены до того, как 12 апреля вступили в силу 125% тарифы.
Хотя спор между двумя крупнейшими экономиками мира и задел Boeing, ситуация нестабильная и все может измениться в любой момент.
По прогнозам, в течение следующих двух десятилетий на Китай придется 20% мирового спроса на самолеты, и в 2018 году почти четверть продукции Boeing пришлась именно на этот рынок. Однако американский авиастроитель в последние годы не объявлял о больших заказах для Китая из-за торговой напряженности и других проблем.
Торговые споры с США во времена администрации президента Джо Байдена и первого срока Дональда Трампа также помогли переориентировать китайские заказы на европейскую компанию Airbus SE.
Китай все еще зависит от зарубежных поставщиков пассажирских самолетов, чтобы удовлетворить спрос своего населения на авиаперевозки.
Хотя Airbus считается для Пекина более важным поставщиком и китайские авиакомпании рассчитывают на отечественный самолет Comac C919, у авиакомпаний страны все еще есть сотни самолетов Boeing в своих парках, нуждающихся в техническом обслуживании, ремонте и замене.
На складах Boeing также есть много готовых самолетов, которые первоначально предназначались для китайских авиалиний. Американский авиастроитель предупредил, что эскалация торгового спора может еще больше навредить цепям поставок, которые серьезно пострадали из-за пандемии коронавируса и только недавно начали постепенно возвращаться в "нормальное состояние".
Пекин ввел 125% пошлины против США после того, как американский президент Дональд Трамп в очередной раз повысил тарифы против Китая, которые в целом достигли 145%. Китайский лидер Си Цзиньпин заявил, что в тарифной войне не будет победителей и уже начал искать "союзников", в частности, призвал ЕС объединить усилия, чтобы противостоять "односторонним запугиваниям".
Трамп, начавший глобальную тарифную войну, объявив о новых пошлинах как против противников, так и против союзников, приостановил на 90 дней часть тарифов, открыв возможность для переговоров.
Эта пауза, однако, не коснулась Китая. Экономические причины и стратегические мотивы антикитайской политики Трампа объяснял экономист Алексей Кущ в статье "США vs Китай. Анатомия Глобальной экономической войны".