Торговая война Трампа помогает китайскому автогиганту в борьбе с Tesla ‒ FT
Торговая война Трампа помогает китайскому автогиганту в борьбе с Tesla ‒ FT

Торговая война Трампа помогает китайскому автогиганту в борьбе с Tesla ‒ FT

Торговая война Трампа помогает китайскому автогиганту в борьбе с Tesla ‒ FT

Tesla лишается лидерства в Европе и Азии.

Последняя волна тарифов президента США Дональда Трампа, в частности, направлена на защиту национального автопроизводителя Tesla от растущей конкуренции со стороны китайских компаний, среди которых и BYD, может иметь противоположный эффект. Вместо того, чтобы сдержать амбиции китайского гиганта, ограничения на импорт электромобилей из Китая могут укрепить позиции BYD на мировом рынке, позволяя ей обходить регуляторные риски и активно наращивать глобальные продажи.

Об этом пишет The Financial Times.

Пока основатель Tesla Илон Маск был вовлечен в политические дискуссии в США, компания BYD в китайском Шэньчжэне сосредоточилась на масштабировании своих продаж. В первом квартале 2024 года она вторично подряд опередила Tesla по объему реализации электромобилей на батарейном питании: 416 тысяч авто против 336 681 у американского конкурента.

В течение длительного времени аналитики недооценивали рост BYD, считая ее локальным брендом без существенной угрозы мировым игрокам. Скептики ссылались на долю гибридных моделей в общем объеме продаж и зависимости компании от внутреннего рынка Китая. Высокие пошлины, введенные администрацией Трампа во время его первого президентского срока, фактически закрыли для BYD рынок США – долгое время считавшееся ее стратегической уязвимостью.

Однако теперь эта изоляция сработала в пользу компании. Поскольку BYD не имеет присутствия на американском рынке, она не подвергается рискам, связанным с новыми тарифами, контрмерами, регуляторной неопределенностью или политической нестабильностью. Отсутствие активов в США защищает ее от прямого влияния изменений американской торговой политики – редкое преимущество в условиях растущего геополитического напряжения.

Более того, годы недопуска на американский рынок заставили BYD активно развиваться в других регионах. Компания успешно вышла на рынки Европы, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, где политические барьеры менее выражены. В 2024 году BYD уже экспортировала более 417 тысяч автомобилей и планирует удвоить этот показатель к концу года.

Tesla, однако, находится под давлением прямо с нескольких сторон. Ее значительная зависимость от китайского рынка – второго по величине после США – делает компанию уязвимой к политическим изменениям. В условиях роста националистических настроений в Китае бойкоты иностранных брендов могут быть быстрыми и эффективными. В марте продажи электромобилей Tesla, произведенных в Китае, упали на 11,5%, в то время как BYD продемонстрировала аналогичный рост.

Европейский рынок, ранее являвшийся стратегическим убежищем для Tesla, также демонстрирует признаки изменения. Если Европейский Союз введет симметричные пошлины в ответ на американские меры, компания может оказаться под двойным ударом. Часть моделей высшего сегмента, в частности Model X, все еще производятся в США и имеют высокий уровень локализации, что усугубляет риски.

В первом квартале текущего года продажи Tesla в Европе резко упали, в том числе во Франции и Швеции снижение превысило 40%. В то же время, продажи BYD в регионе выросли, а поставки в Великобританию увеличились более чем в семь раз – благодаря популярности модели Seal, электроседана по цене около 56,6 тысяч долларов.

Финансовые показатели также свидетельствуют об изменении лидерства. К концу 2023 года валовая маржа Tesla в автомобильном сегменте снизилась до 13,6%, что меньше половины пикового уровня 2022 года. У BYD этот показатель составлял 22,3%. Несмотря на глобальную узнаваемость, Tesla уступает по ключевым бизнес-метрикам: объемам продаж, доходности и динамике роста.

Аналитики также отмечают контраст между лидерами компаний. Илон Маск часто становится фигурантом политических новостей, в то время как основатель BYD Ван Чуаньфу – сдержанный инженер с химическим образованием. Во времена, когда публичность может стать источником рисков, такое воздержание придает бренду стабильность и доверие.

По оценке Financial Times, ситуация с Tesla и BYD иллюстрирует более широкое явление – непредсказуемые последствия протекционистской политики. По мере того как торговые барьеры становятся рычагом экономической стратегии США, американские компании рискуют оказаться в ловушке собственных регуляторных решений. И пока США пытаются навязать свою экономическую логику мира, иностранные конкуренты, такие как BYD, успешно адаптируются к новым условиям и используют эти ограничения в свою пользу.

Напомним, Трамп заявил, что за саботаж по отношению к компании Tesla людям будет грозить до 20 лет заключения.

Источник материала
loader
loader