/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2Fde6b592d733f46466746ed353a506324.jpg)
Трамп плохой переговорщик, а соглашение об ископаемых абсурдно, — экономист Тимоти Эш о пошлинах США, войне с Путиным и будущем ЕС
Эксперт не уверен, что Трамп имеет рычаги влияния на Москву.
Одновременно с тем, как президент США Дональд Трамп то вводит, то отменяет пошлины против товаров из стран по всему миру, Вашингтон работает с Киевом по так называемому "соглашению об ископаемых". Документ может кардинально изменить экономическую динамику между двумя странами, предоставляя США привилегированный доступ к украинским стратегическим ресурсам.
Чего на самом деле добиваются США, каковы последствия экономической политики Трампа, и пострадает ли от американского санкционного давления Кремль?
Об этом и другом в интервью "Телеграфу" рассказал Тимоти Эш – эксперт британского Королевского института международных отношений, больше известного как Chatham House. Эш работает профессиональным экономистом более 30 лет, из которых 20 лет – в банковском секторе.
Европа не захочет раздражать Китай
— Сразу хочу спросить по тарифам Трампа и вызванной ими ситуации на фондовых рынках. Чего ждать дальше? Кто в этой ситуации лузер, а кто победитель?
— Думаю, установленная универсальная пошлина в 10% для всех стран останется в силе. Но очевидно, что главная цель во всем этом – Китай.
Пекин повысил тарифы на товары из США до 125%. Соответствующие тарифы Штатов сейчас на уровне 145%.
Интересно, что китайцы в некотором смысле предложили возможность отступления. Они намекнули, что тарифы настолько высоки, что уже нет смысла реагировать на "глупую политику Трампа", да? То есть дали понять, что, вероятно, больше не будут эскалировать ситуацию, ведь когда тарифы на уровне 125%, американский экспорт в Китай и так становится неконкурентоспособным. Так что посмотрим, что сделает Трамп сейчас.
Захочет ли он снова повысить ставки? Примет ли этот путь отступления от Китая? Возможно, примет и представит это как победу. Но в итоге у нас есть гигантские тарифы с обеих сторон. Так можно ли это назвать переговорами? Я не уверен. Многие в США считают Китай врагом, так что это не переговоры по принципу "win-win".
Для многих в американской администрации это игра с нулевой суммой, где они действительно хотят нанести Китаю ущерб экономически — потому что считают это гегемоническим противостоянием между США и Поднебесной.
Что бы ни произошло, я думаю, что конечный результат — это снижение глобального экономического роста, рост инфляции, больше бедности, снижение уровня жизни, больше неравенства. Это не поможет ни мировой экономике, ни людям. И это выглядит очень печальной последовательностью событий.
— Китай предложил Европейскому Союзу объединить усилия, чтобы защитить свои интересы от действий США. Насколько возможен такой альянс? Для ЕС это кажется довольно опасным шагом.
— Это действительно интересно. Американцы надеются — по крайней мере, такой месседж поступает из Белого дома — что, европейцы, которые будут вынуждены платить лишь 10% тарифа, отблагодарят за такую щедрость и поддержат США в противостоянии с Китаем. Но я не уверен, что Европа этого действительно хочет.
В общем, Европа не любит торговые войны. Ее интересы существенно отличаются от американских. США могут считать Китай экзистенциальной угрозой, приоритетной внешнеполитической проблемой. Но я не думаю, что Европа видит это так же.
Для Европы главной угрозой является Россия, а не Китай. И, собственно, союз Европы с США против Китая может означать, что Пекин увеличит поддержку Москвы в войне против Украины, да?
Думаю, Европа будет пытаться выражать Трампу теплые слова, но в то же время попытается не раздражать Китай и избегать втягивания в широкую торговую войну.
Интересно, что Трамп последние три месяца только и делал, что унижал своих союзников, в частности, европейских. А теперь он хочет, чтобы эти союзники помогли ему с китайцами. Я думаю, европейцы сейчас спрашивают себя: "А почему мы должны помогать тебе, если ты не ведешь себя как наш союзник?" Поэтому я не думаю, что Европа окажет Трампу какие-то услуги.
Трамп видит Украину слабой
— В то же время, во время переговоров между США и Россией уже Кремль давил на Трампа с требованием ослабить санкции. Как думаете, пойдет ли он на уступки Путину? И чего следует ожидать от этих переговоров в дальнейшем?
— К сожалению, реальность такова, что Трампу, кажется, безразлична Украина. Для него и для многих в его администрации главная цель – это Китай. И, мне кажется, Трамп действительно хочет нормализовать отношения с Россией.
Украина в этом контексте – это своего рода неудобство. Он видит Украину слабой, а Путина сильным. И считает, что может заставить Украину пойти на уступки, отдать Путину то, чего тот хочет, чтобы заключить большое соглашение между США и Россией, опять же, против Китая.
Вы проделали невероятную работу, три года отражая российскую агрессию. Надеемся, что Европа продолжит поддержку, чтобы вы могли защищаться в дальнейшем.
Но возвращаясь к вашему вопросу: вероятно, что Трамп попытается ослабить санкции. Кстати, если посмотреть на новые тарифы, то Россия не входит в список стран, на которые налагается 10% пошлина — и это, безусловно, уступка со стороны администрации Трампа.
Но, пожалуй, самый большой вызов теперь предстает перед Европой. Если американцы отменят санкции, что будет делать ЕС? Сохранится ли европейское единство? Очевидно, что в Венгрии или Словакии лидеры более благосклонны к Путину. Возможно, на отдельные страны ЕС будут давить. Но даже если единство ЕС посыпится, то отдельные страны и важные экономики мира – Германия, Франция, Великобритания – могут действовать сообща.
Будем надеяться, что именно так и будет.
— Возможен ли сценарий, что Трамп в какой-то момент потеряет терпение относительно Путина и все же введет пошлины или новые санкции против российской нефти и газа, как он ранее обещал?
— Гипотетически возможно, но все его действия до сих пор говорят о том, что он не хочет этого делать. Он не видит Путина как угрозу. Если послушать, например, Фиону Хилл, работавшую в его первой администрации (на должности заместителя помощника президента США — Ред. ), то она говорит, что Трамп просто стремился нравиться Путину.
Поэтому, думаю, что введение таких пошлин очень маловероятно. Такова реальность. Это администрация Трампа, которая, кажется, хочет быть друзьями с Россией. Посмотрите хотя бы на заявления Стива Уиткоффа – он принимает российский императив. Это, конечно, очень обидно для Украины.
"Мы держим российские деньги в банках и ничего с ними не делаем"
— Вы упомянули о Европе — согласятся ли европейские страны наконец-то конфисковать замороженные российские активы? Это ведь действительно мощный инструмент.
— К сожалению, было потрачено очень много времени. Прошло около трех лет с момента заморозки этих активов. Было много промедлений, оправданий, чтобы не конфисковать их.
Сейчас приближается дедлайн — в июле истекает срок действия санкций ЕС. Если Венгрия и Словакия заблокируют их продление, Россия сможет снова получить доступ к своим активам. А ведь мы уже имеем механизм ERA (план стран G7 по предоставлению Украине примерно $50 миллиардов в виде кредитов, которые будут погашаться за счет прибыли от замороженных российских активов — Ред.).
Если активы вернутся в Россию, то ответственность за эти 50 миллиардов ложится на страны "Большой семерки". Это просто абсурд, если подумать. Думаю, на июльской встрече ЕС будет определенное давление, чтобы найти решение.
Это невероятно: мы держим эти российские деньги в наших банках и ничего с ними не делаем. Вместо этого правительства на Западе предпочитают использовать деньги налогоплательщиков на помощь Украине. Лидеры как Макрон и Шольц препятствовали тому, чтобы эти активы были заморожены, изъяты и переданы Киеву.
— Упущенная возможность, чтобы укрепить украинскую оборону и другие отрасли.
— Абсолютно.
— В продолжение разговора о европейцах. Есть ли шансы у европейской "коалиции желающих" добиться успеха в разработке реальных гарантий безопасности для Украины в случае прекращения огня? Ведь, судя по заявлениям Кремля, они не согласятся на присутствие какого-либо международного контингента на украинской земле.
— Я думаю, что лучшая безопасность для Украины — это ее собственная оборона. И поставки Украине оружия, чтобы она могла себя защищать. Украина уже доказала, что более чем способна сдерживать Россию. Поэтому прежде всего Европа должна работать над тем, чтобы Киев получил как можно больше возможностей.
Очевидно, сейчас большое внимание уделяется идее сил сдерживания. Но печальная реальность состоит в том, что без США Франции и Великобритании будет трудно выставить достаточно войск, чтобы это действительно имело эффект. Турция может стать геймчейнджером. Она имеет самую большую постоянную армию в Европе — почти 400 тысяч солдат. Это может изменить ситуацию. Я недавно был в Турции. Как понимаю, турки могут быть готовы сделать это.
Но даже если у нас нет достаточно солдат, у нас есть другие сильные стороны — воздушное прикрытие. Воздушная мощь без американцев все еще достаточно значительна.
Но, в конце концов, придется дождаться, как будут идти переговоры по прекращению огня. Хотя, по моему мнению, они вряд ли дадут результат просто потому, что Трамп — плохой переговорщик, не так ли? У него были рычаги влияния на Путина, которых он лишился. Теперь Путин считает, что сможет получить еще больше, поэтому на самом деле не настроен прекращать войну. Думаю, что Украина также не хочет подписывать соглашение о прекращении огня, в котором она ничего не получит.
В том же "соглашении об ископаемых" нет ничего для Украины. Почему она должна на это соглашаться? Украине нужна безопасность, чтобы иметь возможность развиваться экономически. Ключевое: не будет никаких инвестиций без гарантий безопасности.
Во всяком случае, думаю, что Великобритания и Франция настроены серьезно. Но первая линия обороны, к сожалению, это Украина. Мы должны поставлять вам как можно больше вооружения.
Формируется увлекательный контекст. Очевидно, что американцы хотят отдалиться и улучшить отношения с Россией. Украина и Европа борются. У Европы есть финансы, чтобы поддержать Украину, но нет военно-промышленного комплекса, чтобы произвести это. Поэтому нам нужно покупать вооружение у американцев.
Таким образом, мы тянем время, чтобы позволить Украине и Европе восстановить свою способность производить оружие, чтобы защитить себя.
— Евросоюз как раз представил очень амбициозный план перевооружения. Удастся ли воплотить его?
— Это долгосрочный план. Если мы говорим о военно-промышленном комплексе, это программа на пять-десять лет. Но, к сожалению, угроза со стороны России уже сейчас. И у нас есть проблема со временем: нам нужно продержаться достаточно долго, чтобы развить собственные оборонительные способности.
Украина выигрывает для Европы время кровью. Это грустная реальность.
Я действительно надеюсь, что удастся воплотить план в жизнь. Но сейчас мы в очень опасной ситуации.
Американские компании не придут в Украину без гарантий безопасности
— Вы также сегодня упоминали о "соглашении об ископаемых", которое планировали подписать США и Украина. Знаю, что вы достаточно критично к нему относитесь. Так в чем риск?
— Риск в том, что Украина отдает свое экономическое будущее в обмен на полное отсутствие гарантий безопасности. Если почитать документ, американцы получают все. Но не предоставляют ничего конкретного.
Но, в конце концов, Украина — часть Европы. И, насколько я знаю, украинские чиновники уже заявляли, что не могут подписать соглашение, которое в итоге подорвет европейскую интеграцию. К тому же соглашение охватывает многие месторождения, которые уже находятся в государственной собственности.
Это просто дурацкий документ. Его уже назвали вымогательством, и действительно, американцы пытаются воспользоваться тем, что воспринимают как украинскую слабость.
Эта идея, которую продвигает Трамп — что якобы сам факт подписания соглашения и предположение, что американские компании придут в Украину, автоматически создает какую-то безопасность — это абсурд. Американские компании не придут в Украину без реальных гарантий безопасности.
И, что важно — американские компании работали в Украине последние 30 лет. Они были здесь в 2014-м, когда Россия аннексировала Крым и вторглась на Донбасс. Они были здесь и в 2022 году, когда началось полномасштабное вторжение. И это не остановило Россию.
— Выглядит так, что у команды Трампа просто нет другого плана по Украине.
— Предложение [по ископаемым], кажется, поступило с украинской стороны.
Но Украина как будто потеряла контроль над процессом. Думаю, украинцы надеялись предоставить экономические уступки США в обмен на гарантии безопасности. Американцы же просто отвергли любую готовность предоставлять гарантии, и захотели лишь минералы. Это абсурдный план и выглядит так, будто американцы ведут себя как колониальные эксплуататоры.
Я был бы очень удивлен, если бы Украина подписала это. Это совершенно невыгодно для вас.
Напомним, ранее геолог рассказал "Телеграфу", какие украинские недра нужны США и для чего их можно использовать.

