/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2F5e6cea3ff80f5daa4ee1982820b34d6f.jpg)
Президент США не враг Украины, он делает все, чтобы закончить войну, — интервью с духовником Трампа
Пастор Бернс отмечает важность духовной дипломатии.
Марк Бернс — известный в США пастор-евангелист, которого журнал Time в свое время назвал "топ-пастором Дональда Трампа". В апреле по приглашению главного раввина Украины Моше Асмана Бернс впервые посетил Украину, где на собственные глаза увидел последствия российской агрессии в Буче, Ирпене, Бородянке и Кривом Роге.
В интервью "Телеграфу" пастор рассказал, как поездка развеяла его ложные представления об украинцах и войне, и какую роль играет духовная дипломатия.
"Я верил в фейковые нарративы об Украине"
— Пастор Бернс, изменили ли поездки непосредственно в пострадавшие от войны города ваше видение и понимание того, что на самом деле происходит в Украине?
— Фейковые новости очень хорошо справляются с тем, чтобы навязывать лживую риторику американскому народу — и это происходит как со стороны левых, так и со стороны правых.
Было время, когда журналистика заключалась в том, чтобы сообщать правду. Но сейчас многие журналисты, по моему мнению, по сути, являются внутренними и внешними террористами, ведь они продвигают нарративы, которые могут нанести большой вред невиновным людям.
Сейчас президент Трамп является мишенью фейковых новостей — и так было последние десять лет. Я был с ним до того, как он объявил, что собирается баллотироваться в президенты [в 2016 году], и собственными глазами видел, как левые в Америке изображали его расистом и человеком, который не заботится о людях. Это совсем не так.
То же случилось со мной. Фейковые новости и СМИ мастерски создают фальшивые нарративы, и они делали это в отношении Украины. Долгое время все, что я знал о вашей стране, — нарратив о том, что в Украине якобы полно неонацистов, что люди — расисты, ненавидят церкви, не разрешают религиозную свободу, и что полно коррупции.
Сейчас я не говорю о правительстве Украины – я оставлю это профессионалам. Я говорю о народе. И вы совсем не такие, как вас описывают. Я увидел обычных людей, ставших мишенью Путина и российской армии. В это время мое сердце стало существенно меняться.
Солдаты, которые находятся на передовой, сказали мне: "Нам не нужны американские деньги. Мы просто хотим оружие, чтобы защитить себя. Мы сами купим себе оружие, но мы просто хотим иметь возможность защищать себя. Но важнее оружия мы хотим мира".
Это было послание этих солдат и некоторых ваших высокопоставленных генералов, с которыми я встречался. Все они повторяют то же самое.
Потому что дело не в том, чтобы быть за или против Зеленского. Дело не в том, считаете ли вы, что Зеленский проявил неуважение к Овальному кабинету, или считаете, что Трамп устроил ему засаду. Для меня это не имеет значения. Я решительный MAGA-сторонник президента Трампа. Я решительный сторонник политики "Америка превыше всего". Мое мнение по этому поводу не изменилось.
Я верю, что Бог назначил меня поддерживать повестку дня президента Трампа. И продвигать то, что Бог поручил ему делать в Америке и во всем мире.
Пребывание в Украине позволило мне отсеять шум фейковых СМИ, которые опять-таки пытаются изобразить украинцев коррумпированными, расистскими, неонацистскими симпатиками. Именно такие вещи мы слышим о вас из новостей в Америке. И те из нас, кто принадлежит к консервативным правым.
Очень легко выступать против поддержки Украины, когда тебе кажется, что украинцы не разрешают свободу вероисповедания или поддерживают антисемитизм. Мне надо было увидеть реальную ситуацию собственными глазами. Украина — суверенное государство. И украинцы хотят мира даже больше, чем оружия. Это действительно важно.
"Президент Трамп — не враг для Украины"
— Говорили ли вы с президентом Трампом о своей поездке в Украину? А если нет – планируете?
— Я уже общался с наивысшим уровнем правительства здесь, в Америке. Я рассказал о том, что увидел на местах в Украине, и пытался изобразить гуманитарную картину. Опять же, у меня нет доступа ко всей информации, которой владеет президент или его спецпредставители и советники. Это не моя роль.
Моя роль — показать миру, что в Украине мирные, невинные люди. Так же, как Бог в свое время сказал мне показать миру, что Дональд Трамп — не расист, даже если в 2015 году быть темнокожим республиканцем и поддерживать его было очень непопулярно.
И так же, как тогда было непопулярно поддерживать Трампа, сегодня может быть непопулярно поддерживать Украину. Ведь образ президента Зеленского в Америке не слишком положительный. Так же, как я понимаю, [в Украине] многие люди не любят президента Трампа. Но причина этого — фейковые новости с обеих сторон.
Моя цель прорваться сквозь этот информационный шум и напомнить людям: президент Трамп не начинал эту войну. Он "унаследовал" ее от Байдена. И он ясно заявил, что Байден мог остановить ее, но не сделал этого.
Желание президента Трампа — найти мирное решение как можно скорее. А для этого нужно говорить со всеми вовлеченными в конфликт сторонами. Президент Трамп стал медиатором в этой ситуации, и я понимаю, что многие украинцы могут этого не понимать. Но мое послание к украинским братьям и сестрам таково: президент Трамп — не ваш враг.
— Вы упомянули о фейковых новостях, которые, по сути, промывают мозги людям. Что можно сделать, чтобы повысить осведомленность республиканских политиков, публичных лиц и лидеров мнений о реальной ситуации в Украине? Должны ли они следовать вашему примеру и приехать сюда?
— Сейчас мы все чаще проводим разговоры. Я использую ту платформу, которую дал мне Бог. Ведь в конце концов я служу Богу Авраама, Исаака и Иакова через его сына Иисуса, Мессию. Моя верность Конституции Соединенных Штатов Америки – на втором месте после этого. Я должен делать то, что правильно, а не то, что популярно.
Никто мне не платит за это. Я не лоббист. Я не представляю ни одно правительство. Для меня это похоже на то, что делали миротворцы типа Папы Римского или епископа Десмонда Туту — они продвигали идею мира.
Я был в Украине, я постоянно получаю сообщения оттуда. Я общался с людьми, которые были непосредственно на службе в церкви, когда произошел обстрел. И в то же время в Америке есть те, кто говорит: "Это просто пропаганда. Это украинцы обстреляли самих себя. Это операция под чужим флагом".
И меня это злит — когда люди повторяют то, что придумывают конспирологи в Reddit или Telegram, которые распространяют фальшивые нарративы.
Россия напала на Украину. Украина, насколько я понимаю, не нападала на Россию. Я верю в это на основе своего общения с людьми на местах и с высоким военным руководством. Я не имею доступа ко всей разведке, которой владеет президент Трамп. Но украинские генералы четко дали понять: больше боеприпасов они хотят мира. Они не начинали эту войну.
Я здесь не для того, чтобы спорить о политике. Я здесь, чтобы привлечь внимание к тому, что гибнут невинные люди. На Вербное воскресенье [в Сумах] погибли 34 человека. Двое из них – дети. Это подлинный терроризм. И мы должны называть вещи своими именами – это терроризм. Для меня это не отличается от ситуации, когда кто-то прикрепляет к себе бомбу, заходит в ресторан и взрывает себя.
Именно это делает Путин, когда позволяет своим войскам обстреливать не военные объекты, а церкви и рынки, когда люди просто идут на службу или праздновать начало Страстной недели – самой святой недели в нашей христианской вере. Делать это намеренно – это мощный сигнал для меня и для всего мира.
В такие моменты политика отходит на задний план — на первое место выходит человечность. Мною руководит и направляет Слово Божье — 66 книг от Бытия до Откровения. Именно оттуда происходит мой образ мышления. Идеален ли я? Совсем нет.
Безгрешен ли я? Совершенно нет. Я виноват в своей греховной природе. Но Бог видит дальше, чем ошибки Марка Бернса и мои прошлые падения – он видит мои нужды.
Бог дал мне эту международную платформу, чтобы нести мир, привлекать внимание. Как мы это сделаем? Будем проводить еще больше таких разговоров. И будем призывать людей ехать в Украину, увидеть все своими глазами.
Это не о демократах или республиканцах. Войны продолжаются во многих уголках мира и сейчас нам нужны те, кто готов выступить за правильное, а не просто за то, что выгодно.
"Трамп делает все, что в его силах, чтобы остановить эту войну"
— Какова роль духовной дипломатии в такие времена? Я видела ваши сообщения о поездке в Украину с фотографиями под хештегом #spiritualdiplomat. Могли бы вы рассказать, что это значит?
— Безусловно. В каждой стране — независимо от того, является ли она дружественной или враждебной — есть духовные лидеры, которые руководствуются своей верой, так же как и я. В каждом государстве есть духовные авторитеты — индуисты, буддисты, христиане, мусульмане, сикхи и другие — которые стоят на общих ценностях: мир, благополучие, ненасилие и диалог. Во всем мире существуют другие версии меня, близкие к правительству или руководству своей страны.
Это своего рода тихая дипломатия, которая происходит постоянно. И это не о политике. Это о человечности и гуманитарном стремлении к миру. Смотреть на моих братьев и сестер — независимо от цвета кожи, расы, религии или страны, из которой они происходят — и знать, что это человек, который хочет жить.
Мы можем не соглашаться во многих вещах, но должны общаться друг с другом как люди, с уважением, и искать общее — а общее это мир, ненасилие, благополучие и доброжелательность между всеми. Это дает таким людям, как я, возможность общаться с другими духовными лидерами и видеть, что на самом деле происходит на местах, без шума фейковых новостей.
Главный раввин Украины Моше Асман пригласил меня в Украину. Духовная дипломатия означает, что мы больше ориентируемся на нашу веру, чем на наши политические партии. Я говорю от имени Марка Бернса. Не от имени президента, не от имени Белого дома. Моя позиция четкая и хорошо известна. И моя молитва — чтобы Святой Дух, Рука Божья, которая уже дважды защищала президента Трампа от покушений, и дальше направляла его.
И я могу сказать вам из первых уст: он делает все, что в его силах, чтобы остановить эту войну. Мне безразлично, что говорят фейковые новости. И я продолжаю повторять своим украинским братьям и сестрам: больше всего президент Трамп хочет мира.
"Многие люди используют религию как оправдание для злых поступков"
— Знаете, что меня шокирует? Например, в прошлом году Российкая православная церковь (РПЦ) объявила войну России против Украины "священной". Кажется, что Россия использует религию как прикрытие и оправдание своих зверств. Это не имеет ничего общего с верой в Бога. Что вы думаете об этом?
— Очень многие используют веру как повод для того, чтобы совершать зло против невинных. Посмотрите на тех, кто призывает к джихаду, на ИГИЛ и другие террористические организации, насильно навязывающие людям свою систему религиозных убеждений, не оставляя им выбора. Если ты не подчиняешься — тебя либо убьют, либо лишат прав.
То же самое мы видели в Америке, когда белые южане оправдывали рабство Ветхим Заветом и Библией. Ку-клукс-клан много раз цитировал гнев Божий, используя Священное Писание как оправдание для того, чтобы вешать чернокожих на деревьях.
Вспомним первый и второй крестовые походы: Папа Римский обещал отпущение грехов каждому, кто будет убивать мусульман. Это то же самое, что, насколько я знаю, сейчас делает Российская православная церковь. Это не свято. Это не воля Божия.
И для меня это новая информация, которую я узнаю. Если это так, я открыто осуждаю то, что они делают. Это не имеет ничего общего с Богом.
— Россия вливает большие средства в распространение фейков об украинских церквях и так называемых нападках на религию. Но, насколько я понимаю, во время визита в Украину вы собственными глазами увидели, что эти утверждения не соответствуют действительности.
— Я хочу быть честным и точным. Люди пытаются сообщить мне о проблемах, связанных с Украинской православной церковью, я исследую эту тему и надеюсь, что это все же неправда.
Каждый человек должен иметь право свободно исповедовать свою веру. И я готов бороться за это право для любого. Даже если я не согласен с вами теологически, я все равно буду бороться за ваше право молиться в мире. И я верю, что именно этого желает от нас Бог.
Я готов говорить с кем-либо, кто имеет искреннее желание достичь мира и благосостояния, а не продвигать политическую пропаганду.
Я приехал по приглашению главного раввина Асмана, который искренне любит Украину. Это миролюбивый человек, который руководит замечательной синагогой в Киеве. Его стремление — видеть людей свободными.
Духовные дипломаты, как я, имеют возможность общаться друг с другом, отбрасывая фейковые нарративы, и начинать рассказывать миру, что на самом деле происходит.
Для меня это прежде всего о прославлении Иисуса. Для других — это может быть о пророке Мухаммеде или ком-то другом. Во что бы они ни верили — это их право. Я же проповедую любовь Иисуса Христа. И это не имеет границ — ни расовых, ни религиозных, ни национальных.
Я здесь, чтобы поддержать свободный и невинный народ Украины. И молюсь, чтобы эта злая война как можно скорее завершилась.

