Банкиры прогнозируют рост потребительского кредитования
Банкиры прогнозируют рост потребительского кредитования

Банкиры прогнозируют рост потребительского кредитования

Банкиры полагают, что в текущем году розничное кредитование вырастет на 20%.

В чем причины, как развивается рынок сейчас и как изменятся ставки в ближайшее время?.

Украинцы берут больше кредитов.

Несмотря на войну, рынок потребительского кредитования демонстрирует рост.

Только кэш-кредитов (без учета рассрочек, кредитных карт и т.

п.) ведущие игроки рынка выдали около 2,5 млрд грн в марте текущего года.

Два украинских банка - Приват.

Банк и ПУМБ выдают новые потребительские кредиты ежемесячно более чем на 1 млрд грн.

Среди активных игроков рынка также можно назвать Идея Банк, А-Банк, Сэнс Банк, ТАСкомбанк.

По словам директора по развитию розничного и микробизнеса ТАСкомбанка Александра Репяха, ОТП Банк стабильно выдает более 200 млн грн в месяц.

Идея Банк активен, группа ТАС тоже.

Райффайзен Банк больше ориентирован на кредитование собственных зарплатных клиентов и открытый рынок фактически не кредитует.

Но с учетом того, что у них до миллиона зарплатных клиентов, им хватает своей базы.

Средний чек в банке в оффлайн-канале составляет 90-100 тыс.

грн, что является хорошим показателем на рынке.

По словам Репяха, в онлайн средний чек составляет около 20 тыс.

У ПУМБ средний чек – около 15 тыс.

грн, в Райффайзен Банке – до 40 тыс.

В ОТП Банке также фиксируют увеличение средних сумм кредитов.

“Если до полномасштабного вторжения клиент мог закрыть потребность в ремонте в среднем за 200 тыс.

грн, то сейчас эти суммы выросли в 2-2,5 раза”,- рассказал начальник управления развития карточного бизнеса и перекрестных продаж ОТП Банка Евгений Грубый в комментарии “Финансовому клубу”.

В то же время рост курса евро немного замедлил кредитование.

Валютный курс является одним из факторов, влияющих на желание заемщиков брать новые кредиты.

По словам Репяха, апрель демонстрирует замедление темпов кредитования, потому что люди выжидают.

Видим, что активно продают доллар и покупают евро, вкладывая средства в срочные депозиты.

По его мнению, эта ситуация стабилизируется в начале мая.

В ОТП Банке подтверждают, что валютный курс оказывает влияние на поведение клиентов.

“Если отвечать на прямой вопрос, как влияет внешний мир на нас, то влияют и курс, и война, и реакция клиентов на другие события”, - отметил Грубый.

Однако, несмотря на это влияние, банкам удается выдавать больше кредитов.

По словам банкира, в апреле мы видим значительный прирост.

Это результат развития продуктов и каналов, особенно digital-направления.

В этом месяце мы видим достаточно сильный всплеск потребительского кредитования по этому каналу.

По его оценкам, прирост в апреле в разы больше, чем в предыдущие месяцы.

Почему рынок кредитования будет расти?.

По мнению банкиров, рынок розничного кредитования в Украине продолжит рост благодаря высокому спросу на финансирование повседневных потребностей и инфляционному давлению.

“Если добавить другие кредитные продукты, то объемы могут достигать 5 млрд грн или больше ежемесячно.

Если ситуация будет оставаться стабильной, рынок будет постепенно расти.

Потребности клиентов не исчезают: люди покупают недвижимость, ремонтируют жилье, покупают подержанные автомобили.

Инфляция дополнительно подталкивает спрос”,- отметил Репях.

Оптимистические прогнозы подтверждают и в ОТП Банке.

“За первые два месяца 2025 г.

рабочий портфель банков прирос более чем на 9 млрд грн, что составляет около 3,5-4% от объема рынка.

Мы ожидаем, что общий рост в 2025 г.

составит 10-20%”, – рассказал Грубый.

По его словам, возможность банков увеличивать объемы потребительского кредитования напрямую зависит от способности привлекать новых клиентов – это усиливает конкуренцию на рынке.

Все зависит от количества клиентов, которых вы имеете и можете кредитовать: чем их меньше, тем меньше ваши возможности, чем их больше, тем выше ваши возможности.

Поэтому мы активно работаем над расширением базы, чтобы ежемесячно иметь достаточное количество клиентов и удовлетворять их потребности.

Кредитные ставки вырастут к концу года.

По прогнозам банкиров, в текущем году стоимость потребительских кредитов в Украине будет оставаться высокой, но возможно некоторое колебание ставок по отдельным продуктам.

По словам Репяха, сейчас рынок кэш-кредитования работает преимущественно в формате ежемесячных комиссий – их средний размер составляет около 3%.

“Мы работаем с ежемесячной комиссией от 2,5% до 6,9%.

Эффективная реальная годовая ставка – от 54%, – отметил он.

– В ОТП Банке, например, эффективная ставка стартует от 41%, и ежемесячная комиссия отсутствует.

Большинство банков, включая Райффайзен Банк, ПУМБ и Идея Банк работают с ежемесячнымикомиссиями”, - говорит он.

Реальные ставки по кредитным картам на рынке колеблются в среднем от 55% до 75% годовых.

В ОТП Банке считают, что в отдельных сегментах возможно даже снижение ставок.

Банки хотят кредитовать подержанные автомобили.

Кредитование подержанныхавтомобилей имеет значительный потенциал для развития в Украине.

По словам Грубого, несмотря на то, что рынок новых автомобилей растет, возможности кредитования там остаются ограниченными.

В то же время рынок подержанных автомобилей имеет гораздо больший объем.

По словам Репяха, в прошлом году в Украине было осуществлено 142 тыс.

первичных регистраций транспортных средств.

Объемы продаж подержанных автомобилей выше, чем новых.

И, работая с потребностью клиента в покупке подержанного автомобиля, мы получаем большую базу клиентов с потребностями, чем в сегменте новых авто.

Больше склоняемся к тому, что в кредитовании подержанных автомобилей есть потенциал, и мы его развиваем и наращиваем.

Из тех приростов, которые мы показываем каждый месяц, значительная часть – это целевое кредитование подержанных автомобилей.

Онлайн-займы становятся популярными.

Онлайн-каналы оформления кредитов становятся все более популярными среди украинских потребителей, постепенно вытесняя традиционное банковское обслуживание в отделениях.

В ОТП Банке отмечают, что цифровые продажи уже преобладают над классическими.

В топовых категориях кредитных продуктов доля digital-продаж достигает 60-65%.

Если говорить о депозитах, то доля онлайн-оформления вообще превышает 80-85%.

По словам Грубого, клиенты все меньше хотят тратить время на посещение банка.

В ТАСкомбанке также фиксируют рост онлайн-кредитования.

По словам Репяха, социальные сети – один из основных каналов привлечения новых клиентов.

В приложение приходит сообщение: “Возьми кредит”.

Взял кредит и не нужно идтив отделение.

Это улучшает клиентский опыт и удешевляет для банка стоимость этого кредита.

Виктория Хаджирадева.

Теги по теме
Банк кредит
Источник материала
loader
loader