/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F64%2Fe7651c3c444e353c727a0f55894988f7.jpg)
Мистический и неизведанный Арсенал: какие секреты скрывает Киевская крепость
В здании бывшего Киевского арсенала впервые прошли театрализованные экскурсии, посвященные истории этого военного объекта в ХVIII-ХІХ веках. Мероприятие организовало творческое объединение "Ночь в университете".Во время экскурсии зрители побывали в воссозданных локациях того времени: мастерских, учебной комнате, инспекционном кабинете, квартире кантонистов. Эти кабинеты были воспроизведены на основе архивных документов, в частности, дел Киевского арсенала 1830-1860 годов, которые ранее не публиковались. Во время экскурсии рассказывали о господствовавшем тогда внутреннем распорядке. Также о повседневной жизни мастеров и солдат, а еще были озвучены малоизвестные факты о похищенных вещах или попытках саботажа.Корреспондентка Gazeta.ua побывала на экскурсии, а также пообщалась с организаторами и сценаристами проекта.Массивное здание Киевского Арсенала видно издалека. Толстые желтоватые стены, арочные окна. Несмотря на то, что на улице еще светло - в середине уже полумрак. Перед входом ждет мужчина в темно-зеленом мундире с золотыми пуговицами и красной лентой на фуражке. Это не гид, а настоящий мастер Киевского Арсенала.- А кто мне поведает, что же было на месте Непременного Арсенала раньше?, - спрашивает у слушателей экскурсовод Владислав Грищенко. Он держит в руке металлический фонарь с теплым огоньком.
С начала XVII века на месте Арсенала стояла одна из крупнейших обителей в Киеве - Вознесенский женский монастырь. Его построила Мария Магдалина (Мазепина) - мать гетмана Ивана Мазепы, которая была настоятельницей монастыря в 1688-1707 годах. В 1701-1705-х на средства Марии Магдалины на месте деревянной Вознесенской церкви возводят монументальный каменный пятибанный собор с тремя престолами и колокольней, а также отдельную церковь Покрова Богородицы.В 1706 году царь Петр I предписывает соорудить в Киеве величественную крепость. Поэтому уже после смерти Марии Магдалины, поражения гетмана Ивана Мазепы и эпидемии в 1710-1711 годах, монахинь Вознесенского женского монастыря переводят во Флоровский монастырь на Подоле. - Монастырь пустует, а Вознесенский собор служит приходской церковью для жителей Печерска и солдат на службе, - продолжает гид. - В 1750 году императрица Елизавета издает указ о сооружении на этом месте большого артиллерийского магазина. Сначала планировали строить деревянные помещения в которых хранили бы всю артиллерию, находящуюся на Печерске. Однако дерево легко загорается, и уже в 1783 году начинается история каменного Киевского арсенала.Здание, известное сегодня как Киевский Арсенал, построено в начале XIX века как Непременный Арсенал - центральное военное предприятие в Киеве. Название "непременный" подчеркивало его особый статус: арсенал должен постоянно поддерживать боеспособность гарнизона, обеспечивая ремонт, изготовление и хранение вооружения. Это было одно из ключевых звеньев в военной инфраструктуре Киевской крепости. Киевский Арсенал - это большой каменный комплекс в форме замкнутого прямоугольника с внутренним двором. Спроектирован в стиле классицизма. Фасады симметричны, с рядами арочных окон. Внутри - залы с высокими потолками, кирпичными колоннами и широкими проходами, которые создавали пространство для перемещения военной техники и хранения боеприпасов. Внутренний двор служил рабочей зоной, открытой площадкой для обучения, ремонта и маневрирования.Организационной частью "Ночи в Киевском Арсенале" занимается менеджер по партнерствам и коммуникациям творческого объединения "Ночь в Университете" Александра Иванова. Она встречает у регистрационного стола, координирует актеров и параллельно следит, успела ли каждая группа на свою локацию, а также готовится к роли монахини в одной из сцен. Несмотря на суету, находит несколько минут, чтобы рассказать об истории объединения и самом событии.- На этот раз я курирую все, что здесь происходит, потому что наш руководитель служит - его вызвали на задание, - объясняет она. - Нашему объединению уже почти девять лет. Мы начинали с ночных экскурсий в Красном корпусе КНУ, а со временем поняли, что Киев - это сплошная история. Так появились проекты в Софии Киевской, в Национальном художественном музее, в Лавре, в музее Второй мировой. Арсенал был нашей древней мечтой. Мы начали с ними переговоры еще в 2019-м, но ковид, война - все переносилось. И вот, наконец!
Арсенал для зрителей знаком преимущественно как художественное пространство, но его история гораздо глубже - именно поэтому команда хотела вернуть эту память городу.- Его построили еще в 1803 году как военный объект, долго остававшийся засекреченным. О нем мало говорили, мало исследовали. И вот теперь мы можем показать другую сторону этого здания. Это очень ценно - вытащить из тени вещи, которые скрывались годами.Суть проектов - не просто пересказать историю, а сделать ее ощутимой. Театрализованные экскурсии - это сочетание факта и игры, исследования и театра.- У нас всегда есть экскурсовод, который водит зрителей по маршруту. Но это не обычный гид - он часть спектакля. В Лавре это был монах, в университете - студент, здесь - военный из Арсенала. По ходу маршрута зрители попадают в минисцены, где одна за другой оживают события.Зрители не остаются в стороне - на каждой локации им предлагают взаимодействие. Кто выходит в роли часового, кто пытается заряжать ружье, кто держит плакат на протесте.Команда работает на энтузиазме, но очень серьезно относится к источникам. Над сценарием работают историки, многие из которых - выпускники или студенты исторического факультета КНУ им. Тараса Шевченко. - К Арсеналу мы готовились серьезно. Часть нашей команды работала в архивах - расшифровывали дела XIX века, связанные с этим зданием. Мы наткнулись, например, на запись, что в 1814 году на территории Арсенала забился сортир, - улыбается Александра. - И мы это рассказываем! Это мелочь, но живая. Так же - история об украденной шубе и за сколько ее продали. Такие детали не менее важны, чем большие даты.Подготовка к таким экскурсиям длится месяцами. Первый этап - архивы, концепт, тексты. Затем - репетиции, логистика, костюмы, регистрации. В подготовке принимают участие более 80 человек. Все держится преимущественно на волонтерских началах.- Мы делаем это не каждые выходные. Это не коммерческий проект. Это наша благодарность Киеву. Этот город нас вырастил, и мы хотим что-то вернуть ему в ответ, - добавляет Александра. Экскурсии проводятся бесплатно. Посетителям нужно заплатить только за входной билет в Художественный арсенал.Александр Грабарь - один из самых опытных участников "Ночи в университете". К творческому объединению он присоединился еще в 2016 году, когда проект только начинался. За восемь лет успел сыграть десятки ролей, написать сценарии для собственной локации и даже посчитал: эта экскурсия уже сорок восьмая в его опыте.- Сценарии мы обычно пишем после того, как руководитель объединения - Алексей Руденко - определит эпоху. На этот раз это был XIX век, Арсенал в 1860-х. У нас, например, локация посвящена муштре, ежегодным отчетам и приезду инспекции. Мы показываем, как солдат "чихвостили" перед руководством, как все происходило в отчетных документах, - рассказывает Грабар перед началом экскурсии. Стоит в зеленом мундире, в руке держит седую искусственную бороду. Сценарий писали на базе архивных материалов. К подготовке присоединились участники, работавшие с архивами Арсенала. Дела расшифровывали, а дальше - дело за творчеством: придумать сюжет, подобрать героев.Юмор - обязательный элемент, говорит Александр. Без него - это лишь сухой фактаж, который сложно смотреть. Сценарии он обычно пишет вместе с коллегой, подбирая персонажей не только по историческим характеристикам, но и по типажу тех, кто будет их играть.Сам Грабарь - выпускник исторического факультета КНУ им. Шевченко. Магистратуру окончил в 2020 году, но до сих пор остается частью команды. - Главное - это связь с аудиторией, - говорит Грабар. - У нас всегда есть интерактив. К примеру, сейчас ребята предупреждают: "Скоро придет генерал, отвечайте "так точно"". И вот вчера две девушки настолько вжились в роль, что отвечали мне "так точно" на каждую реплику. Владислав Грищенко проводит внутрь. В помещении прохладно, слышно эхо шагов от высоких потолков. Кирпичные стены и бетонные полы отдают холодом. Мало освещения: только фонарь в руках проводника и несколько ламп. Вдруг со скрипом открываются ворота во внутренний двор.Взволнованные монахини в длинных рясах проводят посетителей во двор и раздают в руки плакаты с надписями: "Руки прочь от святыни!", "Мазепа не позволил бы!". - Собор все время стоял, его еще Мария Магдалина построила. А они взять и снести его хотят! Застроить его тем своим арсеналом, поставить пушки, ружья, все на свете, - обращается раздраженно игуменья Марфа к посетителям, - Наши сестры здесь камень за камнем возносили, монастырь возводили, строили. Здесь их могилы! Вы хоть могилы оставьте!Первая сцена театрализованной экскурсии разворачивается на внутреннем дворе Арсенала. Здесь среди сухой травы монахини предостерегают военных от строительства военного объекта на территории монастыря. Игуменья Марфа заявляет, что Флоровский монастырь отказывается поставлять кирпич на постройку Арсенала. Тогда же военное руководство находит нового поставщика и демонстрирует проект масштабного строительства.Строительство, начатое военным инженером Карлом де Шардоном, было завершено только в 1801 году киевским купцом Михаилом Григоренко. Здание Арсенала возвели из желтого киевского кирпича без применения наружной штукатурки. Благодаря особым свойствам местной глины кирпич приобретал характерный желто-янтарный оттенок, за что современники называли Арсенал "фарфоровым".- Вознесенский женский монастырь полностью разобрали с фундаментом. Однако кирпич сохранили и использовали для постройки Арсенала, - добавляет Владислав, показывая на стены. - Так что даже сейчас в ее стенах есть кирпич, который заказывала еще Мария Магдалина-Мазепина. Помещения Арсенала делились по функциональному предназначению: мастерские для ремонта пушек и изготовления деталей, складские зоны, вспомогательные подсобки, смотровые залы, кабинеты руководства. Часть залов имела исключительно административное назначение - здесь готовили отчеты, проводили инспекции и вели документацию.По плану в левом крыле Арсенала был спроектирован большой вооруженный зал, вмещавший около 52,8 тыс. пехотных и 13 тыс. кавалерийских ружей. Более 11 тыс. пистолей и 50 тыс. сабель и палашей.Поднимаемся по лестнице и проходим в прежний склад, где хранили около 25 тыс. ружей. - Здесь проходил их осмотр и ремонт. По состоянию на июль 1811 года сообщается, что Наполеон вскоре может вторгнуться в границы империи и даже пойти на Киев. Тогда же происходит большой пожар на Подоле, когда сгорает почти вся нижняя часть города, - рассказывает гид. - Ходят слухи, что за поджогом стоят французские шпионы. На Киевщине готовится ополчение и создаются казацкие полки. Арсенал продолжает наращивать темпы производства и ремонта.Только за 1812 год в нем изготовили 134 пушки, а за время войны с Наполеоном: 434 пушки, 40 тыс. ружей и пистолей, 35 тыс. пик и сабель. Поставляют запчасти, ремонтируют поврежденные артиллерии.- Людей не хватает, поэтому на помощь Киевский магистрат отсылает 15 кузнецов и 35 молотобойцев. А все это происходит здесь, на втором этаже в мастерской. Как же это выглядело, мы с вами сейчас и узнаем на инспекции ремонтной мастерской Арсенала 1811 года, - говорит гид. В мастерской темно и нет окон. Посреди зала - рабочий стол с разными инструментами. Посетителям показывают и рассказывают об оружии, предлагают зарядить ружье и пушку.После короткой театральной сцены переходим в следующий зал - в трактир. Посетители садятся за столами на деревянных скамьях. Их угощают закусками и напитками. В непринужденной атмосфере актеры зачитывают рапорты о пьянстве, воровстве, а также о самовольном отлучении из казармы мастеркого арсенальной команды Ивана Заднепряного, производстве им в казенной мастерской изделий для частной продажи и похищении черной бараньей шубы у капитана. После сцены в трактире группа переходит в квартиру кантонистов - сыновья военных, которых в Российской империи с раннего возраста отдавали на военную подготовку. В комнате воспроизведен быт: деревянный стол, скромные личные вещи. Трое женщин и трое мужчин выпивают и обсуждают план кражи ящиков со штыками.По архивному делу 1840-х годов, военные мастера организовали вынесение складского вооружения, переодев своих жен в арсенальную форму. Они пытались вынести штыки под верхней одеждой, и именно этот эпизод разыгрывается актерами.За мастерами был строгий надзор. Частым нарушением было несоблюдение униформы.- А вот перечень наказаний был разнообразным и куда более строгим для нижних чинов. Это были и разжалование, и избиение прутьями, и шпицрутенами - длинными проволоками, а также аресты, - объясняет экскурсовод Владислав. - Что касается офицеров, то были довольно серьезные наказания - выговоры, внеочередные наряды, увольнения с должности или перевод. Далее экскурсанты попадают в учебную аудиторию, где воспроизведен процесс подготовки юношей к работе в Арсенале. Здесь демонстрируется, как проходили учения по техническим и строевым дисциплинам, какие требования предъявлялись к детям и как именно их готовили к службе.Также в документах раскрывается внутренняя структура подготовки работников. Дети могли приобщаться к учебе с трех-четырех лет, а с 12-13 - работать вместе с мастерами.Все работники, даже гражданские инженеры и архитекторы, формально считались частью военной структуры. Жили они не на территории арсенала, помещения комплекса использовались исключительно как производственные. Завершается маршрут в комнате, где актеры разыгрывают сцену проверки и зачитывания отчета. Он составлен на основе реальных архивных документов. В сцене демонстрируется, как проходила муштра, какие нарушения выявлялись во время инспекций и как формировалась официальная отчетность о деятельности арсенала.Рабочий день мастеровых арсенала сначала длился 8 часов - с 6:30 до 17:30 с часовым перерывом на обед. Однако в 1850-х годах продолжительность смены возросла до 12,5 часов: с 5:00 утра до 11:00 и после перерыва с 13:30 до 20:00. К работе нередко привлекали учеников, хотя администрация формально пыталась их ограничить. По архивным данным, условия труда были трудными, особенно на вспомогательных работах. Например, часть рабочих работала под открытым небом в любую погоду, а лесозаготовка традиционно проводилась зимой. Как следствие, в 1809 году от болезней умерло 5 рабочих, в январе 1813 заболело 28 человек, а в 1833 году - 20 мастеровых погибли от туберкулеза, лихорадки и воспалений.До 1853 года болезнь не являлась основанием для освобождения от работы. Оплата труда производилась деньгами и продуктами. Нижние чины и кантонисты получали муку и крупу. А деньгами - 5 коп. в день, то есть до одного рубля 30 коп. в месяц. Отпуска и премии рабочим выдавали, но по личному распоряжению императора.- До начала раскопок в 2005 году ходили слухи, что на территории арсенала могла быть похоронена мать Ивана Мазепы - Мария Магдалина, - рассказывает Владислав Грищенко после экскурсии. - Говорили, что ее могилу замуровали во время строительства, и что ее привидение до сих пор якобы ходит по этим стенам. Но никаких следов так и не было обнаружено. Место захоронения до сих пор официально не установлено.На территории арсенала сохранился колодец, связываемый с монастырской застройкой еще до возведения военного комплекса. Он оставался в пользовании свыше ста лет после передачи арсенала артиллерийскому ведомству. Другие архивные документы свидетельствуют, что в стенах арсенала были распространены опасения по поводу масонского влияния. В одном из приказов 1838 года отмечалось: каждый офицер, вступающий на службу в арсенал, должен был предоставить подтверждение, что не является членом масонской ложи.Есть в архивах и курьезные истории. В 1839 году три мастера похитили ковер у командира арсенала полковника Даронова и пытались продать его на Лавской улице. В другой истории речь идет об уже упомянутой попытке украсть со склада штыки.- Мы ничего не придумываем. Эти вещи зафиксированы по официальным делам. Большинство из них до сих пор нигде не публиковались. Научная среда почти не затрагивала тему внутренней жизни старого Киевского арсенала. Из-за его военного статуса доступ к источникам был ограничен. Поэтому здесь мы фактически впервые открыли эти материалы широкой публике, - говорит Владислав.
С начала XVII века на месте Арсенала стояла одна из крупнейших обителей в Киеве - Вознесенский женский монастырь. Его построила Мария Магдалина (Мазепина) - мать гетмана Ивана Мазепы, которая была настоятельницей монастыря в 1688-1707 годах. В 1701-1705-х на средства Марии Магдалины на месте деревянной Вознесенской церкви возводят монументальный каменный пятибанный собор с тремя престолами и колокольней, а также отдельную церковь Покрова Богородицы.В 1706 году царь Петр I предписывает соорудить в Киеве величественную крепость. Поэтому уже после смерти Марии Магдалины, поражения гетмана Ивана Мазепы и эпидемии в 1710-1711 годах, монахинь Вознесенского женского монастыря переводят во Флоровский монастырь на Подоле. - Монастырь пустует, а Вознесенский собор служит приходской церковью для жителей Печерска и солдат на службе, - продолжает гид. - В 1750 году императрица Елизавета издает указ о сооружении на этом месте большого артиллерийского магазина. Сначала планировали строить деревянные помещения в которых хранили бы всю артиллерию, находящуюся на Печерске. Однако дерево легко загорается, и уже в 1783 году начинается история каменного Киевского арсенала.Здание, известное сегодня как Киевский Арсенал, построено в начале XIX века как Непременный Арсенал - центральное военное предприятие в Киеве. Название "непременный" подчеркивало его особый статус: арсенал должен постоянно поддерживать боеспособность гарнизона, обеспечивая ремонт, изготовление и хранение вооружения. Это было одно из ключевых звеньев в военной инфраструктуре Киевской крепости. Киевский Арсенал - это большой каменный комплекс в форме замкнутого прямоугольника с внутренним двором. Спроектирован в стиле классицизма. Фасады симметричны, с рядами арочных окон. Внутри - залы с высокими потолками, кирпичными колоннами и широкими проходами, которые создавали пространство для перемещения военной техники и хранения боеприпасов. Внутренний двор служил рабочей зоной, открытой площадкой для обучения, ремонта и маневрирования.Организационной частью "Ночи в Киевском Арсенале" занимается менеджер по партнерствам и коммуникациям творческого объединения "Ночь в Университете" Александра Иванова. Она встречает у регистрационного стола, координирует актеров и параллельно следит, успела ли каждая группа на свою локацию, а также готовится к роли монахини в одной из сцен. Несмотря на суету, находит несколько минут, чтобы рассказать об истории объединения и самом событии.- На этот раз я курирую все, что здесь происходит, потому что наш руководитель служит - его вызвали на задание, - объясняет она. - Нашему объединению уже почти девять лет. Мы начинали с ночных экскурсий в Красном корпусе КНУ, а со временем поняли, что Киев - это сплошная история. Так появились проекты в Софии Киевской, в Национальном художественном музее, в Лавре, в музее Второй мировой. Арсенал был нашей древней мечтой. Мы начали с ними переговоры еще в 2019-м, но ковид, война - все переносилось. И вот, наконец!
Арсенал для зрителей знаком преимущественно как художественное пространство, но его история гораздо глубже - именно поэтому команда хотела вернуть эту память городу.- Его построили еще в 1803 году как военный объект, долго остававшийся засекреченным. О нем мало говорили, мало исследовали. И вот теперь мы можем показать другую сторону этого здания. Это очень ценно - вытащить из тени вещи, которые скрывались годами.Суть проектов - не просто пересказать историю, а сделать ее ощутимой. Театрализованные экскурсии - это сочетание факта и игры, исследования и театра.- У нас всегда есть экскурсовод, который водит зрителей по маршруту. Но это не обычный гид - он часть спектакля. В Лавре это был монах, в университете - студент, здесь - военный из Арсенала. По ходу маршрута зрители попадают в минисцены, где одна за другой оживают события.Зрители не остаются в стороне - на каждой локации им предлагают взаимодействие. Кто выходит в роли часового, кто пытается заряжать ружье, кто держит плакат на протесте.Команда работает на энтузиазме, но очень серьезно относится к источникам. Над сценарием работают историки, многие из которых - выпускники или студенты исторического факультета КНУ им. Тараса Шевченко. - К Арсеналу мы готовились серьезно. Часть нашей команды работала в архивах - расшифровывали дела XIX века, связанные с этим зданием. Мы наткнулись, например, на запись, что в 1814 году на территории Арсенала забился сортир, - улыбается Александра. - И мы это рассказываем! Это мелочь, но живая. Так же - история об украденной шубе и за сколько ее продали. Такие детали не менее важны, чем большие даты.Подготовка к таким экскурсиям длится месяцами. Первый этап - архивы, концепт, тексты. Затем - репетиции, логистика, костюмы, регистрации. В подготовке принимают участие более 80 человек. Все держится преимущественно на волонтерских началах.- Мы делаем это не каждые выходные. Это не коммерческий проект. Это наша благодарность Киеву. Этот город нас вырастил, и мы хотим что-то вернуть ему в ответ, - добавляет Александра. Экскурсии проводятся бесплатно. Посетителям нужно заплатить только за входной билет в Художественный арсенал.Александр Грабарь - один из самых опытных участников "Ночи в университете". К творческому объединению он присоединился еще в 2016 году, когда проект только начинался. За восемь лет успел сыграть десятки ролей, написать сценарии для собственной локации и даже посчитал: эта экскурсия уже сорок восьмая в его опыте.- Сценарии мы обычно пишем после того, как руководитель объединения - Алексей Руденко - определит эпоху. На этот раз это был XIX век, Арсенал в 1860-х. У нас, например, локация посвящена муштре, ежегодным отчетам и приезду инспекции. Мы показываем, как солдат "чихвостили" перед руководством, как все происходило в отчетных документах, - рассказывает Грабар перед началом экскурсии. Стоит в зеленом мундире, в руке держит седую искусственную бороду. Сценарий писали на базе архивных материалов. К подготовке присоединились участники, работавшие с архивами Арсенала. Дела расшифровывали, а дальше - дело за творчеством: придумать сюжет, подобрать героев.Юмор - обязательный элемент, говорит Александр. Без него - это лишь сухой фактаж, который сложно смотреть. Сценарии он обычно пишет вместе с коллегой, подбирая персонажей не только по историческим характеристикам, но и по типажу тех, кто будет их играть.Сам Грабарь - выпускник исторического факультета КНУ им. Шевченко. Магистратуру окончил в 2020 году, но до сих пор остается частью команды. - Главное - это связь с аудиторией, - говорит Грабар. - У нас всегда есть интерактив. К примеру, сейчас ребята предупреждают: "Скоро придет генерал, отвечайте "так точно"". И вот вчера две девушки настолько вжились в роль, что отвечали мне "так точно" на каждую реплику. Владислав Грищенко проводит внутрь. В помещении прохладно, слышно эхо шагов от высоких потолков. Кирпичные стены и бетонные полы отдают холодом. Мало освещения: только фонарь в руках проводника и несколько ламп. Вдруг со скрипом открываются ворота во внутренний двор.Взволнованные монахини в длинных рясах проводят посетителей во двор и раздают в руки плакаты с надписями: "Руки прочь от святыни!", "Мазепа не позволил бы!". - Собор все время стоял, его еще Мария Магдалина построила. А они взять и снести его хотят! Застроить его тем своим арсеналом, поставить пушки, ружья, все на свете, - обращается раздраженно игуменья Марфа к посетителям, - Наши сестры здесь камень за камнем возносили, монастырь возводили, строили. Здесь их могилы! Вы хоть могилы оставьте!Первая сцена театрализованной экскурсии разворачивается на внутреннем дворе Арсенала. Здесь среди сухой травы монахини предостерегают военных от строительства военного объекта на территории монастыря. Игуменья Марфа заявляет, что Флоровский монастырь отказывается поставлять кирпич на постройку Арсенала. Тогда же военное руководство находит нового поставщика и демонстрирует проект масштабного строительства.Строительство, начатое военным инженером Карлом де Шардоном, было завершено только в 1801 году киевским купцом Михаилом Григоренко. Здание Арсенала возвели из желтого киевского кирпича без применения наружной штукатурки. Благодаря особым свойствам местной глины кирпич приобретал характерный желто-янтарный оттенок, за что современники называли Арсенал "фарфоровым".- Вознесенский женский монастырь полностью разобрали с фундаментом. Однако кирпич сохранили и использовали для постройки Арсенала, - добавляет Владислав, показывая на стены. - Так что даже сейчас в ее стенах есть кирпич, который заказывала еще Мария Магдалина-Мазепина. Помещения Арсенала делились по функциональному предназначению: мастерские для ремонта пушек и изготовления деталей, складские зоны, вспомогательные подсобки, смотровые залы, кабинеты руководства. Часть залов имела исключительно административное назначение - здесь готовили отчеты, проводили инспекции и вели документацию.По плану в левом крыле Арсенала был спроектирован большой вооруженный зал, вмещавший около 52,8 тыс. пехотных и 13 тыс. кавалерийских ружей. Более 11 тыс. пистолей и 50 тыс. сабель и палашей.Поднимаемся по лестнице и проходим в прежний склад, где хранили около 25 тыс. ружей. - Здесь проходил их осмотр и ремонт. По состоянию на июль 1811 года сообщается, что Наполеон вскоре может вторгнуться в границы империи и даже пойти на Киев. Тогда же происходит большой пожар на Подоле, когда сгорает почти вся нижняя часть города, - рассказывает гид. - Ходят слухи, что за поджогом стоят французские шпионы. На Киевщине готовится ополчение и создаются казацкие полки. Арсенал продолжает наращивать темпы производства и ремонта.Только за 1812 год в нем изготовили 134 пушки, а за время войны с Наполеоном: 434 пушки, 40 тыс. ружей и пистолей, 35 тыс. пик и сабель. Поставляют запчасти, ремонтируют поврежденные артиллерии.- Людей не хватает, поэтому на помощь Киевский магистрат отсылает 15 кузнецов и 35 молотобойцев. А все это происходит здесь, на втором этаже в мастерской. Как же это выглядело, мы с вами сейчас и узнаем на инспекции ремонтной мастерской Арсенала 1811 года, - говорит гид. В мастерской темно и нет окон. Посреди зала - рабочий стол с разными инструментами. Посетителям показывают и рассказывают об оружии, предлагают зарядить ружье и пушку.После короткой театральной сцены переходим в следующий зал - в трактир. Посетители садятся за столами на деревянных скамьях. Их угощают закусками и напитками. В непринужденной атмосфере актеры зачитывают рапорты о пьянстве, воровстве, а также о самовольном отлучении из казармы мастеркого арсенальной команды Ивана Заднепряного, производстве им в казенной мастерской изделий для частной продажи и похищении черной бараньей шубы у капитана. После сцены в трактире группа переходит в квартиру кантонистов - сыновья военных, которых в Российской империи с раннего возраста отдавали на военную подготовку. В комнате воспроизведен быт: деревянный стол, скромные личные вещи. Трое женщин и трое мужчин выпивают и обсуждают план кражи ящиков со штыками.По архивному делу 1840-х годов, военные мастера организовали вынесение складского вооружения, переодев своих жен в арсенальную форму. Они пытались вынести штыки под верхней одеждой, и именно этот эпизод разыгрывается актерами.За мастерами был строгий надзор. Частым нарушением было несоблюдение униформы.- А вот перечень наказаний был разнообразным и куда более строгим для нижних чинов. Это были и разжалование, и избиение прутьями, и шпицрутенами - длинными проволоками, а также аресты, - объясняет экскурсовод Владислав. - Что касается офицеров, то были довольно серьезные наказания - выговоры, внеочередные наряды, увольнения с должности или перевод. Далее экскурсанты попадают в учебную аудиторию, где воспроизведен процесс подготовки юношей к работе в Арсенале. Здесь демонстрируется, как проходили учения по техническим и строевым дисциплинам, какие требования предъявлялись к детям и как именно их готовили к службе.Также в документах раскрывается внутренняя структура подготовки работников. Дети могли приобщаться к учебе с трех-четырех лет, а с 12-13 - работать вместе с мастерами.Все работники, даже гражданские инженеры и архитекторы, формально считались частью военной структуры. Жили они не на территории арсенала, помещения комплекса использовались исключительно как производственные. Завершается маршрут в комнате, где актеры разыгрывают сцену проверки и зачитывания отчета. Он составлен на основе реальных архивных документов. В сцене демонстрируется, как проходила муштра, какие нарушения выявлялись во время инспекций и как формировалась официальная отчетность о деятельности арсенала.Рабочий день мастеровых арсенала сначала длился 8 часов - с 6:30 до 17:30 с часовым перерывом на обед. Однако в 1850-х годах продолжительность смены возросла до 12,5 часов: с 5:00 утра до 11:00 и после перерыва с 13:30 до 20:00. К работе нередко привлекали учеников, хотя администрация формально пыталась их ограничить. По архивным данным, условия труда были трудными, особенно на вспомогательных работах. Например, часть рабочих работала под открытым небом в любую погоду, а лесозаготовка традиционно проводилась зимой. Как следствие, в 1809 году от болезней умерло 5 рабочих, в январе 1813 заболело 28 человек, а в 1833 году - 20 мастеровых погибли от туберкулеза, лихорадки и воспалений.До 1853 года болезнь не являлась основанием для освобождения от работы. Оплата труда производилась деньгами и продуктами. Нижние чины и кантонисты получали муку и крупу. А деньгами - 5 коп. в день, то есть до одного рубля 30 коп. в месяц. Отпуска и премии рабочим выдавали, но по личному распоряжению императора.- До начала раскопок в 2005 году ходили слухи, что на территории арсенала могла быть похоронена мать Ивана Мазепы - Мария Магдалина, - рассказывает Владислав Грищенко после экскурсии. - Говорили, что ее могилу замуровали во время строительства, и что ее привидение до сих пор якобы ходит по этим стенам. Но никаких следов так и не было обнаружено. Место захоронения до сих пор официально не установлено.На территории арсенала сохранился колодец, связываемый с монастырской застройкой еще до возведения военного комплекса. Он оставался в пользовании свыше ста лет после передачи арсенала артиллерийскому ведомству. Другие архивные документы свидетельствуют, что в стенах арсенала были распространены опасения по поводу масонского влияния. В одном из приказов 1838 года отмечалось: каждый офицер, вступающий на службу в арсенал, должен был предоставить подтверждение, что не является членом масонской ложи.Есть в архивах и курьезные истории. В 1839 году три мастера похитили ковер у командира арсенала полковника Даронова и пытались продать его на Лавской улице. В другой истории речь идет об уже упомянутой попытке украсть со склада штыки.- Мы ничего не придумываем. Эти вещи зафиксированы по официальным делам. Большинство из них до сих пор нигде не публиковались. Научная среда почти не затрагивала тему внутренней жизни старого Киевского арсенала. Из-за его военного статуса доступ к источникам был ограничен. Поэтому здесь мы фактически впервые открыли эти материалы широкой публике, - говорит Владислав.

