Бывшего председателя Верховного суда Всеволода Князева обвиняют в получении взятки в особо крупном размере — 2,7 миллиона долларов (по версии обвинения, 1,8 миллиона долларов из них были непосредственно предметом преступления). По данным следствия, Князев организовал коррупционную схему вместе с адвокатом Олегом Горецким и нотариусом Кириллом Горбуровым. Суть схемы заключалась в получении неправомерной выгоды при принятии нужного решения Верховным судом в интересахбизнесмена Константина Жеваго по делу о праве собственности на 40,19% акций Полтавского горно-обогатительного комбината.
В мае 2023 года Князева задержали с поличным во время получения второго транша взятки. На следующий день Пленум Верховного суда выразил ему недоверие, и он был снят с должности председателя суда.
В марте 2024 года дело было направлено в Высший антикоррупционный суд (ВАКС).
Также по делу Князева был обнародован список кандидатов в члены Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС), который детективы НАБУ нашли во время обыска в помещении бывшего председателя Верховного Суда Всеволода Князева. В этом списке возле имен некоторых кандидатов стояли отметки "плюсы" и "минусы", а также иногда оскорбительные надписи, свидетельствующие о попытках влияния на конкурсный отбор членов ВККС.
По информации следствия, существовал сговор между фигурантами дела с целью влияния на членов конкурсной комиссии и кандидатов на должности в ВККС на финальном этапе конкурса, однако факты реализации такого влияния пока не зафиксированы. Публикация списка вызвала значительный общественный резонанс и привела к началу уголовного производства по факту разглашения данных, составляющих тайну досудебного расследования.
Таким образом, список кандидатов в члены ВККС с упоминанием "желательных" и "нежелательных" кандидатов был изъят во время обыска у Князева, и он стал одним из ключевых доказательств по делу о коррупции и влиянии на судебную систему.
18 апреля состоялось очередное заседание суда, где судьи ВАКС исследовали доказательства, предоставленные следствием. Также было обнародовано часть оперативного видео, на котором был замечен нынешний член ВККС Руслан Сидорович. Эти материалы также находятся у адвокатов подозреваемых, поэтому были распространены на подконтрольных им тг-каналах вероятно с целью дискредитации, как самого Сидоровича, так и ВККС. Которую и так все время сотрясают скандалы.
Желание заблокировать ВККС есть у судебной фронды, которые все еще находятся под влиянием бывшего председателя ОАСК Павла Вовка и Ко. И их дальнейшее пребывание в должностях судей зависят от решений ВККС, которая проводит квалифоценирование судей ОАСК и Печерского районного суда города Киева, а также ряд проблемных судов.
Поэтому вопрос, зачем Сидорович встречался с нынешними фигурантами уголовного дела, и оказывалось ли на него давление, актуален.
Руслан Сидорович дал свой комментарий для ZN.UA: "Прежде всего я посмотрел, кто именно разгоняет эту историю в телеграмм-каналах. Составить 2+2 несложно. Не могу утверждать однозначно, но догадки очевидны. Да, на видео — я. Могу сказать только одно: к своему стыду, до этих событий я не знал, кто такой Олег Горецкий. Мы были очень поверхностно знакомы, никогда не имели общих дел. Были только контакты — и все. Встречу помню. Говорили вообще ни о чем. Но был интересный момент: появился Всеволод Князев, посидев несколько минут, после чего вместе с Горецким вышел и не вернулся. Они общались на улице, о чем мне неизвестно. Могу только догадываться, что ничего хорошего там не было. Но это уже вне моего участия.
Что касается списка кандидатов в ВККС, найденного во время обысках у Князева, никаких комментариев дать не могу. Но учитывая, как активно возле меня вертелся Горецкий, могу предположить, что у него были какие-то "виды" на мою кандидатуру. Подходил ко мне, в частности, на форуме United24 в марте во Львове, и высказывался в стиле: "Я посмотрел твое собеседование — у тебя высокие шансы пройти". Я к этому относился спокойно. Прежде участвовал в конкурсе в Конституционный суд, где не прошел. Больших амбиций относительно ВККС не было, потому что дела в фирме шли хорошо, и в 2023 году я имел публично задекларированные высокие доходы в сфере адвокатуры.
Почему он меня пригласил на эту встречу? Могу предположить, что это была попытка "пробить", можно ли меня вовлечь в какие-то процессы. Как человек с опытом большой политики я умею купировать рискованные инициативы еще на старте. Было ощущение — проверяют, можно ли дальше входить в контакт. Намеревались ли продолжить — не знаю. Но с моей стороны никакого интереса в этом не было и нет".