Будущее доллара зависит от независимости ФРС
Будущее доллара зависит от независимости ФРС

Будущее доллара зависит от независимости ФРС

Будущее доллара зависит от независимости ФРС

На будущей неделе Федеральный резерв (FeD), то есть центральный банк США, будет проводить плановое заседание. Обычно это событие привлекает внимание довольно ограниченного круга лиц, впрочем, на этот раз к заседанию будут прикованы без преувеличения миллионы взглядов. Ведь накануне администрация Белого дома и сам президент США отважились на то, чего в Штатах не было уже много десятилетий. Президент публично предложил главе Федеральной резервной системы Джерому Пауэллу (Jerome Powell) снизить процентную ставку.

Это прямое давление, ведь согласно американскому законодательству ни один политик или институт не может даже рекомендовать, а тем более диктовать условия по поводу решений по монетарной политике Федеральному резерву. Такие решения обычно принимаются на заседаниях комитета по открытому рынку (FOMC), в который входят директора из 12 отделений FeD. Решения FOMC базируются на результатах анализа и прогнозных данных мощной аналитической команды FeD. Поэтому можно считать, что если политическое давление на центральный банк США и персонально на его президента Дж. Пауэлла приведет к вмешательству в решения по монетарной политике или даже к отставке президента центрального банка США, то FeD окончательно потеряет доверие, и, соответственно, статус доллара как мировой резервной валюты будет подорван. Поэтому мир так внимательно следит за развитием событий во взаимоотношениях между администрацией Белого дома и Федеральным резервом. По нашей оценке, Трамп все же не решится напрямую вступить в конфликт с монетарными властями США, потому что это окончательно подорвет позицию доллара, да и финансовой системы США в целом, а следовательно, снизит его собственный рейтинг как президента.

Впрочем, и его мотивы нам понятны. Решения американской администрации по повышению тарифов и фактически провозглашению торговых войн с остальными странами мира в первую очередь всколыхнули финансовые рынки. Индексы начали стремительно снижаться, но инвесторы, в отличие от предыдущих кризисов, стали продавать американские государственные казначейские облигации (долговые государственные бумаги, или трежерис) и доллар начал стремительно девальвировать относительно большинства мировых валют. В этой ситуации последним непоколебимым Рубиконом, на который возлагались надежды, оставался Федеральный резерв. Уже много десятилетий это был самый независимый центральный банк мира, отвечающий за баланс между инфляцией и безработицей в США и вместе с государственным казначейством Соединенных Штатов поддерживающий статус американского доллара как мировой резервной валюты. В большей степени это основывалось на независимости Федерального резерва и доверии к центральному банку крупнейшей экономики мира.

В случаях турбулентности в мировой экономике капитал всегда перетекал в доллар, то есть инвесторы покупали американские государственные ценные бумаги. Но не в этот раз. После провозглашения «тарифной войны» капитал начал выходить из трежерис. Центральные банки и частные инвесторы стали резко уменьшать долю этих бумаг в собственных портфелях. Для центральных банков это были международные резервы, в которых долларовые облигации замещались другими активами. То есть структура международных резервов ведущих центральных банков мира начала меняться не в пользу доллара и долларовая доля стала уменьшаться. И прежде всего это было связано со снижением доверия к финансовой власти США и ростом неопределенности в отношении ее дальнейших действий.

Но почему FeD не спешит снижать ставку, хотя прогноз по росту наибольшей экономики мира ухудшился и изменение ставки могло бы поддержать все больше тормозящий экономический рост?

Во-первых, повышение тарифов правительством США непосредственно повлияет на повышение конечных цен на потребительском рынке США, потому что не только импортные товары, но и конечные товары американского производства имеют значительную импортную составляющую. То есть рост производственных затрат напрямую повлияет на увеличение цены конечной продукции на всех сегментах американского потребительского рынка.

Во-вторых, девальвация доллара сделает импортные товары еще дороже, и в итоге выход инвесторов из трежерис и, соответственно, растущее предложение долларовой массы дополнительно будут давить на цены американского потребительского рынка. Все это заставляет центральный банк не спешить со снижением процентной ставки, ожидавшимся с большой вероятностью в начале года.

На днях в Вашингтоне прошло очередное весеннее собрание МВФ и Всемирного банка. На таком почтенном форуме наряду с основными такими важными темами обсуждений, как изменение климата, влияние искусственного интеллекта на финансовую стабильность, риски от увеличения уровня государственного долга, фискальная и монетарная политики в условиях усиления неопределенности, участники собрания уделили значительное внимание влиянию тарифного кризиса и других инициатив американской администрации, которые негативно сказываются на мировой торговле, экономическом росте и искажают доверие в международных экономических отношениях. В частности, МВФ обнародовал обновленный прогноз экономического роста отдельных стран и мировой экономики в целом. По оценкам специалистов фонда, мировая экономика существенно затормозит в том числе и из-за «инициатив» администрации Белого дома. Сравнение апрельского прогноза МВФ об увеличении реального ВВП с предыдущим октябрьским прогнозом полгода назад демонстрирует падение темпов роста почти всех основных экономик мира (см. табл.).

Рост реального ВВП (годовое процентное изменение)

 

Страна/группа стран

Прогноз (по состоянию на октябрь 2024)

Прогноз (по состоянию на апрель 2025)

 

 

 

 

1

Развитые экономики

3,2

2,8

2

США

2,2

1,8

3

Европейский Союз

1,2

0,8

4

Германия

0,8

0

5

Франция

1,1

0,6

6

Италия

0,8

0,4

7

Испания

2,1

2,5

8

Великобритания

1,5

1,1

9

Япония

1,1

0,6

10

Канада

2,4

1,4

11

Другие развитые экономики

2,1

1,8

12

Развивающиеся рынки

4,2

3,7

13

Китай

4,5

4,0

14

Индия

6,5

6,2

15

Бразилия

2,2

2,0

16

Украина

2,5

2,0

Источник: МВФ

Главными негативными последствиями тарифного шока, а также других публичных заявлений американской администрации становятся быстрый разрыв торговых цепей, рост цен, разрушение экономического и политического порядка, сложившегося в мире после Второй мировой войны, и, главное, падение доверия к доллару как мировой валюте и к США в целом как надежному партнеру. Это может стать или, скорее, уже становится прологом к глубокому мировому экономическому и финансовому кризису.

Как текущий шок повлияет на экономику Украины?

Во-первых, будет тормозиться экономический рост из-за проблем в мировой торговле (МВФ также существенно снизил прогноз экономического роста для Украины).

Во-вторых, инфляция не будет уменьшаться из-за того, что евро и другие валюты основных торговых партнеров Украины значительно укрепились к гривне, и наш импорт (в частности из еврозоны) будет дороже. А на импорт приходится значительная доля в украинской потребительской корзине. Также ведущие центральные банки могут приостановить цикл уменьшения процентных ставок в связи с угрозой роста инфляции, и поэтому внешние заимствования и обслуживание внешнего долга для Украины могут стать дороже. В связи с этим продолжение программы с МВФ и поддержка наших настоящих партнеров становятся ключевыми в обеспечении финансовой стабильности.

Справка ZN.UA

Современная концепция независимости центрального банка определяется как закрепленная законодательно институциональная состоятельность проводить монетарную политику для достижения определенных целей независимо от директив или каких-либо других форм вмешательства со стороны политиков, правительства или других групп интересов. Одновременно это должна быть гарантированная законом защита от политического давления в отношении не только монетарной политики, но и всех без исключения функций центрального банка как регулятора (надзор, регулирование, платежные системы и т.д.).

Источник материала
loader