Юрий Ванетик рассказал, что и в США есть коррупция, но там ее называют «честной нечестной»
Юрий Ванетик рассказал, что и в США есть коррупция, но там ее называют «честной нечестной»

Юрий Ванетик рассказал, что и в США есть коррупция, но там ее называют «честной нечестной»

Я бы сказал, что тема коррупции – универсальная тема. И сейчас она важна как для США, так и для Украины потому, что у нас постоянно идут разговоры о том, что коррупция никуда не исчезает. Есть выражение: «War profiteering». «Заработки на войне», само собою, могут быть не только неэтичными, но и противозаконными. И вот тут появляются довольно интересные взгляды на коррупцию.

Во-первых, культура в нашем мире формирует такие условия, при которых то, что считается коррупцией, к примеру, в США, далеко не всегда является ею в других культурах и странах. И коррупция не всегда по своей природе является чем-то токсичным либо крайне постыдным. Да, это нарушение определенных процессов, конечно же. Но то, что делает коррупцию проблемной и крайне токсичной – это люди, которые не знают меры и границ. Это часто те, к кому есть публичное доверие. И вот они злоупотребляют этим доверием до предела и выходят за пределы. Это уже не культурный вопрос, а дефект человеческого качества.

На Западе мы тоже не безгрешны. В США, как говорят некоторые аналитики, существует «нечестная честная коррупция». Это может прозвучать странно, но суть тут в том, что мы обходим коррупцию законными методами – через пустые процедуры, которые по своей сути все равно мотивируют людей деньгами, а не справедливостью или чувством миссии, под которую они подписываются.

Оправдание коррупции какими-то правилами или «лазейками» не означает, что ее нет. Законы не делают людей моральными. Моральными людей делает общество, его нормы и правила, а не то, попался ли кто-то на чем-то или нет. И в этом, я считаю, ошибка Запада. Она, собственно, в том, что мы не всегда понимаем, что есть «коррупция» по сути. Например, есть у нас Foreign Corrupt Practices Act – закон, запрещающий американским компаниям подкупать иностранных чиновников. Закон этот, конечно, был принят с благими намерениями, но когда его применяют на практике, то он убивает конкуренцию и даже законную, моральную деятельность западных компаний. Поэтому, такие вещи не всегда до конца продуманы.

Мы хотим исправить что-то, хотим добра, но не всегда понимаем, как это работает в реальном мире. Подход США к Украине, я думаю, несколько примитивен. Да, конечно же, важно проводить аудит, проверки, важно понимать, что было сделано правильно, что – нет и как это исправить. Важно осознать ответственность, а не рисовать мир в черно-белых тонах, где Запад – это все хорошие и правильные, где есть Rule of Law, а все остальные – марионетки серых кардиналов. Все сводить к теориям заговора – тоже ошибка.

Прозвучит дерзко, возможно, но я не считаю, что то, что мы называем «коррупцией» – это нечто, что нужно полностью искоренять. Это то, чем нужно уметь управлять: людьми, которые не всегда уравновешены или же рациональны. Люди – это люди. Все равно они будут преследовать собственные интересы на протяжении всей своей жизни. Такова людская природа. Поэтому, когда интерес мотивирован деньгами, то это – одно. А вот когда на Западе интерес может быть мотивирован предрассудками, то, честно говоря, я уж и не знаю, что здесь хуже – подкупленный судья или судья, который не подкуплен, но поддается расизму, своим крайним эмоциям, злости, ненависти, необоснованным чувствам и, в итоге, предвзятости. Не знаю, какой из беспределов тут хуже. Беспредел, основанный на деньгах, он хоть и аморален, но поддается оценке. А беспредел эмоциональный, основанный на злости и ненависти, я считаю, гораздо опаснее. Это даже не беспредел идеологии, а беспредел людских чувств.

К большому сожалению, Запад от этого всего страдает, но не осознает этого. Поэтому, когда мы осуждаем страны третьего мира или же другие культуры, то мы должны сначала посмотреть в зеркало на себя.

Нет, это не критика Америки, Украины, Европы, Африки или Азии. Это реальный взгляд на то, что проблема коррупции – многогранна. Она не решается только законами или запретами. Это – фактор! Коррупция решается взаимопониманием и людьми, которые стоят перед ответственностью и четко осознают эту ответственность. Как только пропадает ответственность – окончательно теряется любой контроль. Ответственность должна быть динамичной. Частично – перед начальством, народом, комиссиями, комитетами, агентствами. А также – перед осознанием того, что никто не вечен на своей должности, какой бы высокой она не была. И рано или поздно тебе придется, как говорят, «спуститься на землю». Например, в США федеральные судьи назначаются пожизненно. Я считаю это полным абсурдом. Как считаю абсурдным и то, что американский конгрессмен может работать до 90 или 100 лет, пока не умрет.

Это те вопросы, над которыми стоит задуматься. И США, и другим государствам мира, поскольку нет такой страны, где коррупции не существовало бы вообще. В таких странах тогда вообще не должно быть людей.

ЮРИЙ ВАНЕТИК, адвокат, политический стратег, член Совета директоров международного правозащитного агентства West Support, старший научный сотрудник Claremont University (Калифорния, США)

Источник материала
loader
loader