Генеральный директор OpenAI Сэм Альтман обнародовал заявление о том, что именно неприбыльное подразделение будет иметь контроль над всем проектом. Такое решение разработчики искусственного интеллекта приняли после продолжительных попыток перейти на коммерческое устройство. Реорганизация была одним из требований соглашения с SoftBank и другими инвесторами.
«OpenAI имела пункт в своем инвестиционном соглашении относительно финансирования. Если она не завершит реорганизацию в коммерческую компанию в течение следующих двух лет, то инвесторы могут потребовать возврата своих средств», – пишет издание Business Insider.
Речь шла о 40 миллиардах долларов. Но информация о переходе на коммерческий тип управления вызвала сильное сопротивление со стороны конкурентов, пользователей и представителей гражданского общества. Бывший совладелец OpenAI, миллиардер Илон Маск подал на компанию несколько судебных тяжб, а те отреагировали иском навстречу.
В иске OpenAI утверждал, что Маск ведет целенаправленную кампанию через свою социальную платформу X, подает многочисленные иски, требует корпоративную документацию и пробует выкупить активы. В компании отмечали, что эти действия наносят ущерб ее репутации и мешают бизнес-процессам.
Компания Meta Марка Цукерберга также препятствовала плану перехода стартапа на бизнес-рельсы. Meta обратилась в прокуратуру, обвиняя OpenAI в манипуляциях статусом некоммерческой организации для сбора средств.
Лидеры мысли – ученые, специалисты по правам человека, энтузиасты искусственного интеллекта (ИИ) – выступили с рядом заявлений о том, что отказ от некоммерческой структуры снимет барьеры, которые сдерживали технологию от нарушений моральных, этических и норм безопасности человечества. В ответ на мощную кампанию, поднявшуюся на разных уровнях, OpenAI нашел вариант, который будет привлекательным для инвесторов и успокоит общественность.
Лаборатория исследований искусственного интеллекта OpenAI ранее состояла из материнской компании – некоммерческой OpenAI Inc и коммерческой корпорации OpenAI LP, которая занималась разработкой ChatGPT и других продуктов. Такая структура должна была помочь придерживаться миссии, которую на начальных этапах озвучивали разработчики и изобретатели. Они декларировали, что хотят создать супермозг, которым могли бы пользоваться все люди. Но в процессе масштабирования компании и из-за появления безумной конкуренции на рынке ИИ ограничения, накладываемые неприбыльной материнской компанией, стали серьезным препятствием на пути к привлечению инвестиций.
В угоду и инвесторам, и общественности, OpenAI сохранили контролирующие функции за некоммерческим подразделением. Ему подчинили новую структуру – Корпорацию общественного блага (PBC). Эта корпорация, в свою очередь, будет иметь контрольный пакет акций коммерческого подразделения лаборатории.
В заявлении OpenAI нет деталей о том, повлияет ли реорганизация на цену продуктов компании и будет ли доступна бесплатная версия их моделей искусственного интеллекта. Но разработчики уверяют, что остаются преданными пути демократического искусственного интеллекта и будут дальше предоставлять пользователям максимальную свободу при использовании инструментов ИИ.
Кроме Илона Маска и компании Meta, конкурентами OpenAI также является Google. Ранее разработчики ChatGPT заявляли о готовности выкупить браузер Chrom. Такая возможность появилась после того, как к Google были применены антимонопольные санкции: решением суда компанию могут обязать продать часть своих активов.