Золотая жила украинской степи, или Как Украине заработать миллиарды на своем геополитическом положении
Золотая жила украинской степи, или Как Украине заработать миллиарды на своем геополитическом положении

Золотая жила украинской степи, или Как Украине заработать миллиарды на своем геополитическом положении

Золотая жила украинской степи, или Как Украине заработать миллиарды на своем геополитическом положении

География — это судьба страны. И не такие уж мы и обездоленные. У Украины есть шанс объединить Китай, самого крупного производителя товаров, с ЕС, одним из крупнейших рынков сбыта, немало при этом получив. Как это сделать, разберемся.

Украина — это Европа. Но так ли это с точки зрения метагеографического позиционирования Украины?

О метаистории вы, вероятно, слышали. А что же такое метагеография? Это вневременное, абстрактное и обобщенное географическое позиционирование страны в контексте историософских, культурологических и даже сакральных процессов, происходящих в ареале ее развития.

Так вот, метагеографически Украина является не только частью Европы, но и частью Евразийского степного пояса / коридора, простирающегося от Северного Причерноморья, Кавказа до Казахстана, Монголии и Китая.

Важная историческая деталь: Украина — единственная земледельческая культура, входившая в преимущественно кочевой жизненный уклад Евразийского степного пояса. Собственно, поэтому земледельческая культура в Украине после краха Киевской Руси развивалась без своей стационарной государственности, в рамках чужих политических проектов.

Стационарные государства на основе земледельческой культуры формировались или на север от Евразийского степного пояса, или на запад от него, в основном под прикрытием естественных препятствий.

Выпадение же из Евразийского степного коридора привело к очень быстрому поглощению территории Украины сначала Великим княжеством Литовским, а со временем и Польским королевством.

Союз Богдана Хмельницкого с татарским ханом Ислам-Гиреем стал первой попыткой рецепции Украины в Евразийский степной пояс. И пока эта рецепция находилась в активной фазе, Украина успешно давала отпор Польше и развивала свою государственность.

В то же время Украина теряла суверенитет и возможность реализовывать собственный национальный проект, как только попадала в зависимость от северных (Россия) или западных (Польша) имперских формирований, антагонистов Евразийского степного коридора.

Запорожская Сечь в этом плане стала первым линком между стационарной земледельческой и кочевой степной культурами, сформировав соответствующий метакультурный архетип украинца, земледельца и человека степи одновременно.

Многие деятели украинской истории понимали этот фактор «евразийской открытости» страны.

Если взять концепции известного украинского географа Степана Рудницкого и геополитика-националиста Юрия Липы, в их работах вырисовывается следующая картина.

Во-первых, самые сильные естественные преграды, защищающие нашу страну, находятся на западе, но для нас они не имеют защитной роли, поскольку Украина хочет присоединиться к политической Европе.

Во-вторых, по той же причине эти «естественные преграды» на западе исполняют роль «лежачего полицейского» на пути азиатских империй в Западную.

В-третьих, Евразийский экономический пояс разворачивается в геополитическом метапространстве, можно сказать, «до географического упора» — от Китая и до естественных цивилизационных водоразделов Европы.

Следовательно, внешняя инвазия в Украину со стороны Евразийского степного коридора (при условии вычленения из него), происходившая на протяжении последней тысячи лет, предсказуемая и обусловленная.

Как эту проблему планировали решить украинские геополитики

В XX веке была оформлена концепция преодоления евразийской открытости путем формирования восточного фланга Украины в виде контроля над Северным Кавказом, Доном, Кубанью, Азовом и нижним течением Волги.

Азовское море в этой концепции Рудницкого и Липы должно стать «внутренним» морем Украины.

Но формирование восточного фланга в этих концепциях было возможно только при условии распада России, а распад России — как следствие привлечения в войну на стороне Украины крупных западных государств, например Германии или США.

Этот географический принцип и сформировал две концепции: цивилизационное противостояние с Россией и формирование вокруг Украины Балто-Черноморской дуги, или «Черноморской оси».

Однако финальный аккорд данной концепции в виде обязательного условия — распада России под давлением Украины — и стал самой слабой частью этой геополитической модели из-за слишком долгосрочных и неопределенных перспектив указанной цели.

Сейчас ситуация кардинально изменилась, прежде всего из-за получения независимости Казахстаном, усиления Китая и активного развития суверенных стран Закавказья (Грузии, Азербайджана). Добавим также усиление Турции.

Это создает уникальную возможность для развития Украиной своего национального суверенного проекта, интегрированного в Евразийский степной пояс в составе: Украина — Закавказье — Казахстан — Китай. Этот проект можно назвать условно «Украинская параллель» или «Евразийский украинский степной коридор».

Также и шансы на появление «украинского меридиана» на векторе Балто-Черноморской оси: Балтия — Польша — Украина — Турция — Ближний Восток — Индия.

Это не об «украинском глобусе».

Это о геополитической точке пересечения двух ключевых осей — евразийской и балто-черноморской, формирующейся в Украине. Это становится метагеографической гарантией сохранения нашего суверенитета в долгосрочной перспективе.

Итак, «Украинская параллель» — это развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута. Максимально бесконфликтного международного проекта. Мира без войн, где страна становится ежегодно богаче за счет логистической ренты, потока товаров, энергии, инвестиций и технологий.

На юго-западе Казахстана, на полуострове Мангышлак, расположен единственный крупный (грузовой оборот до 20 млн тонн в год) порт этой страны на восточном берегу Каспийского моря — порт Актау, который является ключевым звеном в Транскаспийском транспортном коридоре, соединяющем Китай с ЕС в обход территории РФ (см. рис.).

ZN.UA

Важно, что Китай заинтересован в развитии минимум двух таких альтернативных маршрутов. Оба идут через Центральную Азию, один — в Иран и далее в Турцию, второй — в Закавказье.

Порт Актау предназначен для международных перевозок сухих грузов, сырой нефти и нефтепродуктов. С западным берегом Каспия его связывает паромная переправа до порта Алят (пригород Баку). Это транспортное звено является частью международного проекта «Новый шелковый путь» (Украина — Грузия — Азербайджан — Казахстан — Китай), проходящего в обход РФ. Замечу, что ряд этих стран были участниками такого блока, как ГУУАМ, инициатором создания которого выступала Украина.

Кстати, в Актау есть и аэропорт, а в Украине — потенциал развития транспортной авиации. Как и в Казахстане, где планируют построить еще три аэропорта, а в Актау — создать аэрохаб. В Украине тоже можно было бы создать аэрохаб в Узине и соединить его с аэрохабом в Актау как часть воздушного транспортного коридора ЕС — Китай.

Как соединить Евразийский украинский степной коридор и китайский «срединный коридор» Нового шелкового пути

Китай активизировал реализацию своих логистических проектов в Закавказье, прежде всего в Грузии. Компания China Communications Construction сompany в рамках логистического проекта Китая «Один пояс — один путь» начинает строительство нового глубоководного порта в Грузии. Объем инвестиций составит 600 млн долл. Мощность хранения порта — 600 тыс. контейнеров.

Украина могла бы «смонтировать» свой геополитический проект Евразийского степного коридора и китайский проект «срединного коридора» в рамках общей концепции Нового шелкового пути. Для этого Украина может расширить свои порты на Дунае, проведя там дноуглубительные работы, и создать в Одессе региональную зону свободной торговли на условиях порто-франко.

Евразийский украинский степной коридор, который соединит Китай и ЕС, может полностью восстановить транзитивность Украины как страны-хаба между Европой и Азией.

Преимущество этого направления для Украины — коридор проходит по территории или нейтральных к Украине стран, или дружеских: Казахстана, Азербайджана и Грузии. Все три государства поддерживают территориальную целостность Украины на международном уровне.

Евразийский украинский степной коридор практически полностью совпадает со срединным маршрутом Нового шелкового пути Китая в рамках китайского геополитического проекта «Один пояс — один путь» — через Казахстан, порты на Каспии, Азербайджан и Грузию.

Дальше три варианта: Румыния (порт Констанца), Болгария (порт Бургас) и Украина (Одесса и Дунайские порты). Пропускная способность — до 10 млн тонн с возможностью расширения до 25 млн тонн.

Дунайские порты Украины и Румынии здесь прямые конкуренты.

Почему Украина может выиграть конкурентную борьбу у Румынии за право принимать «срединный коридор»? Кроме дунайских портов, у нас есть мощные одесские порты.

Кроме того, Румыния связана ограничениями ЕС, который после кейса с Черногорией неформально запрещает своим членам создавать совместно с Китаем инфраструктурные проекты. У Украины же таких ограничений пока нет.

А значит, может предложить Китаю транспортную интеграцию в «срединный коридор» дунайских и одесских портов, дноуглубление дельты Дуная и строительство из Одессы до западной границы новой ветки железной дороги на европейской колее.

С учетом перспектив таможенного безвиза с ЕС Украина может создать в Одессе мультимодальный логистический и таможенный транспортный хаб, который будет принимать морские грузы и отправлять их в ЕС транзитом, без прохождения таможенного контроля на украинско-польской границе (таможенный контроль грузов будет проводиться только один раз в порту).

Одесса и дунайские порты в таком варианте превращаются в Восточные ворота Европы, как когда-то Антверпен для Европы стал воротами Западными.

Подобная транзитивность в будущем будет способствовать формированию в Украине нового типа «капитала развития», как в свое время это произошло с Бельгией.

Почему эта модель транзитивности не сработала в Украине раньше

Украина пыталась развивать свой геополитический проект в Черноморском регионе — упомянутый ГУУАМ. Некую альтернативу СНГ для стран, желающих продолжать совместные проекты взаимодействия вне эгиды РФ. В разное время в этот региональный протокластер входили Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова, а одним из двигателей стали возможные энергетические проекты.

Но геополитический патернализм и популизм политических элит победили тогда индивидуальную геополитическую энергию. Понятно, что дважды в одну реку не войдешь, проект ГУУАМ мертв.

Но еще есть шанс на запуск New-ГУУАМ — Евразийского украинского степного коридора для соединения Китая и ЕС.

Украина до сих пор может получить часть из огромного товарного потока, идущего из Китая в ЕС, объемом более 260 млн тонн ежегодно. А также стать частью инфраструктурных инвестиций, ежегодно составляющих свыше 500 млрд долл.

Источник материала
loader
loader