/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F2%2F848acd6457b45a0922a1c54518aa7aa3.jpg)
Одно лечил, другое искалечил: что Трамп выторговал на Ближнем Востоке
Сирийская неожиданность.
О полном снятии санкций с Сирии президент США Дональд Трамп объявил во время визита в Саудовскую Аравию 13 мая.
При этом Трамп заявил, что начнет нормализацию отношений с Сирией, чтобы дать стране "шанс на мир" после свержения режима Башара Асада.
"Есть новое правительство, которое, надеемся, будет успешным.
Желаю Сирии успехов.
Покажите нам что-нибудь особенное", - цитирует президента США The Washington Post.
Особая пикантность в том, что это произошло в одночасье, без предупреждения американского чиновничьего аппарата.
И вызвало глубокую обеспокоенность в ряде федеральных ведомств США, поскольку Белый дом не выдавал никакого соответствующего распоряжения или меморандума для занимающихся санкциями чиновников, а также не предупредил их о том, что такое заявление президента ожидается в ближайшее время.
Правда, после смещения бывшего президента Сирии Асада в конце прошлого года Госдепартамент и Минфин США готовили аналитические записки с возможными вариантами отмены санкций, пишут СМИ.
Но такой скорости никто не ожидал.
После заявления президента в Саудовской Аравии у представителей администрации нет четкого понимания, какие именно ограничения планируется отменить, когда и как должен происходить этот процесс.
"Все пытаются понять, как реализовать это решение", - сообщил один из американских чиновников.
Еще одной сенсацией стала встреча Трампа с временным президентом Сирии Ахмедом аль-Шарра в среду, 14 мая в Эр-Рияде.
И снова ответственные службы не имели соответствующих инструкций.
Сначала ничего такого не планировалось: по данным The Times, в Белом доме рассматривали возможность встречи Трампа с Шараа во время его поездки в Саудовскую Аравию, однако вечером 12 мая было объявлено, что она не состоится, так как советники американского президента разделились во мнении о целесообразности внесения прямых переговоров в три дня.
Среди противников встречи Трампа с Шараа находилась глава национальной разведки США Тулси Габбард.
В течение нескольких месяцев в Белом доме, а также среди законодателей на Капитолийском холме, продолжались дискуссии по поводу целесообразности такого шага, учитывая предыдущие связи аль-Шарраа с Аль-Каидой - которые он, правда, разорвал еще в 2016 году.
Однако, как известно, это рандеву произошло.
И имело непосредственное отношение к предыдущему решению о снятии санкций с Сирии.
Так была ли необходимость Трампу так спешить?.
Как сообщает DW, временный президент Сирии предложил легитимному на четыре года президенту США соглашение о природных ресурсах - по аналогии с уже заключенным Соединенными Штатами и Украиной, пишет The Times.
Среди посредников этого соглашения могли быть чиновники Саудовской Аравии и Турции, сообщает The Times.
Иранская зависть.
Конечно, такие новости придают некоторую уверенность Ирану, тоже желающему урвать от США снятие санкций.
О редкоземах и других природных богатствах пока речь не идет.
Но у Ирана есть нечто другое, что может очень заинтересовать Трампа.
Это не церий, гольмий, неодим, эрбий и другие химические элементы, используемые в высокотехнологичном производстве: "валютой" Ирана является возможность вот-вот начать производить собственное ядерное оружие.
Во время визита Трампа на Ближний Восток один из главных советников верховного лидера этой страны Али Шамхани в интервью NBC News 16 мая заявил, что Иран готов подписать ядерное соглашение с президентом США на определенных условиях в обмен на снятие экономических санкций.
По его словам, Иран возьмет на себя обязательство не создавать ядерного оружия, а также избавиться от своих запасов высокообогащенного урана, который можно использовать как оружие, согласится обогащать уран лишь до более низких уровней, необходимых для гражданского использования, и разрешит международным инспекторам осуществлять надзор за этим процессом в обмен на немедленное упразднение санкций.
На вопрос, согласится ли Иран подписать соглашение сегодня, если эти условия будут выполнены, Шамхани ответил: "Да".
"Это все еще возможно.
Если американцы будут действовать так, как они говорят, то, безусловно, у нас могут быть лучшие отношения.
Это может привести к улучшению ситуациив ближайшее время", - предположил он.
При этом NBC News отмечает, что Шамхани дал интервью лишь через несколько часов после того, как Трамп предложил Ирану "оливковую ветвь" вместе с угрозой экономических санкций, если Иран не согласится на соглашение об ограничении ядерной программы страны.
В золотом самолете сидели...
Но понравится ли все это главному союзнику Соединенных Штатов на Ближнем Востоке - Израилю?.
Ответ очевиден: как пишет британский еженедельник Financial Times, президент Израиля Биньямин Нетаньяху оказался лишь сторонним наблюдателем во время ближневосточного турне Трампа.
При этом Нетаньяху давно хвастался тем, что оказывает влияние на Трампа.
Но пока президент США совершал тур по странам Ближнего Востока, становилось все более непонятным, слушает ли его Трамп до сих пор.
Так, в понедельник, 12 мая группировка ХАМАС освободила американско-израильского заложника из Газы после обошедших Нетаньяху стороной переговоров - его проинформировали только после завершения операции.
Во вторник, 13 мая Трамп снял санкции с Сирии, готовясь к встрече на следующий день в Эр-Рияде с ее новым президентом, которого Израиль назвал опасным джихадистом.
Но сам Трамп охарактеризовал его как "молодого, обаятельного бойца", отмечают корреспонденты Financial Times.
Кстати, во взглядах с Нетаньяху Трамп разошелся раньше, когда 6 мая объявил о перемирии с йеменскими боевиками-хуситами, атакующими корабли в Красном море.
В результате Израиль остался в борьбе с хуситами в одиночку: с тех пор они трижды выпустили баллистические ракеты по Израилю - дважды именно во время пребывания Трампа у саудитов.
Financial Times добавляет: дополнительно усугубляет ситуацию еще и решение Трампа вести прямые переговоры с Ираном по его ядерной программе.
Это ставит Нетаньяху в позицию стороннего наблюдателя в ключевом вопросе его премьерства, по поводу которого у него уже были сложности в отношениях с двумя предыдущими президентами Соединенных Штатов.
"Создается впечатление, что Нетаньяху больше не имеет влияния на Трампа - а если и имеет его ухо, то точно не имеет ни сердца, ни ума", - цитирует FT бывшего посла Израиля в США Майкла Орена.
Это - первые реальные big deal Трампа в должности.
Поэтому неудивительно, что ему сейчас не до израильской или украинской войны, говорят наблюдатели.
Ирина Носальская.
