/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F1%2Ff43fb2d954aae0ba1d60cf409c0961e5.jpg)
Экономист объяснил, почему маркетинг в фармотрасли — это не "зло"
Такой вывод сделал международный эксперт, экономист, член "Экономического дискуссионного клуба" Игорь Гарбарук в авторской колонке для УНН, проанализировав природу маркетинговых платежей.
По словам эксперта, на фармацевтическом рынке раздувается спор между производителями лекарственных средств и аптечными сетями в вопросе существенного снижения цен на основные препараты.
"Опять же, не буду пересказывать преамбулу конфликта, если коротко — существуют так называемые маркетинговые платежи, которые производители медицинских препаратов выплачивают аптечным сетям за качественную представленность их препаратов на полках аптек и эффективность продаж.
Большинство производителей считают эти платежи необходимым злом и делают все для того, чтобы их запретить на государственном уровне, а аптечные сети отстаивают их необходимость", — объясняет Гарбарук.
Как отметил экономист, эти платежи позволяют аптекам развиваться, быть экономически способными и делать услуги по предоставлению полного комплекса услуг доступными каждому гражданину Украины в тот момент, когда они ему необходимы.
"Внесение дисбаланса во взаимоотношения между производителями фармпрепаратов и аптечных сетей на 100% завершится удорожанием препаратов и существенным ухудшением уровня предоставления услуг конечному потребителю", — подчеркнул он.
Эксперт подчеркнул, что подобная модель маркетингового сотрудничества широко применяется в FMCG-секторе (продуктовая группа) — и там она является нормальной частью рынка.
"Оценивая реальную ситуацию изнутри розничного сетевого бизнеса, я понимал, что именно за счет таких платежей, которые касались товаров с высокой маржинальностью со стороны производителя, и появляется возможность: компенсировать потерю наценки на социальных товарах, составляющих основу потребительской корзины покупателей — особенно социально незащищенного слоя населения, включая пенсионеров; реализовывать программы ценовых акций на основные продуктовые группы; улучшать уровень оказания услуг покупателям на самих торговых локациях, обновлять холодильное и торговое оборудование и многое другое", — подчеркнул Гарбарук.
Напомним, с 1 марта 2025 г.
в Украине запрещено заключать маркетинговые договоры между производителями лекарств и аптеками.
Это решение, по замыслу, должно было привести к снижению цен на препараты, но на практике этого не произошло.
В настоящее время в Минздраве обсуждают проект постановления о разрешении заключать маркетинговые соглашения, но с ограничением.
