Университеты Украины больше не ограничиваются только образовательной функцией. Как показывает опыт Европейского Союза и новые практики в Украине, они все чаще становятся платформами для цифровых трансформаций и развития предпринимательства, указывает руководитель партнерств в стартап-акселераторе YEP Маргарита Чернышова в статье "Университет как цифровой хаб: новая роль в развитии регионов".
По ее словам, сейчас украинские высшие учебные заведения участвуют в развитии цифровых навыков, кибербезопасности, электронных сервисов. В Украине в прошлом году выбрали 12 консорциумов в рамках Европейской программы "Цифровая Европа" для создания Европейских цифровых инновационных хабов, где лидируют именно университеты. В этом году они уже начали действовать и открыли вузам новые возможности для влияния на цифровую трансформацию своих регионов.
Автор статьи приводит пример Киевского национального экономического университета, который координирует Win-Win EDIH. Это хаб, который сосредотачивает внимание на цифровом образовании, кибербезопасности и искусственном интеллекте.
В сеть входят десятки высших учебных заведений по всей территории нашей страны. В частности, Запорожский и Черниговский политехнические университеты, Сумской государственный университет, Хмельницкий национальный университет, Черновицкий университет.
Чернышова указывает, что благодаря такому формату образуется новая инфраструктура партнерства. Она добавляет, что высшие учебные заведения могут сочетать свои ресурсы и знания с конкретными запросами госсектора, бизнеса и громад.
"Вузы все чаще выступают как платформы для долгосрочного взаимодействия, как среда, где можно не только получить знания, но и вместе с партнерами решать прикладные вызовы", - отмечает эксперт.
Вместе с тем, Чернышова определяет факторы, которые сдерживают превращение университетов в цифровые хабы.
Автор статьи пишет, что прежде всего — это отсутствие четкой государственной стратегии поддержки университетов как цифровых хабов.
"Университетам не хватает постоянной поддержки: нет механизмов долгосрочного институционного сопровождения, координации между ведомствами или ресурсов для развития региональных экосистем. Многое до сих пор держится на инициативе отдельных команд", - объясняет она.
Чернышова считает сдерживающими факторами также недостаточное признание вузов как мощных партнеров в процессе цифровых трансформаций громад и выгорание университетских команд из-за большой загрузки.
"Украине нужна модель, в которой университеты становятся опорной точкой регионального развития — с четкой ролью, поддержкой со стороны государства и доноров, стабильным финансированием и долгосрочными связями с бизнесом, и громадами. Без этого невозможно обеспечить постоянное внедрение цифровых перемен в регионах", - отмечает автор статьи.
Ранее Маргарита Чернышева и основатель и СЕО в YEP Accelerator Андрей Заикин в статье"Украинские университеты могут стать кузницей предпринимателей. Как это сделать?"писали, что очень важным для нашей страны является обучение студентов предпринимательской деятельности, поскольку развитие предпринимательства может сдержать отток молодых людей из регионов и мотивировать их развивать свои города. Эксперты назвали четыре причины, почему развитие предпринимательских навыков у студентов является таким важным.