Университет как цифровой хаб: новая роль в развитии регионов
Университет как цифровой хаб: новая роль в развитии регионов

Университет как цифровой хаб: новая роль в развитии регионов

Университет как цифровой хаб: новая роль в развитии регионов

После начала полномасштабного вторжения университеты стали опорой для регионов. Они остались активными даже тогда, когда другие институции остановились. И это не только об образовании или обеспечении человеческого капитала — университеты все больше вовлечены в развитие технологий, в частности цифровых. В отчете Европейской комиссии о готовности Украины к вступлению в ЕС сказано, что страна совершила прогресс в цифровых изменениях, но нуждается в развитии цифровых навыков, кибербезопасности и электронных сервисах. Здесь открывается возможность для университетов — они могут поддерживать цифровые изменения на местном уровне.

Как это работает в Европе

В странах ЕС университеты активно помогают бизнесу, громадам и власти в цифровой трансформации. Один из ярких примеров — Европейские цифровые инновационные хабы (ЕЦИХ), которые действуют как партнерства между университетами, компаниями и местной властью. Кластерный подход позволяет устранить барьеры между образованием, рынком и потребностями конкретного региона.

В таком сотрудничестве университеты не просто учат — они вместе с другими создают решения. Например, бизнес может обратиться с конкретной потребностью, а университет поможет найти решение, привлекая преподавателей, студентов и исследователей. Выигрывают все: исследователи и студенты получают реальные задания, предприниматели — доступ к экспертизе и инструментам.

Например, в Литве Sunrise Valley Science and Technology Park объединяет Вильнюсский университет, технический университет Гедиминаса, муниципалитет и ассоциации бизнеса. Парк работает в самом большом образовательно-научном кампусе Балтии, поддерживает молодежные инновационные компании, предоставляет услуги по оценке цифровой зрелости и коммерциализации исследований.

В Финляндии примером такого подхода является Robocoast — европейский цифровой инновационный хаб, который объединяет 15 университетов и сотни промышленных компаний. Через хаб Robocoast они предлагают малым и средним предприятиям доступ к технологической инфраструктуре, тестированию инноваций, обучению и поиску финансирования. Партнерство направлено на внедрение решений в сфере робототехники, искусственного интеллекта, кибербезопасности и Internet of Things или Интернет-вещей (технологии, которая позволяет устройствам собирать и передавать данные без участия человека).

Win-Win EDIH Ukraine / Facebook

Отчет Европейской ассоциации университетов, Universities as key drivers of sustainable innovation ecosystems, подтверждает: вузы, встроенные в инновационные экосистемы, усиливают устойчивость и конкурентоспособность регионов. Для Украины это шанс найти системные решения для барьеров, которые сдерживают развитие университетских инноваций — сложностей с созданием спиноффов (нового бизнеса, который создается на основе идеи, технологии или разработки из университета), разрыва между исследованиями и предпринимательством, сотрудничества с бизнесом преимущественно в формате разовых услуг. Если развивать университетские хабы как платформы партнерства, это позволяет объединить экспертизу, запрос и инфраструктуру в реальные цифровые решения для регионов.

Университеты как среда создания цифровых решений

В 2024 году в Украине выбрали 12 консорциумов для создания Европейских цифровых инновационных хабов в рамках программы ЕС «Цифровая Европа». В 2025 году они уже начали свою деятельность, открыв университетам новые возможности влиять на цифровую трансформацию своих областей.

Университеты играют в этих хабах важную роль. Например, Киевский национальный экономический университет координирует Win-Win EDIH — хаб, который фокусируется на искусственном интеллекте, кибербезопасности и цифровом образовании. В сеть также входят десятки университетов по всей Украине — среди них Черниговская и Запорожская политехники, Хмельницкий национальный университет, Сумской государственный университет, Черновицкий университет и другие. Благодаря такому формату формируется новая инфраструктура партнерств: университеты могут объединять свои знания и ресурсы с конкретными запросами громад, бизнеса и государственного сектора.

Один из примеров — Житомирская политехника, которая превратила внутреннюю экспертизу в масштабируемый цифровой продукт. Университетская команда разработала Digital University UA — систему для онлайн-менеджмента заведений высшего образования, которая охватывает ключевые управленческие процессы от синхронизации с ЕГЭБО до организации учебного процесса, управления научной деятельностью, финансами и коммуникацией. Платформа уже внедрена в Киевском авиационном институте и Киевском национальном университете строительства и архитектуры.

Использование этой системы позволяет университетам уменьшить рутинную административную нагрузку, сосредоточиться на стратегическом развитии и повысить прозрачность внутренних процессов, что в свою очередь способствует более эффективному управлению.

В рамках участия в Win-Win EDIH команда Житомирской политехники также поддерживает другие организации на пути цифровой трансформации, демонстрируя, как университет может быть провайдером решений не только для себя, но и для более широкой экосистемы.

Инновационный хаб Житомирской политехники

Сеть ЕЦИХ — только один из инструментов. Вместе с тем университеты в Украине активно развивают свой формат работы с цифровыми решениями: запускают стартап-студии, лаборатории, междисциплинарные команды, инкубаторы. Например, в рамках проекта Seeds of Bravery команда YEP Accelerator помогает университетам строить инновационную инфраструктуру, адаптированную к местным потребностям и локальному бизнесу.

YEP Accelerator, Hardware Engineering Hackathon

Образование как инструмент трансформации

Цифровая трансформация в университетах тесно связана с образовательными процессами. Один из самых заметных примеров — объединение предпринимательства с обучением. В 2024 году МОН объявило о запуске сети стартап-школ, инкубаторов и акселераторов. Хотя предпринимательство не является фокусом этой статьи, оно дополняет цифровой компонент: речь идет о формировании среды, где рождаются прикладные решения. Этот подход мы подробнее описывали в статье «Украинские университеты могут стать кузницей предпринимателей. Как это сделать?», и он остается актуальным в цифровом измерении.

Европейская политика говорит о валоризации, то есть преобразовании знаний и исследований в продукты, услуги или политики, которые приносят пользу обществу. Это не только о технологиях, но и об участии университетов в формировании публичной политики, работе с уязвимыми группами, о социальных инновациях.

Это позволяет посмотреть на роль вузов шире — как на составляющую общественной инфраструктуры.

Доступность и доверие: что делает университет ключевым игроком

Университеты имеют ряд преимуществ, которые особо ценны в условиях децентрализации: физическое присутствие в регионах, доступ к инфраструктуре, преподавателям и студентам, а также относительная автономия. Это позволяет не только обучать цифровым навыкам, но и создавать продукты на основе реальных запросов громад, предпринимателей и власти.

Вузы все чаще выступают как платформы для долгосрочного взаимодействия, как среда, где можно не только получить знания, но и вместе с партнерами решать прикладные вызовы. Это требует нового качества взаимодействия — не как услуги, а как сотворчества.

Что сдерживает университеты

  1. Нет четкой стратегии. Во многих правительственных документах упоминается важная роль университетов в цифровой трансформации, в частности в Стратегии цифрового развития инновационной деятельности до 2030 года. Есть отдельные позитивные примеры, а именно CDTO Campus, который предоставляет командам доступ к обучению и сообществу практиков. Но в целом университетам не хватает постоянной поддержки — нет механизмов долгосрочного институционного сопровождения, координации между ведомствами или ресурсов для развития региональных экосистем. Многое до сих пор держится на инициативе отдельных команд.
  2. Недостаточное признание. Даже когда университеты уже сотрудничают с громадами или бизнесом, их часто не рассматривают как равноправных партнеров. Их привлекают как площадку для мероприятий или исполнителей проектов, а не как тех, кто может формировать политику или создавать решения вместе.
  3. Перегрузка команд. Для работы с цифровыми темами и инновациями университетам нужны преподаватели, менторы, фасилитаторы, менеджеры проектов, коммуникаторы, но штат часто остается тем же. Команды вынуждены объединять несколько ролей без дополнительных ресурсов, что приводит к переутомлению и выгоранию (о технологическом стрессе подробнее в исследовании 2023 года в журнале Studies in Technology Enhanced Learning). Без поддержки и адаптивных моделей университеты рискуют потерять главный ресурс — людей.

Университет — это не только место обучения. Это центр, где встречаются идеи, вызовы и решения, где формируется доверие и возникают партнерства. Украине нужна модель, в которой университеты становятся опорной точкой регионального развития — с четкой ролью, поддержкой со стороны государства и доноров, стабильным финансированием и долгосрочными связями с бизнесом, и громадами. Без этого невозможно обеспечить постоянное внедрение цифровых перемен в регионах.

Источник материала
loader
loader