/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2F9b42803197877634864277d7c0ecdaac.png)
Самый древний храм времен Руси – не Софийский собор: где он находится и как выглядит сегодня
Он стал первым каменным собором Черниговской земли и уникальным образцом сочетания византийского крестово-купольного стиля с элементами романской базилики.
Спасо-Преображенский собор в Чернигове является одной из древнейших архитектурных памятников Киевской Руси, сохранившейся до наших дней в отличном состоянии. Он даже старше знаменитого Софийского собора в Киеве и остается действующим храмом, поражающим своей историей и архитектурной уникальностью.
Этот уникальный храм, объединивший в себе византийские и романские архитектурные традиции, является не только самым древним сохранившимся сооружением Киевской Руси, но и живым символом духовности и культурного наследия нашего народа. Его стены помнят князей и митрополитов, государственные решения и молитвы верующих, которые звучали здесь почти девять веков.
Начала и архитектурная неповторимость
Этот собор был основан князем Мстиславом Владимировичем, братом Ярослава Мудрого, примерно в 1030 году. Особенность сооружения заключается в сочетании традиций византийского крестово-купольного храма с элементами романской базилики — такого сочетания нет ни в одном другом известном древнерусском храме. Это объясняется тем, что князь пригласил мастеров из Тмутаракани, которые были знакомы с архитектурой Малой Азии и Закавказья, где подобные стили были распространены.
Исторический контекст и строительство
Согласно летописям, собор возводили на месте древнего языческого капища, где сначала стояла деревянная церковь. После успешного похода на Красную Русь князь Мстислав приступил к строительству каменного храма, но умер в 1036 году, когда здание было еще недостроенным. Он был похоронен в недостроенном соборе. Завершение постройки, вероятно, произошло уже при князе Святославе Ярославиче, который также обрел здесь вечный покой.
Архитектурные особенности и интерьер
Собор имеет трехнефную структуру, его размеры поражают: ширина – более 22 метров, длина с апсидами – более 35 метров, а высота центрального купола достигает 30 метров. Стены толщиной более метра и полутора сохранились практически без изменений. Внутреннее пространство украшали многочисленные арки, фресковая роспись с богатой цветовой гаммой, цветной камень и керамические плитки на полу, резные мраморные колонны с капителями. Все это создавало впечатление величия и духовного возвышения.
Святыни и реликвии
В соборе покоятся останки черниговских князей, в том числе князь Игорь Святославич, упомянутый в "Слове о Полку Игореве". Также в соборе похоронены Игорь Ольгович и другие князья из династии Рюриковичей.
Хотя основная часть фресок погибла в пожаре 1756 года, некоторые фрагменты до сих пор можно увидеть в соборе. Они свидетельствуют о богатом убранстве собора в прошлые века.
Роль собора в жизни Чернигова
На протяжении почти девяти веков Спасо-Преображенский собор являлся духовным и политическим центром Черниговской земли. Здесь хранились святые реликвии, княжеские мощи, а также происходили важные государственные события – заключались договоры, скреплялись присяги. Собор был местом погребения многих выдающихся князей и церковных иерархов.
История в новейшие времена
Собор неоднократно терпел разрушения, но в XIX веке его реставрировали, вернув первозданный вид. В советский период храм был закрыт, используя как складское помещение. Богослужение возобновили во время немецкой оккупации в 1942 году, но затем снова прекратили. Лишь в конце 1980-х годов постройка вернулась в церковную общину и вновь стала действующим храмом.
Спасо-Преображенский собор в Чернигове – это уникальный архитектурный и исторический памятник, отражающий богатство культурного наследия Киевской Руси. Его неповторимая конструкция, многовековая история и духовное значение делают его подлинным символом Чернигова и всей Украины.
Ранее "Телеграф" рассказывал о первом позолоченном храме в Киеве. Его история полна величия и испытаний: от основания в XII веке и расцвета в эпоху казачества до трагического уничтожения в 1930-х годах советской властью.

