Эксперт: государственная цифровая платформа "Мрія" разрушает рынок образовательных технологий в Украине
Эксперт: государственная цифровая платформа "Мрія" разрушает рынок образовательных технологий в Украине

Эксперт: государственная цифровая платформа "Мрія" разрушает рынок образовательных технологий в Украине

Эксперт: государственная цифровая платформа "Мрія" разрушает рынок образовательных технологий в Украине

На первый взгляд — инициатива прогрессивная, однако с появлением "Мрії" школам не хватает свободы выбора на рынке образовательных технологий, а сам рынок разрушается.

Запуск в Украине государственной образовательной платформы "Мрія", которая позиционируется как бесплатное цифровое решение для школ, вызвал серьезную критику со стороны представителей EdTech-рынка. Образовательный эксперт Владимир Страшко в статье для ZN.UA "Мрія" без мечты: как государство разрушает рынок образовательных технологий в Украине" сравнивает эту инициативу с контролируемыми системами, где "бесплатность" оборачивается монополией и вытеснением частных игроков.

Проект "Мрія" — это национальная цифровая платформа, которая включает электронный дневник и журнал для школ. Ее цель сформулирована привлекательно: предоставить каждой школе бесплатный доступ к современному цифровому инструменту, сделать администрирование образования более эффективным и прозрачным: на первый взгляд — инициатива прогрессивная и социально ориентированная.

Впрочем, по мнению Страшко, с появлением "Мрії" школам не хватает свободы выбора на рынке образовательных технологий, а сам рынок разрушается.

"Результаты запуска "Мрії" для рынка электронных образовательных сервисов в Украине являются разрушительными. По нашим оценкам, по меньшей мере 10-12 платформ (School Today, Eddy, НИТ и другие), которые работали в сегменте электронных дневников, потеряли рынок. Бизнес-модели, построенные на платном доступе, разрушены. Компании, которые вкладывали инвестиции в продукт, вынуждены приостановить развитие или переориентироваться на другие рынки", — пишет автор статьи.

Таким образом, объясняет Страшко, благодаря монопольному положению "Мрія" вытесняет с рынка платформы от частных компаний, даже если они более качественные, и теперь эти компании вынуждены искать "выход за границу".

"Мы имеем ситуацию, когда с одной стороны государство требует от бизнеса быть патриотичным, платить налоги, создавать продукты. А с другой — создает условия, при которых легче просто все вывезти за границу", — отмечает образовательный эксперт.

В этом парадоксе, по его словам, и рождается "утечка смысла" украинского EdTech: "Те, кто действительно успешен, работают не в Украине. И не на Украину".

"Это не свободный рынок. Это государственная централизация под прикрытием "доступности", — считает Страшко.

Эксперт также отмечает, что проект "Мрія" — это не волонтерская инициатива, в нее вложены значительные средства, в том числе донорские. И хотя представители проекта обещают интеграцию платформы с бизнесом, на самом деле эти коллаборации не имеют четкой технической или финансовой модели, зато бизнесу предлагают бесплатное участие без гарантий.

Между тем, по словам эксперта, в европейских странах применяют другой подход: государство не создает собственный продукт, а инвестирует в развитие инфраструктуры и оставляет бизнесу право на конкуренцию.

В эпоху искусственного интеллекта и безумного развития технологий школы не могут обучать детей так, как они это делали в прошлом веке. В образовании, как и в других сферах общественной жизни, нужен технологический прорыв, который обеспечивает в том числе и цифровизация.

О том, как происходит цифровизация в украинских школах и какие вызовы приходится преодолевать, редактор отдела образования и науки ZN.UA Оксана Онищенко расспрашивала заместителя министра образования и науки Украины по вопросам цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации Дмитрия Завгороднего.

Источник материала
Упоминаемые персоны
loader
loader