«На видео мой дом. Его и ряд соседних домов уничтожила Россия. Я напугана, растеряна, в отчаянии… Не понимаю, что делать дальше. Открываю банку на сбор помощи…».
К сожалению, такие посты в социальных сетях сегодня не редкость. Любой из нас может стать жертвой обстрелов, интенсивно наращиваемых Россией. Смертельная рулетка, в которую нас заставили играть, стала будничной реальностью. Кому-то вчера не повезло в Одессе. А кому-то в ночь на 24 апреля — в Киеве, когда в столице погибли 13 человек, один двухэтажный дом был разрушен полностью, более ста повреждены, а также уничтожены полсотни авто.
Постепенно правительство наладило государственную систему фиксации разрушений, повреждений и потери жилья семей, оказавшихся под огнем врага. Но она не предусматривает быстрого предоставления нового жилья или восстановления имущества вместо уничтоженного. Поэтому острейшая проблема — оказание срочной помощи тем, кто из-за попадания ракеты или шахеда оказался буквально на улице, без вещей, еды, денег и документов.
А что дальше происходит с этими людьми после того, как место трагедии покинут чиновники и пресса? Как в этой ситуации должны действовать государственная власть и громада, чтобы оперативно помочь пострадавшим? И как действуют на самом деле?
На примере столицы мы решили пройти путь пострадавшего человека, чтобы понять, насколько государство и громада о нем заботятся. Мы поговорили с людьми, оставшимися без крова, а также задали вопросы столичной власти, чтобы понимать степень ее вовлеченности в проблемы людей, у которых больше нет дома.
Медленная помощь от государства
В ночь удара 24 апреля по Святошино лишились своего жилья 16 семей, которые написали заявления с просьбой предоставить новое. Понятно, что стали временно непригодными для проживания многие квартиры в окружающих домах, но другие семьи надеялись на их восстановление.
На какую поддержку от государства рассчитывать человеку, который стоит посреди двора и не знает, куда ему идти?
Итак, на портале «Дія» (это если у человека сохранился телефон) легко найти Идентификатор услуги 01746: «Принятие решения о предоставлении денежной компенсации пострадавшим, жилые дома (квартиры) которых разрушены вследствие чрезвычайной ситуации военного характера, вызванной вооруженной агрессией Российской Федерации».
Однако для получения этой денежной компенсации пострадавшему прежде всего необходимо подать следующие документы:
- заявление о проведении обследования жилья;
- копию документа, который удостоверяет лицо и подтверждает гражданство Украины;
- копию одного из предусмотренных Налоговым кодексом Украины документов с данными о регистрационном номере учетной карточки налогоплательщика (кроме случаев…);
- нотариально заверенные копии документов, которые подтверждают наличие права собственности у пострадавшего на жилье на момент подачи заявления о проведении обследования жилья.
Не знаю, как у вас, а у меня на языке крутится обсцентная лексика (маты по-простому) в адрес авторов этого юридически грамотного конструкта, когда от человека, который выскочил едва ли не буквально из пламени собственного дома, требуют показать копию паспорта или другие «нотариально заверенные копии»… со сгоревших оригиналов.
Но идем дальше. Для того чтобы этот механизм заработал, обязательно необходимо подать заявление в местные органы власти или военно-гражданскую администрацию. И только через пять дней человеку сообщат, когда к нему придет комиссия по обследованию жилья, на что ей дается 30 дней (!). После этого через три дня заявитель получает акт обследования жилья и справку о признании лица пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации.
Впрочем, это еще далеко не все. Следующий шаг: необходимо зарегистрировать в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество прекращение права собственности на разрушенное жилье (как будто кто-то будет требовать уплатить налог на недвижимость). Для этого нужно обратиться к государственному регистратору и подать:
- акт обследования жилья;
- документ, заверяющий право собственности на объект недвижимого имущества. Такой документ во многих случаях уже может не существовать в природе — сгорел, и что делать в этом случае? Из описания процедуры непонятно.
Но и это еще не все. Затем мы переходим на второй круг бюрократии. После получения справки о признании лица пострадавшим обязательно следует подать второй пакет документов:
- заявление в произвольной форме о выплате денежной компенсации;
- копия справки о признании лица пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации;
- копия акта обследования жилья;
- информационная справка (извлечение) из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество о прекращении права собственности на жилье в связи с его уничтожением.
И вот наконец на протяжении трех рабочих дней пострадавшему присылают решение о предоставлении денежной компенсации или… отказ.
Наверное, не надо никого убеждать, что эта юридически безупречная процедура настолько инертна, что может оказаться абсолютно импотентной. Например, в случае Святошино 24 апреля, когда людям надо было найти пристанище хоть где-нибудь буквально в тот же день.
А зачем местная власть?
Понятно, что если бы КГГА и Святошинская РГА вместе с добровольцами действовали только в парадигме описанной государством процедуры, то ужас от российской ракеты продолжался бы и до сих пор. На самом деле пострадавшие не остались на улице. Примечательно, что большинство сами нашли место временного пребывания у родственников или друзей. А какова же роль местной власти? А вот какая.
По информации КГГА, из бюджета Киева были выделены по 40 тыс. грн помощи для каждой семьи, потерявшей жилье во время военного положения. Такая сумма предусмотрена в предварительно принятых решениях Киеврады и распоряжениях городского головы. Поэтому специально собираться и принимать соответствующее решение или распоряжение не было никакой необходимости (см. ответ КГГА на информационный запрос). Большинство владельцев поврежденного и уничтоженного 24 апреля жилья выбрали помощь в форме компенсации на аренду помещения. В департамент социальной и ветеранской политики КГГА поступило 170 заявлений на получение единовременного пособия в размере 40 тыс. грн. По состоянию на 8 мая 109 заявителей уже получили эти выплаты.
Итак, процедуру предоставления помощи пострадавшим можно ускорить согласно ситуации, если у местной власти есть разработанные и проверенные процедуры для подобных чрезвычайных случаев.
Также единовременное пособие в размере 10 тыс. грн получили другие пострадавшие в Святошино. (40 тыс. грн на аренду, кому негде жить, а 10 тыс.— всем пострадавшим.) Здесь нужно вспомнить добрым словом депутата Киеврады первого созыва Василия Трофимцева, который в начале 1990-х провел через Киевраду решение о городской целевой программе «Турбота», которая значительно модернизировалась, но сохранилась с тех пор. Не тема этого материала вспоминать, сколько на этой программе «освоили» денег во времена Черновецкого и после. Но то, что она есть, оказалось целесообразным для киевлян в экстремальной ситуации. Программа направлена на людей, оказавшихся в затруднительной жизненной ситуации, и ежегодно Киеврада выделяла значительные средства на ее реализацию. С началом большой войны «Турбота» оказалась крайне актуальной для пострадавших от боевых действий. В случае Святошино было принято 886 заявлений на получение одноразовой материальной помощи, и на 8 мая помощь выплатили 842 лицам. То есть здесь надо сказать, что если государство обещает помощь в долгосрочной перспективе, то местная власть предоставляет ее оперативно и срочно.
Таким образом, Киев, то есть киевская власть — Киеврада, ее исполнительный орган КГГА и Святошинская РГА, которая по статусу является ее районным подразделением, эффективно отреагировали на ситуацию 24 апреля. Насколько этот случай уникален или стандартен и как город помогал киевлянам все годы войны в целом?
Потери Киева в войне
Из-за вооруженной агрессии Российской Федерации с 24 февраля 2022 года в Киеве погибли 228 человек, из них — 13 детей. Эти потери самые болезненные. Ранены 743 человека, из них — 115 детей.
Что касается «кирпича», то, по информации, полученной от КГГА, в столице с 24 февраля 2022-го повреждены 1492 многоквартирных дома, из них 37 признаны такими, что подверглись значительным повреждениям и восстанавливаются за счет средств бюджета города Киева. Из них, по информации заказчика работ КП «Жилинвестстрой-УКБ», на 23 домах восстановительные работы завершены, 14 домом запланировано восстановить на протяжении 2025 года.
Здесь я хочу отметить, что все эти дома находятся в частной собственности жителей и не являются коммунальным имуществом, то есть «юридически безупречно» было бы возложить стоимость выполнения этих работ на самих владельцев. Однако и городские власти, и киевляне понимают, что это будет им не по силам, и тут проявляется сплоченность городского сообщества — беда для отдельных киевлян является бедой для всего Киева.
Если считать частные дома, то по состоянию на 06.05.2025 вследствие боевых действий были значительно повреждены 137 жилых домов и 10 — уничтожены. Всего на рассмотрение районных комиссий по обследованию поврежденного жилья поступили 4234 заявки киевлян на получение компенсации за поврежденные и уничтоженные объекты недвижимого имущества. Комиссии приняли 2301 решение о предоставлении компенсации на общую сумму 214 млн 78 тыс. грн.
Одновременно пострадавшие семьи обращались за помощью в 10 тыс. грн в рамках программы «Турбота». Всего с начала войны город оказал помощь 9787 лицам на общую сумму 99 млн 670 тыс. грн. По моему мнению, тут программе требует усовершенствования. Почему? 10 тыс. грн назначают на семью, но количество ее членов не учитывается, следовательно, чем больше семья, тем меньше денег приходится на одного человека. Также очевидно, что одноразовая выплата 40 тыс. грн помощи не спасет людей, которые вместе с жильем потеряли нажитое имущество. Мягко говоря, здесь тоже есть возможности для развития программ помощи.
Куда переселились пострадавшие
По данным КГГА, с начала большой войны тех, кто лишился жилья, разместили в 26 квартирах, находившихся в распоряжении города, — 34 семьи из 103 человек. Кроме того, еще в декабре 2022 года город приобрел дополнительно 113 квартир с целью сформировать фонд жилья для предоставления во временное пользование. Понятно, что этого мало, и пополнение этого фонда — задача для города. Пока же людей селят, где придется, — в общежитиях, на пустых базах отдыха и так далее, где найдет власть или местный депутат.
Отдельно стоит вопрос о расселении внутренне перемещенных лиц — переселенцев. Есть соответствующее решение Киеврады от 18.05.2023 №6327/6368. Согласно ему снимают жилье 392 внутренне перемещенных лица (115 семей). Понятно, что это капля в море, ведь в Киеве зарегистрированы (официально) более 424 тыс. переселенцев, из них 2864 семьи/одиночки находятся на учете как нуждающиеся во временном жилье.
Киеврада в конце 2024 года приняла городскую целевую программу обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2025–2027 годы. Насколько она окажется эффективной, можно будет сказать только со временем.
Известно, что многие люди помогают и переселенцам, и пострадавшим чем могут. Моя знакомая пустила жить (бесплатно) в пустую квартиру своих родителей подругу, которая тоже потеряла жилье в разрушенном в Святошино доме.
Как помогают люди
История мужчины, рассказанная его близким другом, который просил не называть ни имен, ни фамилий, потому что когда они с женой кинулись собирать помощь для него, на них уже выходили мошенники. Мужчина этот уже немолодой — 47 лет, первая жена умерла от тяжелой болезни еще до большой войны, сам он ушел в АТО с Майдана, а в 2022-м — добровольцем на фронт, попал в плен, вернулся домой в результате обмена, встретил женщину, которая стала его второй женой, у них родилась дочь. Жили в трехкомнатной квартире родителей, где были прописаны восемь человек — сестра с детьми, тетка с сыном и он с семьей. Хорошо, что родители переехали жить на дачу, потому что было бы еще больше. Дом в Авиагородке, разрушенный до основания 24 апреля, строили очень давно как временное жилье, поэтому ванная комната даже не была предусмотрена, родители сделали ее сами, отрезав часть кухни. Когда в ту ночь он услышал сигнал тревоги, то схватил полуторагодовалую дочь и успел выскочить на улицу, жена бросилась собирать детские вещи и не успела… Так он во второй раз потерял близкого человека.
Первые дни жил в хостеле, а дочь — в семье друга, сейчас они вместе, снимают квартиру, друзья нашли девочке хороший детский сад. Очень помог певец MÉLOVIN, победитель шоу Х-Фактор, — он собрал для них 1 млн грн, чтобы купить квартиру. Здесь мой собеседник сильно разволновался и сказал, что теперь, чтобы перевести эти средства на карточку друга, надо уплатить НДС плюс военный сбор, а при покупке квартиры снова уплатить НДС плюс военный сбор, а на то, что останется, неизвестно что удастся купить…
Я немного порылся в законодательстве и нашел, что в первом случае, вероятно, можно будет не платить, — хотя MÉLOVIN, скорее всего, не внесен в официальный реестр благотворительных организаций, но если он публично объявил цель сбора пожертвований, то эта сумма не облагается налогами. А вот при покупке квартиры я не уверен, что так удастся сделать, хотя друг стоит на квартирной очереди как участник боевых действий и на один глаз почти не видит… Тут, как я думаю, явный пробел в законодательстве — если бы сейчас пришла его очередь на квартиру, он бы не платил за нее НДС. Правда, есть надежда, что удастся провести эти деньги через благотворительный фонд, тогда налоги будут минимальными или их вообще не будет.
Как возрождается Феникс
Киев, как и Украина, неоднократно восставал из руин и пепла, и если мы решили оставаться на своей земле, то должны быть готовы к этому и иметь четкую стратегию действий. Каковы ее основные моменты? Очень сжато можно сформулировать основные ее положения следующим образом.
Обеспечение жильем вместо разрушенного. Здесь необходимы три компонента — фонд неотложного размещения, фонд пребывания в среднесрочной перспективе, фонд (механизм приобретения) для постоянного проживания. Создание сектора муниципального жилья, которое сдается исключительно в аренду.
Финансирование. Оно должны предусматривать привлечение частного капитала, международных инвесторов и доноров под гарантии государства и иностранных правительств. Развитие частно-публичного партнерства в строительной сфере, в котором государство или местная власть предоставляет землю для строительства и выкупает жилье, а застройщик получает гарантии возврата своих инвестиций.
Правовое обеспечение. Необходимо усовершенствовать законодательное регулирование вопросов собственности и компенсаций, инвестиций и частно-публичного партнерства. Возможно, ввести налоговые льготы и другие кредитно-денежные инструменты для ускорения строительства и получения/покупки жилья.
Администрирование. Ускорить подготовительный этап для строительства, который сейчас занимает минимум год, через гибкое планирование, упрощение бюрократических процедур, приоритет социально уязвимым группам населения (членам общества), полная открытость для общественного контроля.
От того, будет ли эффективный механизм восстановления разрушенного или утраченного жилья, в решающей степени зависит и то, вернутся ли из-за границы украинцы, которого у них здесь нет.
В 90-х годах прошлого века я побывал на стройплощадке в США, где волонтеры бесплатно строили жилье для бедных — очень дешево, из материалов благотворителей, его отдавали на выкуп на 30 лет. Спросил, многие ли выплачивают всю сумму (думал, тут что-то нечисто), ответили — 3%, а остальные, спрашиваю, отвечают, что переезжают в лучшее жилье.
Таким образом, людям надо помочь в самый сложный момент, а дальше они справятся и сами. Если государство, конечно, предложит для этого необходимые инструменты. Вот, например, сейчас очень успешно работает государственная программа «єОселя». Но ни пострадавшие от обстрелов, ни переселенцы не могут ею воспользоваться из-за непомерного первого взноса. В результате государство «помогает» взять в дешевую ипотеку жилье тем, у кого оно уже есть. (Но чтобы не более 80 метров квадратных.) Разве можно так использовать бюджетные деньги, когда есть люди, которым они нужны, чтобы банально встать на ноги с нуля?