«Русский военный корабль…», пес Патрон, «троянская» фура: как мемы стали оружием в Украине
«Русский военный корабль…», пес Патрон, «троянская» фура: как мемы стали оружием в Украине

«Русский военный корабль…», пес Патрон, «троянская» фура: как мемы стали оружием в Украине

«Русский военный корабль…», пес Патрон, «троянская» фура: как мемы стали оружием в Украине

Часто ли вы пересылали мемы знакомым? А сколько из них появились после 24 февраля 2022 года? Мемы сегодня фактически заменили анекдоты и становятся все популярнее. Сейчас это — не просто остроумные картинки, а настоящая броня, помогающая бороться и сплачивать общество. Мемы стали индикатором важности события или силы резонанса — важное, неожиданное, шокирующее или радостное событие сразу обретает мемную форму. Мемы разрушают границы. Как, например, в Германии появляется мем про подругу Конни, которая путешествует на фуре по России или занимается дайвингом.

Почему мем превратился в информационный вирус и какую роль он сегодня играет в обществе?

 

Мем — язык XXI века

У каждой эпохи был свой «язык» общения. В ХІХ веке это была поэзия, в ХХ — публицистика, а в ХХІ — мем. Выразительный, точный, цепкий и безжалостный. Мему не нужно много слов — он или «зашел», или растворился в «вечности трех прокручиваний в ленте». Это не просто смешная шутка или картинка, которая вирусно и стремительно распространилась на просторах Интернета. Это интересная идея, молниеносный образ, знак принадлежности, твердая политическая позиция или дерзко брошенный вызов большой угрозе.

В нашем быстротечном мире, где TikTok окончательно победил телевизионные новости и люди читают только заголовки, а не вдумчивые тексты, мем исполняет роль умелого гуманитарного «дрона». Он быстро сбрасывает нужную идею сразу в эмоциональный центр сообществ людей, захватывает их внимание, а дальше «взрыв» распространяется через лайки, шеринги и скриншоты. Уникальность и парадоксальность мемов — в том, что они не нуждаются в объяснениях, но объясняют все. Шутливый характер, анонимность и массовая интернет-коммуникация снимают защитные барьеры психики — информация не воспринимается как угроза, поэтому не попадает под личную рациональную критику (интеллектуальную цензуру).

Мемы — это «оружие», призванное повлиять на нашу «картину мира» и убеждения. Видимо, поэтому в одном из бюллетеней американской разведки было указано, что «мемы образовывают невидимую, но довольно реальную ДНК человеческого общества». Более того, еще 20 лет назад американские военные специалисты исследовали силу мемов и обсуждали вероятность будущей меметической войны.

Мемы не претендуют на истинность, но обычно и не врут. Они не объясняют, а скорее, иллюстрируют, жестко и безжалостно запечатлевая в человеческой памяти «голых королей» политики. И если иллюстрация удается, то ничего и не нужно объяснять. Как, например, с мемами о столичной «Мэри Поппинс» с зеленым зонтиком, «Путиным — х..лом», боязливым цыпленком ТАКО Трампом (TACO — Trump Always Chickens Out) или фурой-троянским конем.

Фото из открытых источников

 

Языком сопротивления: как украинские мемы стали броней

Мем стал своеобразным постмодерным средством идентификации определенного сообщества, неким «шибболетом», или, в украинском варианте, — «паляницею».

От «Киборгов» и «Путин — х..ло, ла-ла-ла» до «Русский военный корабль, иди на…» и «Доброго вечора, ми з України» сформировались маркеры идентичности и меметическое ядро украинского мифа. Как четкая татуировка на сознании: коротко, очень болезненно и необратимо. Выражение «Русский военный корабль, иди на…» было сильнее и более меткое, чем любое дипломатическое заявление. Его печатали на марках и футболках, размещали на билбордах, рисовали на автомобилях и даже гравировали на оружии. И именно этот мем в своей сжатости, остроумии и эмоциональной точности стал тем культурным сигналом, который сплотил украинскую нацию в момент самой большой угрозы. Мем об «обиженной ливерной колбасе Шольце», который обсуждали не только среди журналистов, но и в дипломатических кругах, ускорил предоставление военной помощи Украине.

Сгенерировано по запросу автора

 

До 2022 года украинская меметика заявила о себе через мемы «Путин — х..ло», «Ватник», «Киборги» и «Визитка Яроша». Это были очень жесткие, черно-белые маркеры национального сопротивления. Они помогали самоидентифицироваться и служили оружием в гибридной войне. В 2017–2019 годах в рамках польско-украинского проекта «Кризисная интервенция — поддержка общественных организаций в Украине, работающих с воинами АТО и их семьями» было проведено 20 гибких интервью. Контент-анализ содержания ответов дал основания выделить самые популярные мемы. После этого провели анкетирование среди военнослужащих, их семей и волонтеров. Выборка была репрезентативной по возрасту, полу и типу населенного пункта. Анализ результатов подтвердил: яркие и нестандартные мемы легко запоминаются, а их черты переносятся на собственные модели поведения. Некоторые мемы превращаются в крылатые выражения и становятся частью ежедневного информационного взаимодействия. Как подтвердил опрос, самыми известными мемами являются «Путин — х..ло, ла-ла-ла», «Ватник» и «Укроп» — это отметили почти 70% опрошенных респондентов.

trumphighcastle / Х

 

Мем «Ватник» настолько зацепил россиян, что они пытались адаптировать его через разные мероприятия: добавляли баллы во время поступления в университет или создавали коллекции ватников для жен боевиков.

Сатирическое направление украинских мемов распространилось в мемплексе относительно фейковых российских новостей. Противодействием становились мемы-«скриншоты», изображающие какую-то новость в российских медиа подчеркнуто гиперболично и иронично. Появились также мемы, акцентирующие внимание на вопросах национальной идентичности. И чуть ли не впервые в украиноязычном просторе Интернета творцы и пользователи начали использовать мемы как своеобразный маркер «свой—чужой».

Фото из социальных сетей

 

После полномасштабного вторжения в 2022 году украинские мемы перестали быть сугубо юмористическими, а приобрели политическое содержание. Появились другие герои — с новым культурным кодом. Мем «Русский военный корабль, иди на…» стал первым лингвистическим ударом для врага. Мемом, о котором рассказывали в западных медиа, в политических и развлекательных ток-шоу. А мем «Доброго вечора, ми з України» (фраза Марка Галеневича из «ДахиБрахи») доказал, что вежливость может быть с гранатометом за спиной. Тогда в мемах проявилась солидарность между властью и обществом, между людьми разного возраста и из разных регионов Украины.

«Меми под бомбами» удивили мир и подтвердили, что можно смотреть в лицо страха — и отвечать с улыбкой: «Ми вас і без світла вб’ємо». Именно эти мемы показали миру, что Украина умеет не только бороться, но и смертельно серьезно шутить.

Фото из социальных сетей

Ирония стала психоэмоциональной броней украинцев и способом трансформировать реальность. Как отмечает Сьюзан Блэкмор, мемы — это механизм отбора идей. Украинские мемы стали нашим способом не сойти с ума от ужасов войны, выстоять и сказать: «Мы — живы!».

 

Мемы под микроскопом

По данным социологического опроса Gradus Research, проведенного в марте 2025 года, 60% украинцев в возрасте 18–60 лет активно используют мемы в ежедневном общении. А 93% заметили, что видят их ежедневно — в лентах соцсетей и Telegram-каналах. (Исследование охватило тысячу украинцев, проживающих в городах с населением 50 тысяч человек и более, кроме временно оккупированных территорий и территорий, на которых ведутся активные боевые действия.)

Социологический опрос также показал: несмотря на то, что мемы популярны среди украинцев, более 50% респондентов не создают и не распространяют их. То есть мем — это универсальный язык, который знает большинство населения, но не каждый на нем «разговаривает». Больше всего мемы влияют на молодежь 18–35 лет — это их формат и рефлексия: они не только потребляют информацию, но и переосмысливают ее через юмор и остроумие.

Почти 70% украинцев использовали в общении мемы «Доброго вечора, ми з України», «Русский военный корабль, иди на…», «Паляниця», «Бавовна» и «Пес Патрон». Для почти 50% граждан Украины мемы были опорой в сложных жизненных ситуациях и помогали поддерживать эмоциональное равновесие. 31,5% украинцев ассоциируют победу Украины в войне с Россией с мемами «Русский военный корабль, иди на…», «Доброго вечора, ми з України» и «Бавовна».

Но не менее узнаваемы и те, которые появились раньше: «Киборги», «Путин — х..ло», «Бандеровцы». Эти мемы стали формой сопротивления, самоидентификации и мобилизации нации. Мемы же о «ТЦК. Поцілунки з рівненським військкомом» и слова, выложенные трупами россиян, вызвали у 20% опрошенных очень негативные эмоции.

Какие из этих мемов вам известны? Топ-10

Пес Патрон

79%

Русский военный корабль

78%

Доброго вечора, ми з України

78%

Паляниця

76%

Чорнобаївка

67%

Бавовна

66%

Привид Києва

62%

Цигани вкрали танк

61%

Курська операція

42%

Насіння в кишені

39%

 

В чем секрет популярности мемов? Научное объяснение

Хотя мем кажется, на первый взгляд, легкомысленной смешной картинкой, на самом деле он — полноценный инструмент влияния на общественное сознание. У ученых нет единого мнения, как именно работает меметика. Ричард Докинз называл мем «единицей культурного наследия», Сьюзан Блэкмор — «вирусом для мозга», а Дуглас Рашкофф — «медиавирусом». Вместе с тем Антонио Менегетти рекомендовал очень серьезно относиться к «вирусам ума», поскольку они могут заразить нас определенными идеями и убеждениями, которые «приведут туда, куда ты совсем не хочешь попасть».

Полномасштабная российско-украинская война подвигла исследовательницу Ладу Баланюк написать об украинских мемах как об антителах и защитной реакции культурного иммунитета на культурные и идеологические угрозы со стороны России.

Исследователь Лимор Шифман считает, что мем — это не просто удачная шутка, а влиятельное «цифровое существо», которое выживает не благодаря правде, а благодаря эмоциям аудитории. И является действенным способом заявить о себе: «я так думаю и чувствую» и «мы с вами одной крови». То есть мем — сигнал, подтверждающий принадлежность к определенной горизонтальной сети.

Как подчеркивает исследователь, когда много мемов работают на один общий нарратив, они объединяются в мемплексы. Такие, как «Пес Патрон», «Киборги», «Русский военный корабль…», «Байрактары», «Тракторні війська», «Щекавиця». Все они работают на нарратив «мы — народ, который храбро сопротивляется и смеется над врагом».

Фото из социальных сетей

Мемы стали и формой коллективной терапии. «Котик у броніку» или «Кухонна шафка» говорят больше, чем тысяча официальных сообщений. Это способ держаться, говорить друг с другом на языке юмора — и выживать.

Наверное, в будущем историки будут анализировать победу Украины в российско-украинской войне не только через мемуары полководцев и сухие сведения и протоколы Генштаба. Они будут обращаться к архивам социальных сетей, личным свидетельствам участников войны, нашим шуткам и мемам. Потому что именно в них есть эмоциональная правда нашей бурной эпохи, преисполненной потерь и боли. 

Настоящий мем точно попадает туда, куда не могут попасть официальные обращения. Смех, который слышно над осколками дрона, — тоже важное историческое свидетельство. Поэтому тот, кто сегодня смеется сквозь боль, создает историю.

Источник материала
loader
loader